Вопрос №35. Особенности поддержания государственного обвинения по делам о злоупотреблении должностными полномочиями.
Служебная деятельность должностных лиц строго регламен- тирована и должна осуществляться в соответствии с целями и задачами, стоящими перед определенными государственными органами, органами местного самоуправления, государственны- ми и муниципальными учреждениями, государственными корпо- рациями, Вооруженными Силами Российской Федерации, други- ми войсками и воинскими подразделениями Российской Федера- ции. При этом не должно допускаться нарушение прав и закон- 1 * Здесь и далее светлым курсивом приводится текст комментируемого По- становления. Объект злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий 4 ных интересов граждан или организаций либо охраняемых зако- ном интересов общества или государства. При совершении должностных преступлений прежде всего причиняется вред процессу осуществления власти, затрудняя его или лишая власть возможности оказывать воздействие на пове- дение людей. Главная опасность заключается в том, что реализа- ции власти препятствуют те лица, которые являются участниками этого процесса и обязаны обеспечить его максимальную эффек- тивность. Видовым объектом злоупотребления должностными полномо- чиями и превышения должностных полномочий могут выступать интересы государственной службы, интересы муниципальной службы, интересы службы в государственных и муниципальных учреждениях, интересы службы в государственных корпорациях.
Интересы функционирования государственных органов и ор- ганов местного самоуправления определяются их социальным предназначением. Соблюдение интересов службы должностными лицами обеспечивает нормальное функционирование государ- ственных и муниципальных органов. Совершение действий во- преки интересам службы дискредитирует эти органы, затрудняет, а иногда делает невозможным их нормальное функционирование, подрывает авторитет государственной и муниципальной власти. Сущностное содержание интересов государственной и муни- ципальной службы раскрывается в общих и локальных правовых актах, устанавливающих общие принципы государственной и муниципальной службы, определяющих права и обязанности государственных и муниципальных служащих, налагающих на них определенные ограничения и устанавливающих запреты.
Интересы службы нарушаются, когда должностное лицо, во- первых, совершает действие (бездействие), противоречащее об- щим принципам, которыми должен руководствоваться публич- ный аппарат управления в целом, не исполняет общие обязанно- сти, установленные для государственных или муниципальных служащих, не соблюдает общие ограничения и запреты, установ- ленные для государственных и муниципальных служащих; во- вторых, совершает действие (бездействие), противоречащее це- лям и задачам, стоящим перед конкретным государственным или муниципальным органом; в-третьих, не исполняет служебные обязанности, не соблюдает ограничения и запреты, налагаемые в связи с замещением конкретной государственной или муници- пальной должности.
Непосредственные объекты злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий не от- личаются друг от друга. Непосредственный объект указанных преступлений — отношения, обеспечивающие нормальное функ- ционирование определенной ветви государственной или муници- пальной власти, конкретного государственного или муниципаль- ного органа, определенного государственного или муниципаль- ного учреждения, государственной корпорации, органа управле- ния Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Российской Федерации. 10 Различие между злоупотреблением должностными полномо- чиями и превышением должностных полномочий заключается в тех способах, которыми наносится вред непосредственному объ- екту преступления. При злоупотреблении должностными полномочиями и пре- вышении должностных полномочий вред может причиняться не только интересам службы, но и дополнительным объектам: пра- вам и законным интересам граждан или организаций, охраняе- мым законом интересам общества или государства.
Субъект злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий специальный — долж- ностное лицо. Признаки должностного лица указаны в примеча- нии 1 к ст. 285 УК РФ. По содержанию управленческих полно- мочий можно выделить две группы должностных лиц: предста- вители власти и лица, осуществляющие административно- хозяйственные либо организационно-распорядительные функции в государственных или муниципальных органах, в государствен- ных или муниципальных учреждениях, в государственных кор- порациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации