Развитие личностного потенциала обучающихся средствами гражданско-патриотического воспитания

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Выполнила:

студентка 5 курса

факультета биологии, химии и экологии

очной формы обучения

Шинкарёва Надежда Игоревна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Петрова Людмила Андреевна,

Рецензент:

Оценка________________

Орехово-Зуево

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Развитие личностного потенциала обучающихся: теоретические подходы

1.1Личностный потенциал обучающихся как психолого-педагогическая проблема……7

1.2 Педагогические условия реализации личностных потенциалов обучающихся в учебной и внеучебной деятельности………………………..……………………………...14

1.3 Гражданственность и патриотизм как нравственные ценности личности обучающихся………………………………………………………………………………...20

Вывод по первой главе ……………………………………………………………………..26

Глава 2. Практика гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях современной школы

2.1 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности……………………………………………………….27

2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности и патриотизма как показателей развитости личностного потенциала обучающихся………………………………………………………………………………...29

2.3 Результаты опытно-эспериментальной работы……………………………………….39

Вывод по второй главе……………………………………………………………………...42

Заключение…………………………………………………………………………………..43

Список литературы…………………………………………………….……………………45

Приложение………………………………………………………………………………….47

Введение

Сегодня образовательная среда требует от современного подрастающего поколения быть достаточно устремленными, успешными, активными людьми, имеющими четкую жизненную позицию, с ясными целями и умением выражать свое мнение, всё это необходимо для дальнейшей социализации и самореализации во всех сферах деятельности.

В последние годы одной наиболее актуальной проблемой социальных и гуманитарных наук является проблема человеческого потенциала, разрабатываемая в рамках концепции человеческого капитала. Такие понятия как «личностное здоровье», «личностный потенциал», «самодетерминация», «саморазвитие» и «самоактуализация» основываются на личностном потенциале – системное, многоуровневое и многокомпонентное психологическое образование, лежащее в основе способности человека руководить своим поведением на основе устойчивых внутренних критериев, независимо от меняющихся обстоятельств.

Научное исследование возможностей развития личностного потенциала обучающихся средствами образования является гуманистическим по смыслу, личностно-ориентированным по технологии, творчески созидательным по отношению к личности. Сущностный анализ основных положений теории развития личностного потенциала обучающихся показывает, что данное научное направление ориентировано на поиск путей решения актуальных задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой современного образования. Это возрастающие требования к более активной реализации функций социальной адаптации личности в обществе, вопросы развития социальной и культурной идентификации человека, сохранения и укрепления его биологического, социального и духовно-нравственного здоровья.

В современных психологических, педагогических и социологических исследованиях (Д. А. Леонтьев, Е. Ф. Зеер, В. И. Носков, А. М. Павлова и др.) уделяется большое внимание изучению понятия личностного потенциала, в котором рассматриваются внутренние ресурсы человека, предрасположенность, реакция на определенные социальные условия, выбор жизненных стратегий, тактика поведения, направленность в действиях, активность. В современных психологических и педагогических словарях конкретного определения понятия личностного потенциала нет, это побудило нас воспользоваться другим источниками, чтобы разобраться с данным термином. «Потенциал (от лат. potentia – сила) – это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Структурные компоненты личностного потенциала многогранны и захватывают практически все психические процессы становления личности, на развитие и становление этих ключевых качеств большое влияние оказывает многие социальные институты, но и также сам процесс социализации.

Личностный потенциал обучающихся и его развитие является проблемным вопросом, так как многие педагоги пытаются решить ряд задач для выявления конкретных этапов развития обучающихся как личностно целостных граждан.

Для измерения «личностного в личности» Леонтьев Д. А. вводит понятие «личностный потенциал». Повседневный опыт даёт нам представление об индивидуальной характеристики каждого человека, а также об определенном стержне личности [15].

Личностный потенциал – системная организация личностных особенностей, образующих «стержень личности» и отражающих уровень личностной зрелости (Д. А. Леонтьев) [16].

