Результаты опытно-эспериментальной работы
Тест «Диагностика личностного роста» (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова)
Тест «Диагностика личностного роста» (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова)
В процедуру анкетирования включалось: наблюдение, беседа и собственно анкетирование.Цели мониторинга:
1. Конкретизировать цели воспитательной работы для дифференцированного подхода к учащимся разного уровня воспитанности.
2. Объяснить индивидуальный подход к личности каждого ребёнка.
3. Обосновать выбор содержания и методов воспитательной работы.
Учащимся предложено ряд вопросов и бланк ответов, на которые они ставят определенные баллы, где: +4– несомненно, да;+3 – да, конечно;+2 – в общем, да;+1 – скорее да, чем нет; 0 – ни да, ни нет; -1 – скорее нет, чем да; -2 – в общем, нет; -3 – нет, конечно; -4 – нет, абсолютно неверно. Каждый учащийся отвечает в бланке ответа, затем производится подсчет по следующим категориям: характер отношений школьника к Отечеству, характер отношений школьника к Земле, характер отношений школьника к миру, характер отношений школьника к труду, характер отношений школьника к культуре, характер отношений школьника к знаниям, характер отношений школьника к другим людям, характер отношений школьника к иным людям, представителям иной национальности, характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному «Я», характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному «Я» Если сумма баллов по той или иной шкале составляет:
от -28 до -14, то условно можно говорить об устойчиво-негативном отношении школьника к соответствующему феномену;
от -14 до 0, - о ситуативно-негативном отношении;
от 0 до 14, - о ситуативно-позитивном отношении;
от 14 до 28, - об устойчиво-позитивном отношении
Затем показатели сравнивались и на основе делались выводы.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Полученных данные (см. приложение 3) дают представление о наиболее проблемных аспектах воспитанности школьников. Это позволяет, педагогу определять цели и запланировать, а также организовать свою работу с учетом проблемных аспектах и акцентировать свое внимание на острых вопросах воспитания. Стоит обратить внимание на такие, критерии, как отношение учащихся к знаниям, к иным людям и внутреннему миру. Также полученные результаты показывают на сформированности уровням воспитанности школьников, что позволяет судить о развитие личности и личностного потенциала.
Рекомендации учащемуся, классному руководителю, родителям по формированию нравственных качеств школьников для развития личностного потенциала заключаются: во-первых, в создании эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс нравственного самосовершенствования личности; во-вторых, в развитии нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.
А.П.Чехов: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
Вывод по 2 главе
Результаты опытно-экспериментальной работы, то есть нашего диагностического исследования, направленного на выявление взаимосвязи различных показателей сформированности гражданственности и патриотизма, с развитием личностного потенциала, получило следующие выводы:
Способность любви к Отечеству, к миру, к культуре являются фактором формирования личности учащегося с цельными качествами гражданско-патриотического воспитания. При этом каждый показатель вносит свой вклад в развитие личности. Таким образом, задачи исследования получили ожидаемый результат. Полученные данные можно использовать для составления классным руководителем календарно-тематического планирования, направленного, прежде всего, на воспитательные цели и задачи, которые смогут развить у обучающихся уровни личностного роста. Процесс выработки нравственных представлений по данному вопросу осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже.
Заключение
Рассматривая понятия личностный потенциал, были выявлены проблемные вопросы, которые характеризуют данную тему, имеющую различные подходы и определения. Изучение процесса становления личности школьника имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества. Решение задачи становления личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию личностного потенциала учащихся. К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. Личностный потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека. Немало важным аспектом личностного потенциала и его роста является гражданско-патриотическое воспитание школьников. В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.
Подводя итог, хочется отметить, что в теоретической части дипломной работы, мы обсудили постановку проблемы человеческого и личностного потенциала в психологии и смежных науках, связав ее с возрастающим смещением фокуса внимания психологии со сферы необходимого на сферу возможного. Проследив исторические тенденции, мы пришли к выводу о том, что идея потенциала личности представляет собой закономерное порождение современного уровня развития наук о человеке. Интеллектуальный, творческий, личностный потенциал – особого рода возможность, которая, реализуясь, все время сохраняется как возможность дальнейшей деятельности.
