Интерлокальные, интерперсональные и интертемпоральные коллизии, взаимность и реторсия, оговорка о публичном порядке.

(а) Интерлокальные, интерперсональные и интертемпоральные коллизии.

Интерлокальные коллизии связаны с наличием государств, в которых существуют административно-территориальные единицы с самостоятельными подсистемами права, обычно - это государства с федеративным устройством. В качестве примера можно привести США, каждый штат которых имеет свое право, сложившееся из собственных судебных прецедентов и принимаемых им законов, в результате чего возникают коллизии, именуемые «межштатными» коллизиями.

Статья 1188 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда подлежит применению право страны, в которых действует несколько правовых систем, применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если невозможно определит в соответствии с правом этой страны, какая из правовых систем подлежит применению, применяется правовая система, с которой отношение наиболее тесно связано.

Интерперсональные коллизии возникают в связи с существованием государств, в которых действуют достаточно обособленные подсистемы права для определенного круга лиц, объединенных либо по принадлежности к той или иной религии (мусульманской, индуистской или иудаистской в странах Востока), либо по принадлежности к той или иной цивилизации (кодифицированное право для европейцев и обычное право разных племен для туземцев в странах экваториальной Африки). Коллизии, возникающие между подобными подсистемами права, называются интерперсональными. Они решаются так же, как и интерлокальные, то есть с использованием дополнительной возможности выбота соответствующей системы права по принципу наиболее тесной связи.

Интертемпоральные коллизии означают коллизии, возникающие из наличия разновременно принятых в одном государстве правовых норм, регулирующих одни и те же частноправовые отношения. Это – проблема внутреннего права каждого государства и в общей теории права называется действием закона в времени. На практике это означает, что в момент возникновения отношений действовал один закон, а в момент рассмотрения дела действует другой закон. В качестве примера можно привести законодательство Германии после воссоединения и бывшей ГДР.

(б) Взаимность и реторсия.

Взаимность – это предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве. В законодательстве большинства государств не содержится общих положений о взаимности. С юридической точки зрения обязательность применения иностранных законов не должна зависеть от взаимности. В РФ этот вопрос урегулирован в пункте 1 статьи 1189 ГК РФ, устанавливающем, что иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяются ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

Реторсия – это применение ответных ограничений в случае, когда одно государство принимает меры, наносящие неосновательный в порядке дискриминации ущерб интересам другого государства или его граждан, что дает право последнему государству на принятие ответных ограничительных мер. Согласно статье 1194 ГК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Пределы применения иностранного права.

(а) Оговорка о публичном порядке.

Оговорка о публичном порядке (ordre public, public policy) используется для

Ограничения применения иностранного права. Ее сущность заключается в том, что применяемые нормы иностранного права не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка. Национальное право, допуская применение иностранного права, устанавливает порядок его применения и допустимые пределы его применения на свое территории. Согласно статье 1193 ГК РФ норма иностранного прва, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Цель использования данной оговорки судом состоит в ограничении, а иногда и полном отрицании применения иностранного права. Понятие публичного порядка характеризуется в судебной практике и доктрине многих государств крайней неопределенностью, поскольку определение пределов оговорки во многих государствах полностью отдается на усмотрение суда.

(б) Императивные нормы.

Оговорка о публичном порядке в законодательстве большинства государств имеет негативный характер, то есть иностранное право не применяется, поскольку оно или его отдельные нормы несовместимы с публичным порядком этого государства. Позитивная оговорка сложилась во Франции и понимается как определенная совокупность норм французского права, в которых заинтересован «публичный порядок и добрые нравы» и которые устраняют применение норм иностранного права, то есть принципы и нормы национального права имеют важное особое значение для защиты общественных и моральных устоев данного государства и должны применяться, даже если национальная коллизионная норма отсылает к иностранному праву.

В настоящее время ряд государств, которые применяли традиционно негативную оговорку, стали применять параллельно и позитивную. Например, в статьях 18 и 19 Закона об МЧП Швейцарии 1987 года установлены положения, согласно которым независимо от права, избираемого на основании швейцарских коллизионных норм, «сохраняют свое действие положения швейцарского права, которые подлежат применению в силу их особых целей». Кроме того, этим законом предусмотрена и защита «публичного порядка» иностранного государства с возможностью применения «права наибольшей связи» (однако это – право суда, а не обязанность).

Унификация в МЧП.

Унификация (unie facere – делать единым) права означает создание единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку между государствами не существует какого-либо наднационального законодательного органа, то унифицированные нормы МЧП можно создавать только путем сотрудничества государств.

Поэтому в основе унификации МЧП лежит сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве государств.

Особенностью унификации МЧП то, что процесс создания унифицированных норм происходит как в международном праве, так и во внутреннем праве государств. Унификация охватывает все отрасли внутреннего права государства (даже уголовное, административное и др).

Как часть внутреннего права МЧП является экстравертным, поскольку его объект – отношения международного характера выходят за пределы одного государства и являются частноправовыми отношениями, осложненными иностранным элементом.

Унификация МЧП имеет два этапа: 1 этап - подготовка и заключение международного договора, по которому государства принимают на себя международные обязательства;

Наши рекомендации