По мнению, Д.А. Леонтьева, личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности и обеспечивает:

· с одной стороны, устойчивость личности и ее смысловых ориентаций в изменчивом мире, в котором низкая степень прогнозируемости будущих событий и «ситуация неопределенности» приобретают онтологический статус;

· с другой стороны, возможность человеку изменять свою стратегию и тактику поведения при изменении ситуации, проявлять ситуативную активность. Данная возможность позволяет ему не только приспосабливаться к изменившимся условиям, но и эффективно справляться с возникающими перед ним новыми задачами посредством самостоятельного создания необходимых условий, как в профессиональной области, так и в других сферах жизни.

Высокий личностный потенциал человека оказывается важным условием формирования эффективных механизмов саморегуляции и тем самым позволяет человеку справляться с возникающими проблемами в различных сферах жизни и организовывать собственное жизненное пространство [16].

Раскрытие потенциальных возможностей обучающихся происходит в разной степени и качествах, в процессе урочной и внеурочной деятельности. В современной жизни человек должен обладать значительной степенью устойчивости к неблагоприятным изменениям, гибко реагируя на новые возможности и используя их, должен уметь достигать значимых целей. Именно поэтому в психологии и педагогике постоянно идет поиск внутренних и внешних факторов, которые обусловливают устойчивость и динамизм человека в изменяющихся условиях жизни. Рассматривая систему воспитания как ведущего фактора развития личностного потенциала обучающихся, мы основываемся на положениях наиболее известных в отечественной педагогике научных школ, использующих категорию «воспитание» как ведущую, - Л. В. Байбородовой, Е. В. Бондаревской, И. А.Зимней, В. А. Караковского, И. А. Колесниковой, Л. И. Маленковой, Л. И. Новиковой, С. Д. Полякова.

Объект исследования –процесс формирования и развитияличностного потенциала обучающихся.

Предметом исследования, является развитие личностного потенциала обучающихся средствами гражданско-патриотического воспитания.

Цель исследования– выявить педагогические пути и условия, обеспечивающие развитие личностного потенциала обучающихся.

Согласно цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. выявить основные педагогические условия реализации личностных потенциалов обучающихся в воспитательном процессе;

3. раскрыть сущность гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы.

4. провести опытно-экспериментальную работу по формированию гражданственности и патриотизма как показателей развитости личностного потенциала обучающихся.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию педагогического процесса в общеобразовательной школе в соответствии с современной образовательной парадигмой, предусматривающей личностно ориентированное обучение и воспитание, в котором раскрывается, формируется и развивается индивидуальность каждого ученика, повышается его личностный потенциал.

Методы исследования:

· библиографические методы (анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования);

· метод экспертов (беседы с учителями);

· наблюдение за детьми и анализ детских работ;

· психодиагностические методы;

· статистические методы.

Вывод по первой главе

Анализ литературы связанный с данной тематикой, показал, что сущность и структура определения данного вопроса трактуется по-разному, с точки зрения понятийных так и существенных основ. Особенностью является то, что личностный потенциал как единой системы и концептуальный схемы нет, то есть отсутствует. Но каждый из авторов утверждал, что у обучающегося заложен личностный потенциал, который направлен на определённые виды деятельности. Выявлено, что особенностью личностного потенциала является способность к выполнению основных действий, таких как, принятие решений, осуществление самостоятельного выбора схемы решения проблемы, анализ конкретного пути из сложившейся ситуации.

По-нашему мнению, решение данных вопросов возможно через развитие и реализацию личностного потенциала учащихся. Так как на первый план выходит воспитание активной гражданской позиции учащихся, умение самоорганизовать свою деятельность и самосовершенствование в той или иной работе, то, следовательно, в свою очередь от педагога зависит именно создание благоприятных условий и помощь в процессе развития личностного потенциала обучающихся.

Подводя итог можно отметить, что именно воспитанием – в социальном, широком смысле – можно считать функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, семьей и школой. В более узком, педагогическом смысле – как специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. В еще более узком смысле – как воспитательную работу школы по развитию личностного потенциала обучающихся потенциала обучающихся, прежде всего, акцентируя внимание на формировании их гражданственно-патриотической культуры.

Вывод по 2 главе

Результаты опытно-экспериментальной работы, то есть нашего диагностического исследования, направленного на выявление взаимосвязи различных показателей сформированности гражданственности и патриотизма, с развитием личностного потенциала, получило следующие выводы:

Способность любви к Отечеству, к миру, к культуре являются фактором формирования личности учащегося с цельными качествами гражданско-патриотического воспитания. При этом каждый показатель вносит свой вклад в развитие личности. Таким образом, задачи исследования получили ожидаемый результат. Полученные данные можно использовать для составления классным руководителем календарно-тематического планирования, направленного, прежде всего, на воспитательные цели и задачи, которые смогут развить у обучающихся уровни личностного роста. Процесс выработки нравственных представлений по данному вопросу осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже.

Заключение

Рассматривая понятия личностный потенциал, были выявлены проблемные вопросы, которые характеризуют данную тему, имеющую различные подходы и определения. Изучение процесса становления личности школьника имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества. Решение задачи становления личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию личностного потенциала учащихся. К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. Личностный потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека. Немало важным аспектом личностного потенциала и его роста является гражданско-патриотическое воспитание школьников. В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.

Подводя итог, хочется отметить, что в теоретической части дипломной работы, мы обсудили постановку проблемы человеческого и личностного потенциала в психологии и смежных науках, связав ее с возрастающим смещением фокуса внимания психологии со сферы необходимого на сферу возможного. Проследив исторические тенденции, мы пришли к выводу о том, что идея потенциала личности представляет собой закономерное порождение современного уровня развития наук о человеке. Интеллектуальный, творческий, личностный потенциал – особого рода возможность, которая, реализуясь, все время сохраняется как возможность дальнейшей деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы, то есть нашего диагностического исследования, направленного на выявление взаимосвязи различных показателей сформированности гражданственности и патриотизма, с развитием личностного потенциала, получило следующие выводы:

Способность любви к Отечеству, к миру, к культуре являются фактором формирования личности учащегося с цельными качествами гражданско-патриотического воспитания. При этом каждый показатель вносит свой вклад в развитие личности. Таким образом, задачи исследования получили ожидаемый результат. Полученные данные можно использовать для составления классным руководителем календарно-тематического планирования, направленного, прежде всего, на воспитательные цели и задачи, которые смогут развить у обучающихся уровни личностного роста. Процесс выработки нравственных представлений по данному вопросу осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже.

В результате проведения данного исследования подтвердилась важность формирования гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы для развития полноценной личности и дальнейшего процветания нашей республики. Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Организация гражданско-патриотического воспитания в школе сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом – подталкивая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, и различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.

Список используемой литературы

1. Бахтин А.И. Эффективность использования образовательного потенциала. - М: Наука, 2009. – 219 с.

2. Богомаз С. А. Измерение параметров личностного потенциала человека: опросниковые методы // Томск: ГОУ ВПО Томский государственный университет. Факультет психологии – 2012– 42 с.

3. Братус С., Леонтьев Д. А. Ученые записки для общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1. - М.: Смысл, 2002. -65 с.

4. Величко С. В. Роль личностного потенциала в процессах социальной адаптации // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2004. № 1 (17). - 126–130 с.

5. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. - 52–65 с.

6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2008. – 500 с.

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:« Просвещение», 2009. – 213 с.

8. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. – 265 с.

9. Каган М. С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Каган М.С. Избр. тр. Т. 3. 241 с.

10. Келле В. Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек. 1997. № 6. - 5–14 с.

11. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике . М:. ИКЦ, 2005. – 448 с.

12. Кузнецова Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

13. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения.ж.Педагогика и жизнь №5 – 2006. - 110-111 c.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004, - 312 с.