Результаты опытно-экспериментальной работы, то есть нашего диагностического исследования, направленного на выявление взаимосвязи различных показателей сформированности гражданственности и патриотизма, с развитием личностного потенциала, получило следующие выводы:
Способность любви к Отечеству, к миру, к культуре являются фактором формирования личности учащегося с цельными качествами гражданско-патриотического воспитания. При этом каждый показатель вносит свой вклад в развитие личности. Таким образом, задачи исследования получили ожидаемый результат. Полученные данные можно использовать для составления классным руководителем календарно-тематического планирования, направленного, прежде всего, на воспитательные цели и задачи, которые смогут развить у обучающихся уровни личностного роста. Процесс выработки нравственных представлений по данному вопросу осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже.
В результате проведения данного исследования подтвердилась важность формирования гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы для развития полноценной личности и дальнейшего процветания нашей республики. Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Организация гражданско-патриотического воспитания в школе сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом – подталкивая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, и различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.
Список используемой литературы
1. Бахтин А.И. Эффективность использования образовательного потенциала. - М: Наука, 2009. – 219 с.
2. Богомаз С. А. Измерение параметров личностного потенциала человека: опросниковые методы // Томск: ГОУ ВПО Томский государственный университет. Факультет психологии – 2012– 42 с.
3. Братус С., Леонтьев Д. А. Ученые записки для общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1. - М.: Смысл, 2002. -65 с.
4. Величко С. В. Роль личностного потенциала в процессах социальной адаптации // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2004. № 1 (17). - 126–130 с.
5. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. - 52–65 с.
6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2008. – 500 с.
7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:« Просвещение», 2009. – 213 с.
8. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. – 265 с.
9. Каган М. С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Каган М.С. Избр. тр. Т. 3. 241 с.
10. Келле В. Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек. 1997. № 6. - 5–14 с.
11. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике . М:. ИКЦ, 2005. – 448 с.
12. Кузнецова Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
13. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения.ж.Педагогика и жизнь №5 – 2006. - 110-111 c.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004, - 312 с.
15. Леонтьев Д. А. (ред.) Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. – 675 с.
16. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. – 43 с.
17. Марков В. Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности // Мир психологии. 2000. № 1. - 31–40 с.
18. Михайлова О.Б. Инновационный потенциал личности: диагностика и развитие. Монография. М.: Институт МИРБИС.-2012. - 180 с.
19. Михайлова О. Б. Развитие профессиональной идентичности как стратегия преодоления психологических барьеров в инновационной деятельности //Вестник РУДН.- Серия: Психология и педагогика.-2011.-№1.- 61-67 с.
20. Павлова А. М. Проблема изучения профессионально-личностого потенциала, результаты поискового исследования/ А. М. Павлова, Э. Ф. Зеер// Образование и наука. – 2002.- №1(13). - 103-117 с.
21. Поляков С. Д., Петренко Е. Л. Модель диагностики результатов школьного воспитания. Методическое пособие. – Ульяновск. УИПКПРО, 2012.- 65 с.
22. Резник Ю. М. Личностный потенциал и стратегия жизни человека // Человеческий потенциал как критический ресурс России / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: Институт философии РАН, 2007. - 119–125 с.
23. Северина О. А. Гражданско-правовое воспитание школьников. 8-11 классы. Диагностика. Методическое пособие. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 79 с.
24. Степанов П. В Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе. Методическое пособие. – М.: Педагогический поиск, 2007.- 210 с.
25. Юдин Б.Г. Интеллектуальный потенциал личности и инновационное развитие страны // Инновационное развитие России и человеческий потенциал молодежи / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: Институт философии РАН, 2008. - 5–14 с.
26. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 2000. – 195 с.
Приложение 1