Единый налог на вменённый доход для определённых
Видов деятельности.
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее — единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ определяются:
Ø сферы предпринимательской деятельности;
Ø размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;
Ø налоговые льготы;
Ø порядок и сроки уплаты единого налога;
Ø иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством РФ.
Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовый доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
Базовая доходность определяется как условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности представляют собой коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога. Свидетельство об уплате единого налога— документ, подтверждающий плату налогоплательщиком единого налога. Форма свидетельства устанавливается Правительством РФ. На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другие места деятельности), свидетельство выдается на каждое из таких мест.
Порядок выдачи свидетельства устанавливается нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее 3 дней со дня уплаты единого налога. При выдаче свидетельства заполняется второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается. В свидетельстве указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица — налогоплательщика, вид (виды) осуществляемой деятельности, место его нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении суммы единого налога.
Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога. На свидетельство распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами РФ. Свидетельство не подлежит возобновлению при утрате. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой «Взамен утерянного». Плата за новое свидетельство составляет не более 20% стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период. При повторной утрате свидетельства оно приобретается за 100% стоимости на оставшийся налоговый период. Взимание отдельной платы при первичной выдаче свидетельства не допускается.
Плательщики единого налога — юридические лица и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица физические лица.
Плательщиками единого налога являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
ü оказание ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
ü оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви и изделий из кожи, меха; пошив и ремонт одежды; ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования; ремонт и изготовление металлических изделий; ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования; сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и кино услуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);
ü оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зоо- услуг;
ü оказание услуг по краткосрочному проживанию;
ü оказание консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг; обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
ü розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
ü розничная торговля горюче-смазочными материалами;
ü оказание автотранспортных услуг, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
ü оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
ü оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.
Юридические лица являются плательщиками единого налога при осуществлении деятельности в следующих сферах:
Ø оказание бытовых услуг физическим лицам (аналогично налогоплательщикам-предпринимателям);
Ø оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зоо-услуг;
Ø общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);
Ø розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, ларьки, лотки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
Ø розничная торговля горюче-смазочными материалами;
Ø оказание транспортных услуг субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси.
Для целей обложения единым налогом на вмененный доход к продаже за наличный расчет приравниваются: продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги).
Общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.
Объект налогообложения при применении единого налога — вмененный доход на очередной календарный месяц.
Налоговый период по единому налогу устанавливается сроком в один квартал.
Ставка единого налога на вмененный доход устанавливается в размере 20% вмененного дохода. В Федеральном законе от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ не предусматриваются возможности изменения ставки единого налога на уровне законодательных органов государственной власти субъектов РФ, однако эти органы имеют все полномочия по установлению правил расчета вмененного дохода.
Порядок исчисления и уплаты налога
Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки (20%), значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которая определяется в зависимости от следующих факторов:
• типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;
• места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и другие);
• характера местности (тип автомагистрали и другие), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;
• удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;
• удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;
• характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);
• ассортимента реализуемой продукции;
• качества предоставляемых услуг;
• сезонности;
• суточности работы;
• качества занимаемого помещения;
• производительности используемого оборудования;
• возможности использования дополнительной инфраструктуры;
• инфляции;
• количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком.
Размер вмененного дохода и значения иных составляющих формул расчета единого налога устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Фактически субъектам РФ предоставлена полная свобода установления любого размера вмененного дохода для любого вида деятельности и практически любого конкретного предпринимателя. Правительство РФ разрабатывает и доводит до сведения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ рекомендуемые (но отнюдь не обязательные) формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых составляющих.
Порядок исчисления единого налога (расчет налогового оклада) разрешено устанавливать нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.
Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Конкретные сроки уплаты устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ. Налогоплательщику предоставлено право произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11%.
Устанавливается твердый порядок зачисления сумм единого налога в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом различаются порядок зачисления сумм единого налога для организаций и физических лиц — предпринимателей.
Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, подлежат зачислению в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в следующих пропорциях:
в федеральный бюджет — 25% общей суммы единого налога, из которых 4% направляется в Федеральный дорожный фонд РФ;
в государственные внебюджетные фонды — 25% общей суммы единого налога;
в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 50% общей суммы единого налога, из которых до 15% могут направляться в территориальные дорожные фонды.
Суммы единого налога, уплачиваемые физическими лицами — предпринимателями, зачисляются в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды в следующих пропорциях:
—> в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 75% общей суммы единого налога;
—» в государственные внебюджетные фонды — 25% общей суммы единого налога.
Распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.