Граждане как субъекты гражданских правоотношений (продолжение)

План

Признание гражданина безвестно отсутствующим.

Признание гражданина умершим.

Опека и попечительство.

1.

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности. Роль и значение института безвестного отсутствия резко возрастают в экстремальных ситуациях. Так обстояло дело в годы войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться. После распада Союза ССР и возникновения целого ряда конфликтов на межнациональной и этнической почве как на территории России, так и в ставших независимыми государствах, входивших ранее в состав Союза, вновь участились случаи, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится обращаться к институту безвестного отсутствия.

В юридической литературе высказаны различные мнения об основаниях признания граждан безвестно отсутствующими и объявления их умершими. Если все согласны с тем, что в основе объявления умершим лежит презумпция (предположение) смерти гражданина, то в вопросе о безвестном отсутствии мнения разделились. Ряд ученых полагает, что как при безвестном отсутствии, так и при объявлении умершим в основе лежит одна и та же презумпция смерти гражданина, поскольку решение суда будет истинным тогда, когда гражданина нет в живых. Другие авторы, напротив, полагают, что в безвестном отсутствии заложена презумпция жизни, ибо нет еще достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых. Третья позиция, которая представляется более правильной, основана на том , что никакого предположения в основе решения суда о безвестном отсутствии нет. Суд только констатирует факт отсутствия лица и не исходит из предположений ни о жизни, ни о смерти гражданина. Последствия признания лица безвестно отсутствующим отнюдь не таковы, чтобы предполагать что-либо, скорее речь идет об устранении недостатка в достоверной информации о причинах отсутствия субъекта в достоверной информации о причинах отсутствия субъекта правоотношений.

Таким образом, безвестное отсутствие ― σдостоверенный в установленном законом порядке факт длительного отсутствия лица в месте его жительства при условии неполучения в течение определенного времени сведений о месте его пребывания. Необходимым признаком безвестного отсутствия лица является невозможность устранения неизвестности теми мерами и способами, какие предусмотрены законом (путем оповещений опросов граждан и должностных лиц, могущие дать сведения об отсутствующем и т.д.).

Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц ― первое января следующего года.

Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства (см. гл. 28 ГПК). При вынесении решения суд оценивает все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения. Так, гражданские отношения рассчитаны на нормальное их развитие и не предполагают, что кто-либо может специально прятаться, уклоняться от обнаружения его местонахождения. Поэтому, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, ибо безвестность отсутствия может быть устранена его розыском.

На основании решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина (при необходимости постоянного управления им) в доверительное управление определенному этим органом лицу (ст. 43 ГК). Из имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолжность по его другим обязательствам. Наряду с учреждением управления имуществом безвестное отсутствие может повлечь и другие установленные законом последствия. Например, с безвестно отсутствующим может быть расторгнут брак в упрощенном порядке. Если имущество гражданина таково, что оно может и до истечения годичного срока назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина. При этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Последствия признания лица безвестно отсутствующим определяются законом. Во-первых, при необходимости постоянного управления имуществом безвестно отсутствующего орган опеки и попечительства заключает с выбранным им лицом договор доверительного управления этим имуществом; во-вторых, из имущества безвестно отсутствующего выдается содержание лицам, которых он обязан содержать, а также погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Следует отметить, что в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

Таким образом, из всего выше сказанного, можно выделить два главных основания признания судом гражданина безвестно отсутствующим. Во-первых, это заявление заинтересованного лица, когда это необходимо ему для защиты нарушенного или оспариваемого права. Причем, дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается при обязательном участии прокурора. Во-вторых, основанием признания судом гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в месте жительства в течение года.

Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающем фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или обычая. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (например, в творческой деятельности). С соблюдением действующего законодательства гражданин при достижении возраста 18 лет вправе переменить свои фамилию, имя и отчество. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени, и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений перемене его имени не смотря на смену имении, фамилии и отчества. Таким образом, происходит правопреемство всех прав и обязанностей старого имени. Граждане вправе сами выбирать себе место жительства. Причем под местом жительства гражданина понимается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Законом РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" вместо прописки введен режим заявительной регистрации при изменении места жительства гражданина. Таким образом, гражданин может свободно переезжать с места на место, только каждый раз не забывать регистрироваться на новом месте. Право на свободный выбор места пребывания и жительства в случае нарушения подлежит судебной защите, поскольку место жительства наряду с именем гражданина является средством его индивидуализации и имеет значение, в частности, при определении места исполнения обязательства или места открытия наследства. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, а также граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

2.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о его месте пребывания в течение 5 лет, а если бы пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая – в течение 6 мес.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести, при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим вносится запись о смерти этого гражданина в книге регистрации актов гражданского состояния.

Юридическими последствиями объявления гражданина умершим является прекращение всех его прав и обязанностей и переход их к наследникам, которые приняли наследство. Не переходят лишь права и обязанности, которые связаны с личностью объявленного умершим или исполнение которых невозможно без его личного участия.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, будучи в действительности живым, совершил юридически значимые действия, они считаются действительными, т.к. объявление умершим не влияет на его субъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.

Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло этому лицу после объявления гражданина умершим.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить это имущество ему, если доказано, что приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

3.

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан законом введен институт опеки и попечительства. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными недееспособными. Попечительство ― над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами или попечителями граждане, лишенные родительских прав. Опекунами и попечителями граждан, помещенных в государственные учреждения, являются эти государственные учреждения, но в том случае, когда они не имеют других опекунов или попечителей. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно ― и желание подопечного.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев предусмотренных законом. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигших шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Являясь законными представителями подопечного, опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства, особенно это касается сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного: отчуждение имущества, сдача его внаем, в залог, безвозмездное пользование и т.п. Не вправе опекуны и попечители, а также их супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом. Указанное ограничение вытекает из отношений законного представительства, с одной стороны, и отсутствия дееспособности в полном объеме либо в части у подопечного, с другой.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Органы местного самоуправления осуществляют возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству в силу ст.132 Конституции РФ. Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних детей определены в ст.31-41 ГК РФ, а также в ст.8,28,64-67 и др. Семейного Кодекса. При осуществлении своих функций органы опеки и попечительства принимают решения, которые являются обязательными для всех организаций и граждан. Организации работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ (ст.8 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления"). Опекун или попечитель назначается соответствующим административным актом. Акт главы местной администрации об установлении опеки и попечительства и назначении конкретного лица опекуном или попечителем может быть обжалован в суде на основании Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993г. Полномочия опекуна или попечителя подтверждаются удостоверением, которое выдается органом опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, который предполагает обязательное и систематическое наблюдение за условиями жизни подопечных, исполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей. Органы опеки и попечительства освобождают опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления; признания гражданина полностью дееспособным; помещения подопечных в государственные учреждения (воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение), а также в случае нарушения опекунами или попечителями действующего законодательства в отношении подопечных. При наличии уважительных причин (болезнь, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.д.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения принятых на себя обязанностей по его просьбе. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем, лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки и попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи органы опеки и попечительства могут отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности, в том числе привлечь виновное лицо к возмещению причиненного вреда подопечному.

При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

Попечительство может устанавливаться не только над частично или ограниченно дееспособными гражданами, но и над дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, например над инвалидами по зрению. Такая форма попечительства именуется патронажем (ст.41 ГК). Попечитель над совершеннолетним дееспособным гражданином назначается органом опеки и попечительства с согласия совершеннолетнего. Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного. Договор заключается попечителем с лицом, над которым учреждается патронаж. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем. Попечитель (помощник) гражданина, находящегося под патронажем, освобождается от выполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных ст.39 ГК. Таким образом, установление патронажа не ведет к ограничению дееспособности подопечного.

Итак, исходя из всего вышесказанного, следует выделить основные различия между опекой и попечительством. На мой взгляд, таких различий несколько. В чем же они заключаются? Во-первых, опека устанавливается над малолетними и над гражданами, признанными судом недееспособными, а попечительство ― над несовершеннолетними, ограниченными судом в дееспособности, а во-вторых, опекуны совершают все необходимые сделки от имени подопечных и в интересах, тогда как попечители лишь дают согласие на совершение подопечными сделок, которые те не вправе совершать самостоятельно.

Лекция 6

Наши рекомендации