Общие понятие и виды источников римского права.
Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права, это древнейший источник римского права. Законы издавались народным собранием, как источник права прекратили свое существование в середине I в. В юридической литературе различных народов по римскому праву, выражение «источник права» употребляется в различных смыслах:
1. как источник содержания правовых норм;
2. как способ, форма образования (возникновения) норм права;
3. как источник познания права.
В римском праве формами правообразования служили:
- обычное право;
- закон (в республиканский период — постановления народного собрания; в эпоху принципата — сенатусконсульты -постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии — императорские конституции);
- эдикты магистратов;
- деятельность юристов (юриспруденция).
Выражение «источники римского права» употребляется также в смысле источников познания римского права. Сюда относятся:
- юридические памятники, например кодификация императора Юстиниана;
- произведения римских юристов и т.д.; в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э. — начало I в.н.э.), Тацита (I—II вв. н.э.), Авла Геллия (вторая половина II в.н.э.), Аммиана Марцеллина
(IV в. н.э.); римских антикваров («грамматиков»); Варрона (II—I вв. до н.э.), Феста (I в.н.э.) ;
- произведения римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н.э.);
- труды римских писателей: Плавта и Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); философа Сенеки и др.
Предпосылки возникновения и содержания римского права.
Социально-экономической почвой возникновения и содержания римского гражданского права был рабовладельческий способ производства, который обусловливал волю господствующего класса. В рабовладельческой и феодальной формации право открыто закрепляет классовые и сословные привилегии, внеэкономическое принуждение, использует жесточайшие санкции для охраны экономического и политического всевластия рабовладельцев и феодалов.
С установлением буржуазного строя значение и характер права резко меняются. Отношения капиталистического производства и обмена требовали развитых правовых систем, отражения в них и демократических принципов, и иных — экономических методов принуждения, широких возможностей присвоения чужого неоплаченного труда, охраны частной собственности и капиталистического предпринимательства с помощью репрессий. Однако направленность права остается прежней — защита интересов господствующего класса.
Право было способом разделения общества на классы. На смену рабовладельческому способу производства в конце концов приходит новый экономический строй, который приводит в соответствие и правовую надстройку. При феодализме крепостной уже имеет право часть произведенного продукта оставлять за собой. Таким образом, почвой возникновения права были интересы господствующего класса, стремление сохранить свое господство. Источником содержания права являются материальные условия жизни этого класса, т.е. экономический строй.
7. Источники правообразования в Древнем Риме: обычаи, постановления народного собрания, эдикты магистратов.
Обычное право и закон
В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным и неписаным. Писаное право — это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право — это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона. С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной мере потерял свое значение.
Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. В течение долгого времени писаных законов почти не было: при простоте хозяйственного строя и всей общественной и государственной жизни, при неразвитости оборота в законах не было необходимости, можно было обходиться обычным правом (к тому же на первых этапах развития издание закона как общей нормы представляло большие трудности). Даже исторический памятник — законы XII таблиц (V в. до н.э.) — по существу представлял собой кодификацию обычаев.
По мере укрепления и расширения государства обычное право уступает дорогу закону и другим формам правообразования. В императорский период обычное право встречает недружелюбное отношение еще и потому, что образование единого обычного права на огромной территории немыслимо, а местное обычное право не соответствовало централистским устремлениям императорской власти. Авторитет обычая в силу его долговременного применения (говорится в одном императорском законе, С.8.52.2) значителен, но он не должен быть сильнее закона.
В республиканский период законы проходили через народное собрание и назывались leges. Получают огромное распространение специфические римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).
Кроме законов XII таблиц важное значение для гражданского права имеют:
- Пэтелиев закон (IV в. до н.э.), отменившей продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга;
- Аквилиев закон (примерно III в. до н.э.), об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей;
- Фальцидиев закон (I в. до н.э.) об ограничении завещательных отказов.
В древнем Риме законом являлось решение комиций – народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы законы требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:
1. магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона, испрошение закона.
2. народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или опровергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа.
3. наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената.
Формулировка принятых законов распадалась на три части:
- надпись, указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона;
- содержание самого закона;
- санкция. Эта часть содержала гарантии соблюдения закона.
Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: «что угодно императору, то имеет силу закона», а сам император «законами не связан». Императорские распоряжения, носившие общее наименование «конституций», существовали четырех видов:
а) эдикты — общие распоряжения, обращенные к населению (термин, уцелевший от республиканских времен, когда он имел совсем другое значение;
б) рескрипты — распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);
в) мандаты — инструкции, дававшиеся императорами чиновникам;
г) декреты — решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам.
Эдикты магистрантов
Одной из форм правообразования были эдикты магистратов.
Термин «эдикт» происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты:
1) преторов (как городского, ведавшего гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринского, ведавшего гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами) и (соответственно в провинциях) правителей провинций. Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, почетные должности) права.
2) эдикты курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторов).
В своих эдиктах, обязательных для издававших их магистратов, эти последние объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.д. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти.
Юрист Марциан называет преторское право живым голосом цивильного права именно в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.
В результате такой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций сложилась наряду с исконным гражданским правом новая система норм, получившая название ius honorarium (от слова honores, почетные должности, т.е. право магистратское) или ius praetorium — преторское право, так как наибольшее значение в этой правотворческой деятельности имел именно преторский эдикт.
Дальнейшее развитие претороской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившееся к тому времени материалы постоянного эдикта. Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами была произведена кодификация преторского права. Эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями и охватывал две части.
1) в главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков;
2) в дополнительной – приведены типовые формуляры исков.
В эдикте не соблюдалось особое системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обуславливалось практическим соображениями и историческими случайностями.
8. Источник правообразования в Древнем Риме: постановления сената, деятельность юристов.
Сенатоконсульты – это постановления римского сената. Первоначально самостоятельного значения они практически не имели. Законопроект выносился и обсуждался на народном собрании, которое и придавало ему силу закона. В позднюю республику народные собрания были запрещены, и решения по текущим делам стали приобретать силу закона и без одобрения народного собрания. В эпоху принципата сенатуконсульты приобретают наибольшую силу.
С I по III в. н. э. сенатоконсульты были основной формой законодательных актов. Их практической разработкой занимались преторы, ими давались лишь общие предположения.
У сената не было законодательной инициативы. В эпоху принцепса принципата сенатусконсультами стали обозначаться речи императора, с которыми он выступал на каком-либо торжественном заседании и посредством которых вносил свои предложения.
Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов, в руководстве ведением судебных дел, в даче советов. Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде в сего в толковании права.
В произведениях Цицерона формы деятельности римских юристов характеризуются терминами respondere, cavere, agere, а также scribere. Термином respondere (т.е. отвечать, обещать другу другу) обозначается консультационная работа римских юристов — дача гражданам, обращавшимся к юристам, советов по возбуждавшим сомнение вопросам:
Термином cavere (т.е. остерегаться, быть бдительным)— ограждение интересов данного гражданина при совершении сделок также путем совета не включать какое-либо невыгодное условие и т.п., для этой цели юрист часто составлял формуляр договора, писал другие деловые документы (эта форма деятельности обозначалась и термином scribere — писать); наконец, agere обозначало руководить процессуальными действиями сторон (но не вести дело в качестве адвоката).
Юристами в древнейшую эпоху были жрецы (понтифы), составлявшие как бы особую касту, представители которой толковали закон, причем не посвящали массы в свои юридические тайны. По преданию, некий Флавий (писец демократического реформатора Аппия Клавдия) похитил и обнародовал собрание формуляров или трафаретов исковых производств, а также календарь, содержавший указание, в какие дни можно вести судебные дела. Предание говорит об издании Флавием даже отдельного юридического сборника, получившего (по его имени) название ius Flavianum.