15. Леонтьев Д. А. (ред.) Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. – 675 с.

16. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. – 43 с.

17. Марков В. Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности // Мир психологии. 2000. № 1. - 31–40 с.

18. Михайлова О.Б. Инновационный потенциал личности: диагностика и развитие. Монография. М.: Институт МИРБИС.-2012. - 180 с.

19. Михайлова О. Б. Развитие профессиональной идентичности как стратегия преодоления психологических барьеров в инновационной деятельности //Вестник РУДН.- Серия: Психология и педагогика.-2011.-№1.- 61-67 с.

20. Павлова А. М. Проблема изучения профессионально-личностого потенциала, результаты поискового исследования/ А. М. Павлова, Э. Ф. Зеер// Образование и наука. – 2002.- №1(13). - 103-117 с.

21. Поляков С. Д., Петренко Е. Л. Модель диагностики результатов школьного воспитания. Методическое пособие. – Ульяновск. УИПКПРО, 2012.- 65 с.

22. Резник Ю. М. Личностный потенциал и стратегия жизни человека // Человеческий потенциал как критический ресурс России / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: Институт философии РАН, 2007. - 119–125 с.

23. Северина О. А. Гражданско-правовое воспитание школьников. 8-11 классы. Диагностика. Методическое пособие. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 79 с.

24. Степанов П. В Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе. Методическое пособие. – М.: Педагогический поиск, 2007.- 210 с.

25. Юдин Б.Г. Интеллектуальный потенциал личности и инновационное развитие страны // Инновационное развитие России и человеческий потенциал молодежи / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: Институт философии РАН, 2008. - 5–14 с.

26. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 2000. – 195 с.

Приложение 1

Приложение 2

Классный час на тему «Быть гражданином это – …»

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства.

Задачи:

· закрепить понятия о гражданственности и гражданском долге;

· развивать у учащихся умение выражать собственную позицию, вести диалог;

· способствовать развитию чувства уважения к стране.

· расширение кругозора

· умение делать выводы

· воспитание уважения другой точки зрения

Оборудование: ИКТ, музыкальный диск «Песни о России», карточки с качествами гражданина.

Ход мероприятия.

«В ком нет любви к стране родной,

те сердцем нищие калеки»

Т.Г.Шевченко

Учитель: Для начала, предлагаю повернуться к своему соседу и улыбнуться. Мы достигли благоприятного эмоционального настроя, поэтому можем продолжать. Тема нашего занятия «Быть гражданином это - » Предположите, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать.

Ответы учащихся.

Учитель:Я согласна с вами, действительно за подвигами России стоят люди, граждане нашей страны. Давайте вспомним, какими качествами должен обладать человек, носящий гордое звание гражданин.

Учащиеся берутзаготовки с качествами гражданина, необходимые вывешивают на доске, а лишние выбрасывают в корзину, объясняя свой выбор по возможности приводят примеры: отзывчивость, чувство долга, преданность Родине, любовь к Родине, гуманность, искренность, стыдливость, чувство вины, честность, сочувствие, милосердие, чувство чести, и т.д.

Учитель:Теперь прошу дополнить список качеств гражданина и вывесить их на доске. Прошу выбрать из всех пять самых важных.

Учитель:Спасибо, таким образом, на доске появились качества гражданина, а в корзине те за которые нам было бы стыдно, но гражданин это не титул а активное участие в жизни общества. На протяжении тысячелетий истории России большинство людей, проживавших в нашей стране, и в тяжёлые, и в хорошие времена гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определённых обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что он – гражданин России.

Учащиеся представляют своё домашнее задание, в котором приводят примеры о гражданских поступках людей. Слушатели задают вопросы.

Учитель: Всегда у всех народов ценились качества, которые помогали обществу развиваться. Это гражданские чувства. Какие чувства можно назвать гражданскими?

Учитель:Гражданские чувства – это движение души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Они побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это. Приведите пример из своей жизни.

