Вопрос № 71. Признак безвозмездности и противоправности изъятия и (или) обращения чужого имущества в пользу виновного или иных лиц.
Объективная сторона хищения характеризуется действиями, выразившимися в противозаконных безвозмездном изъятии и (или) обращении чужого имущества в пользу виновного или других лиц и в причинении имущественного ущерба собственнику или иному владельцу этого имущества.
Изъятие чужого имущества означает перевод этого имущества из владения собственника или иного владельца в фактическое обладание виновного.
Обязательный признак хищения - незаконный характер изъятия чужого имущества, т.е. его перевод в фактическое обладание виновного без каких-либо законных оснований для этого и без согласия собственника или иного владельца.
Существенным признаком хищения служит безвозмездность изъятия чужого имущества. Изъятие считается безвозмездным, если оно производится без соответствующего возмещения, т.е. бесплатно или с символическим либо неадекватным возмещением. Так, является хищением завладение имуществом путем замены его на заведомо менее ценное.
Безвозмездность изъятия чужого имущества неразрывно связана с наступлением в результате этого преступления общественно опасных последствий в виде причинения собственнику или иному владельцу имущественного ущерба, под которым понимаются прямые убытки, измеряемые стоимостью похищенного имущества.
Субъективная сторона всякого хищения характеризуется виной в виде прямого умысла и корыстной целью. При удовлетворении личных материальных потребностей самого похитителя наличие корыстной цели не вызывает никаких сомнений. Но она имеется и в тех случаях, когда похищенное имущество передается другим лицам, в обогащении которых виновный заинтересован по различным причинам (при передаче похищенного имущества родным или близким виновного либо лицам, с которыми у него имеются имущественные отношения, например передача в счет погашения долга, или с которыми после передачи похищенного возникают имущественные отношения, например сдача в аренду).
Кража определяется в законе как тайное хищение чужого имущества. Таким определением охватывается посягательство на любую форму собственности и, кроме того, подчеркивается, что имущество является для похитителя чужим.
Вопрос № 72. Признаки предмета преступления при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или их прекурсоров, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.
Предметом преступлений, предусмотренных ст.ст. 228 и 2281 УК РФ, являются наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги. В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ даны определения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. (далее — Перечень).
Таким образом, наркотические средства подразделяются на наркотикосодержащие растения, вещества синтетического или естественного происхождения и препараты. Препараты — это смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень
Психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Необходимость установления уголовной ответственности за незаконный оборот аналогов объясняется тем, что процедура внесения тех или иных новых средств или веществ, поступивших на нелегальный рынок сбыта наркотиков, в Перечень наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, достаточно длительна. Критическая оценка включения аналогов наркотических средств или психотропных веществ в перечень предметов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, обусловлена возможными злоупотреблениями при отнесении того или иного средства или вещества к аналогам наркотических средств или психотропных веществ.
Закон не раскрывает, насколько должна быть сходна химическая структура аналога и конкретного наркотического средства или психотропного вещества («сходность» — очень расплывчатое понятие) и что означает «воспроизведение психоактивных действий» конкретного наркотика. Представляется, что при признании вещества аналогом наркотического средства или психотропного вещества требуется экспертное подтверждение сходности не только их химической структуры, но и психоактивного действия.
Наркотические средства и психотропные вещества как предмет преступления они должны обладать тремя признаками: качественным, формально-юридическим и количественным.