По уровню, на котором устанавливаются и контролируются налоги (статусная классификация налогов по принадлежности к уровню управления).

Федеральныеналоги (плательщики, объект налогообложения, размеры ставок, порядок зачисления в соответствующие бюджеты) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и обязательны к выполнению на всей территории государства.

Региональные налогиустанавливаются законодательными актами рес­публик, решениями органов государственной власти краев, областей и автоном­ных округов и обязательны к исполнению на территории данного субъекта РФ.

Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие эле­менты налогообложения (помимо тех, которые определены федеральными за­конодательными актами):

- налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодатель­ством РФ;

- порядок и сроки уплаты налога;

- форму отчетности по данному региональному налогу.

При установлении регионального налога законодательными (представи­тельными) органами субъектов РФ могут быть предусмотрены налоговые льго­ты и основания для их использования налогоплательщиками.

Местныеналоги устанавливаются нормативно-правовыми актами пред­ставительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на тер­ритории соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с законодательством под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединен­ных единой территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пре­делах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципаль­ная собственность, местный бюджет и выборные (в том числе представитель­ные) органы местного самоуправления.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного само­управления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения (помимо тех, которые определены федеральными законода­тельными актами):

• налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законода­тельством РФ;

• порядок и сроки уплаты налога

• форму отчетности по данному местному налогу

• а также налоговые льготы.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги (или) сборы, не предусмотренные законодательством РФ.

Информация об установлении региональных и местных налогов или сбо­ров и копии законов направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в Федеральную налоговую службу и Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы.

В соответствие с Налоговым кодексом, действующая система налогов РФ включает следующие налоги и сборы (ст.13-15 НК).

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья

3) налог на прибыль организаций

4) налог на доходы физических лиц;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6 ) водный налог;

7) сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объек­тами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес.

Местные налоги:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Специальные налоговые режимы- предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК. К этим режимам относятся:

1) система налогообложения для сельхозтоваропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог ЕСХН);

2) упрощенная система налогообложения - УСН;

3) система налогообложения единого налога на вмененный доход для от­дельных видов деятельности - ЕНВД;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

4. По объекту налогообложения:

- реальные (имущественные) - налогом облагается продажа, покупка, владение имуществом, особенность налога - не зависят от финансовых возможностей плательщика);

- ресурсные (рентные) - налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю);

- личные - учитывается финансовое положение налогоплательщика - налог с доходов физических лиц;

- налоги с фонда оплаты труда объект - расходы налогоплательщика, связанные с выплатой заработной платы и других видов вознаграждения работников - ЕСН.

5. В зависимости от установленных ставок - пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и т.д.

6. По праву использования собранных налогов -закрепленные (закреплены за бюджетом) и регулирующие (поступления между бюджетами распределяются по нормативам).

7. По способу обложения (у источника, по декларации, по кадастру):

- "у источника" - осуществляется при обложении доходов лиц наемного труда, в частности у нас - характерен для налога на доходы физических лиц - бухгалтерия исчисляет и удерживает налог с доходов работающих. По сути налог у источника - изъятие налога до получения дохода;

- "по декларации" - изъятие части дохода после его получения (предусмотрена подача налогоплательщиком налоговой декларации - официального заявления в налоговые органы о полученных доходах за определенный период времени; обычно - при доходах из многих источников);

- "по кадастру" - то есть по реестру, содержащему перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним призна­кам (по размеру участка, объема двигателя и т.д.).

8. По назначению:

-абстрактные (взимаются в любой налоговой системе налогов -расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете);

- целевые (закреплены за видами расходов - например - в государственные внебюджетные фонды).

9. По источнику обложения:

- из выручки от реализации (включаемые в цену продукции или в себестоимость);

- из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли);

- из доходов (граждан).

Обобщенная классификация налогов РФ приведена на Рис. 3.2. Основными классификационными признаками являются: субъект налога, объект налогообложения, вид ставки, способ обложения, источник уплаты, назначение, принадлежность к уровням власти и управления, право использования сумм налоговых поступлений, возможность переложения.

Наши рекомендации