Учитель: Заканчивая занятие давайте вернёмся к эпиграфу урока. Т.о. гражданские чувства проявляются благодаря любви к Родине. И закончить сегодняшнее занятие я хочу словами.

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть. Вовремя спать.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

Учитель: Мы с вами должны понимать, что благополучие общества во многом зависит от того какими качествами обладают его члены, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей.

Приложение 3

Таблица № 1 « Результаты теста уровней личностного роста»

Характеристика Устойчиво-негативная Ситуативно-негативная Ситуативно-позитивная Устойчиво-позитивная
Отношение к Отечеству 0 % 0% 25% 75%
Отношение к Земле 0% 0% 8% 92%
Отношение к миру 2% 8% 65% 25%
Отношение к труду 6% 11% 38% 45%
Отношение к культуре 0% 16% 24% 60%
Отношение к знаниям 9% 14% 28% 49%
Отношение к другим людям 6% 15% 23% 56%
Отношение к иным людям 8% 14% 56% 10%
Отношение к своему здоровью, телесное «Я» 2% 18% 40% 40%
Отношение к внутреннему миру, духовному «Я» 9% 32% 23% 36%

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Выполнила:

студентка 5 курса

факультета биологии, химии и экологии

очной формы обучения

Шинкарёва Надежда Игоревна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Петрова Людмила Андреевна,

Рецензент:

Оценка________________

Орехово-Зуево

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Развитие личностного потенциала обучающихся: теоретические подходы

1.1Личностный потенциал обучающихся как психолого-педагогическая проблема……7

1.2 Педагогические условия реализации личностных потенциалов обучающихся в учебной и внеучебной деятельности………………………..……………………………...14

1.3 Гражданственность и патриотизм как нравственные ценности личности обучающихся………………………………………………………………………………...20

Вывод по первой главе ……………………………………………………………………..26

Глава 2. Практика гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях современной школы

2.1 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности……………………………………………………….27

2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности и патриотизма как показателей развитости личностного потенциала обучающихся………………………………………………………………………………...29

2.3 Результаты опытно-эспериментальной работы……………………………………….39

Вывод по второй главе……………………………………………………………………...42

Заключение…………………………………………………………………………………..43

Список литературы…………………………………………………….……………………45

Приложение………………………………………………………………………………….47

Введение

Сегодня образовательная среда требует от современного подрастающего поколения быть достаточно устремленными, успешными, активными людьми, имеющими четкую жизненную позицию, с ясными целями и умением выражать свое мнение, всё это необходимо для дальнейшей социализации и самореализации во всех сферах деятельности.

В последние годы одной наиболее актуальной проблемой социальных и гуманитарных наук является проблема человеческого потенциала, разрабатываемая в рамках концепции человеческого капитала. Такие понятия как «личностное здоровье», «личностный потенциал», «самодетерминация», «саморазвитие» и «самоактуализация» основываются на личностном потенциале – системное, многоуровневое и многокомпонентное психологическое образование, лежащее в основе способности человека руководить своим поведением на основе устойчивых внутренних критериев, независимо от меняющихся обстоятельств.

Научное исследование возможностей развития личностного потенциала обучающихся средствами образования является гуманистическим по смыслу, личностно-ориентированным по технологии, творчески созидательным по отношению к личности. Сущностный анализ основных положений теории развития личностного потенциала обучающихся показывает, что данное научное направление ориентировано на поиск путей решения актуальных задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой современного образования. Это возрастающие требования к более активной реализации функций социальной адаптации личности в обществе, вопросы развития социальной и культурной идентификации человека, сохранения и укрепления его биологического, социального и духовно-нравственного здоровья.

В современных психологических, педагогических и социологических исследованиях (Д. А. Леонтьев, Е. Ф. Зеер, В. И. Носков, А. М. Павлова и др.) уделяется большое внимание изучению понятия личностного потенциала, в котором рассматриваются внутренние ресурсы человека, предрасположенность, реакция на определенные социальные условия, выбор жизненных стратегий, тактика поведения, направленность в действиях, активность. В современных психологических и педагогических словарях конкретного определения понятия личностного потенциала нет, это побудило нас воспользоваться другим источниками, чтобы разобраться с данным термином. «Потенциал (от лат. potentia – сила) – это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Структурные компоненты личностного потенциала многогранны и захватывают практически все психические процессы становления личности, на развитие и становление этих ключевых качеств большое влияние оказывает многие социальные институты, но и также сам процесс социализации.

Личностный потенциал обучающихся и его развитие является проблемным вопросом, так как многие педагоги пытаются решить ряд задач для выявления конкретных этапов развития обучающихся как личностно целостных граждан.

Для измерения «личностного в личности» Леонтьев Д. А. вводит понятие «личностный потенциал». Повседневный опыт даёт нам представление об индивидуальной характеристики каждого человека, а также об определенном стержне личности [15].

Личностный потенциал – системная организация личностных особенностей, образующих «стержень личности» и отражающих уровень личностной зрелости (Д. А. Леонтьев) [16].

По мнению, Д.А. Леонтьева, личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности и обеспечивает:

· с одной стороны, устойчивость личности и ее смысловых ориентаций в изменчивом мире, в котором низкая степень прогнозируемости будущих событий и «ситуация неопределенности» приобретают онтологический статус;

· с другой стороны, возможность человеку изменять свою стратегию и тактику поведения при изменении ситуации, проявлять ситуативную активность. Данная возможность позволяет ему не только приспосабливаться к изменившимся условиям, но и эффективно справляться с возникающими перед ним новыми задачами посредством самостоятельного создания необходимых условий, как в профессиональной области, так и в других сферах жизни.

Высокий личностный потенциал человека оказывается важным условием формирования эффективных механизмов саморегуляции и тем самым позволяет человеку справляться с возникающими проблемами в различных сферах жизни и организовывать собственное жизненное пространство [16].

Раскрытие потенциальных возможностей обучающихся происходит в разной степени и качествах, в процессе урочной и внеурочной деятельности. В современной жизни человек должен обладать значительной степенью устойчивости к неблагоприятным изменениям, гибко реагируя на новые возможности и используя их, должен уметь достигать значимых целей. Именно поэтому в психологии и педагогике постоянно идет поиск внутренних и внешних факторов, которые обусловливают устойчивость и динамизм человека в изменяющихся условиях жизни. Рассматривая систему воспитания как ведущего фактора развития личностного потенциала обучающихся, мы основываемся на положениях наиболее известных в отечественной педагогике научных школ, использующих категорию «воспитание» как ведущую, - Л. В. Байбородовой, Е. В. Бондаревской, И. А.Зимней, В. А. Караковского, И. А. Колесниковой, Л. И. Маленковой, Л. И. Новиковой, С. Д. Полякова.

Объект исследования –процесс формирования и развитияличностного потенциала обучающихся.

Предметом исследования, является развитие личностного потенциала обучающихся средствами гражданско-патриотического воспитания.

Цель исследования– выявить педагогические пути и условия, обеспечивающие развитие личностного потенциала обучающихся.

Согласно цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. выявить основные педагогические условия реализации личностных потенциалов обучающихся в воспитательном процессе;

3. раскрыть сущность гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы.

4. провести опытно-экспериментальную работу по формированию гражданственности и патриотизма как показателей развитости личностного потенциала обучающихся.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию педагогического процесса в общеобразовательной школе в соответствии с современной образовательной парадигмой, предусматривающей личностно ориентированное обучение и воспитание, в котором раскрывается, формируется и развивается индивидуальность каждого ученика, повышается его личностный потенциал.

Методы исследования:

· библиографические методы (анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования);

· метод экспертов (беседы с учителями);

· наблюдение за детьми и анализ детских работ;

· психодиагностические методы;

· статистические методы.

Наши рекомендации