Пожароопасность (категории В1 - В4)
К категориям В1 - В4 относятся помещения, в которых находятся горючие и трудногорючие жидкости, вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они находятся, не относятся к категории А или Б. Пожарная нагрузка также определяется объемом опасных веществ и функциональным назначением объекта.
Умеренная пожароопасность (категория Г)
К категории Г относятся помещения, в которых находятся негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, а также вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива.
5) Пониженная пожароопасность (категория Д)
К категории Д относятся помещения, в которых находятся негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.
Та или иная категория пожарной опасности здания определяет требования к его конструкциям и планировке, организацию пожарной охраны и ее техническую оснащенность, требования к режиму и эксплуатации. Именно поэтому оценка пожарной безопасности проводится исключительно специалистами.
В настоящее время МЧС России осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении:
- федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- организаций, входящих в состав функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организаций, эксплуатирующих критически важные объекты и потенциально опасные объекты.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также должностных лиц и граждан.
Кроме того, особое внимание Министерством уделяется наращиванию профилактической работы.
Реформирование надзорной деятельности предполагает частичную замену мероприятий по контролю мерами разъясняющего, консультативного, обучающего характера. На первый план выходит обустройство и эффективность профилактических мероприятий.
В этих целях в 23.06.2016 принят Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а в Административные регламенты, добавлены соответствующие разделы, определяющие порядок проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, чего не было ранее.
Более того 2016 год для надзорных органов был ознаменован переходом на новую модель – риск-ориентированный подход в организации надзорных функций. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля» утверждены правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.
По аналогии с другими видами надзоров объекты, субъекты надзора будут распределены по категориям риска (чрезвычайно высокого риска, высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска и низкого риска).
Планирование проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области гражданской обороны на 2018 год уже будет осуществляться с учетом риск – ориентированного подхода.
Также при надзоре в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций введено такое понятие как выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Теперь, при наличии у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, надзорный орган объявляет объекту, (субъекту) надзора предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает объекту надзора принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок надзорный орган.
Проводимая работа позволит снизить административную нагрузку на организации, при осуществлении надзора, а также повысить общий уровень подготовки населения Омской области в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.