По уровню, на котором устанавливаются и контролируются налоги (статусная классификация налогов по принадлежности к уровню управления).
Федеральныеналоги (плательщики, объект налогообложения, размеры ставок, порядок зачисления в соответствующие бюджеты) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и обязательны к выполнению на всей территории государства.
Региональные налогиустанавливаются законодательными актами республик, решениями органов государственной власти краев, областей и автономных округов и обязательны к исполнению на территории данного субъекта РФ.
Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения (помимо тех, которые определены федеральными законодательными актами):
- налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
- форму отчетности по данному региональному налогу.
При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Местныеналоги устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с законодательством под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных единой территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные (в том числе представительные) органы местного самоуправления.
Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения (помимо тех, которые определены федеральными законодательными актами):
• налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством РФ;
• порядок и сроки уплаты налога
• форму отчетности по данному местному налогу
• а также налоговые льготы.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги (или) сборы, не предусмотренные законодательством РФ.
Информация об установлении региональных и местных налогов или сборов и копии законов направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в Федеральную налоговую службу и Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы.
В соответствие с Налоговым кодексом, действующая система налогов РФ включает следующие налоги и сборы (ст.13-15 НК).
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья
3) налог на прибыль организаций
4) налог на доходы физических лиц;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6 ) водный налог;
7) сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Региональные налоги:
1) налог на имущество организаций;
2) транспортный налог;
3) налог на игорный бизнес.
Местные налоги:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Специальные налоговые режимы- предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК. К этим режимам относятся:
1) система налогообложения для сельхозтоваропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог ЕСХН);
2) упрощенная система налогообложения - УСН;
3) система налогообложения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
4. По объекту налогообложения:
- реальные (имущественные) - налогом облагается продажа, покупка, владение имуществом, особенность налога - не зависят от финансовых возможностей плательщика);
- ресурсные (рентные) - налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю);
- личные - учитывается финансовое положение налогоплательщика - налог с доходов физических лиц;
- налоги с фонда оплаты труда объект - расходы налогоплательщика, связанные с выплатой заработной платы и других видов вознаграждения работников - ЕСН.
5. В зависимости от установленных ставок - пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и т.д.
6. По праву использования собранных налогов -закрепленные (закреплены за бюджетом) и регулирующие (поступления между бюджетами распределяются по нормативам).
7. По способу обложения (у источника, по декларации, по кадастру):
- "у источника" - осуществляется при обложении доходов лиц наемного труда, в частности у нас - характерен для налога на доходы физических лиц - бухгалтерия исчисляет и удерживает налог с доходов работающих. По сути налог у источника - изъятие налога до получения дохода;
- "по декларации" - изъятие части дохода после его получения (предусмотрена подача налогоплательщиком налоговой декларации - официального заявления в налоговые органы о полученных доходах за определенный период времени; обычно - при доходах из многих источников);
- "по кадастру" - то есть по реестру, содержащему перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам (по размеру участка, объема двигателя и т.д.).
8. По назначению:
-абстрактные (взимаются в любой налоговой системе налогов -расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете);
- целевые (закреплены за видами расходов - например - в государственные внебюджетные фонды).
9. По источнику обложения:
- из выручки от реализации (включаемые в цену продукции или в себестоимость);
- из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли);
- из доходов (граждан).
Обобщенная классификация налогов РФ приведена на Рис. 3.2. Основными классификационными признаками являются: субъект налога, объект налогообложения, вид ставки, способ обложения, источник уплаты, назначение, принадлежность к уровням власти и управления, право использования сумм налоговых поступлений, возможность переложения.