Арендная плата - это возмездный платеж, взимаемый с арендатора за переданный ему по договору аренды земельный участок. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. При аренде земельных участков из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальной собственности базовые размеры арендной платы устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по категориям земель.
В соответствии с частями 3, 4 пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
- 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются гражданско-правовым договором аренды земельных участков.
Оценка земли. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных земельным законодательством, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 ЗК РФ и пункта 13 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
Нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона "О плате за землю").
Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 "О порядке определения нормативной цены земли".
Рыночная стоимость земельного участка определяется Законом об оценочной деятельности с учетом распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 06.03.2002 N 568-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков".
Рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения).
Рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения).
Рыночная стоимость земельного участка зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности.
Рыночная стоимость земельного участка зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок.
Рыночная стоимость земельного участка зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния).
Рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, которое определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.
При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание: целевое назначение и разрешенное использование, преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка, перспективы развития района, в котором расположен земельный участок, ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости, текущее использование земельного участка.
Льготы по оплате за землю. В соответствии с частью 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно положениям статьи 395 НК РФ освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25% - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
7) организации резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
Лекция 7. Правовая охрана земель
Понятие, цели и содержание правовой охраны земель.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 12 ЗК РФ).
Охрана земель - это социально-правовой институт, характеризующий важнейшую область взаимоотношений человека, общества и природы. Эти взаимоотношения имеют социальный, естественно-природный и правовой аспекты.
Охрана земель включает в себя систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий по использованию и охране земель, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота.
Правовая охрана представляет собой в первую очередь правила рационального использования. Установленный в земельном законодательстве порядок использования земель предполагает их сохранение, восстановление и улучшение.
Правовая охрана земель - это институт земельного права. В него включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращение их истощения, загрязнения и разрушения, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно-территориального базиса.
Использование земель влияет в ряде случаев на неблагоприятное воздействие не только на состояние земель, но и на другие объекты природы: вода, леса, недра, животный и растительный мир, а также атмосферный воздух.
Цели правовой охраны земель:
а) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 12 ЗК РФ).
Земля согласно статье 4 Закона об охране окружающей среды отнесена к числу объектов охраны от загрязнения, порчи, повреждения, истощения и разрушения. Охране подлежат земли всех категорий, а также недра, почвы.
Стимулирование правовой охраны земель:
1) предотвратить деградацию и нарушение земель, а также другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем введения компенсаций землеобладателям за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других лиц, использующих землю;
2) обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
3) создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечить нормативные режимы использования земельных участков.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Земельное законодательство предусматривает особые правовые способы решения задач охраны земель. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем и способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель; определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности; права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в целях охраны и использования земли устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.
Предписания нормативных правовых актов о рациональном использовании земель реализуются собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, главной заботой которых должна быть охрана ценных плодородных сельскохозяйственных угодий. Статья 13 ЗК РФ содержит специальные требования по охране земель, а именно осуществлять мероприятия:
1) по защите земель от водной и ветровой эрозии, засоления, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, а также от других процессов, ведущих к деградации земель;
2) по защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем;
3) по сохранению и использованию плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
4) по благоустройству и озеленению территории хозяйства.
При проведении строительных и добывающих работ плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (п. 4 ст. 13 ЗК РФ). Продажа плодородного слоя почвы не допускается. Улучшение состояния используемых земель осуществляется на основе федеральных, региональных и местных программ использования и охраны земель.
В случае невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, а также земель, загрязненных химическими веществами свыше допустимой концентрации применяется консервация земель (ст. 14 ЗК РФ).
Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культурно-технических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии со статьей 57 ЗК РФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.
Требование охраны земель касается всех ее пользователей как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного направления, а также государственных органов и должностных лиц, решающих вопросы землепользования (ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ).
Действующее российское законодательство также устанавливает определенные обязанности для собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков. Так, в соответствии со статьей 37 ГрК РФ собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны сохранять виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 28 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков по охране земель города Москвы обязаны:
а) проводить мероприятия, в том числе с привлечением специализированных организаций, по предотвращению и ликвидации радиоактивного и химического загрязнения, захламления земельных участков, другого негативного воздействия хозяйственной деятельности;
б) проводить мероприятия по предотвращению порчи земель и развития природных процессов, оказывающих негативное влияние на состояние земельных участков;
в) обеспечивать установленный режим использования земель особо охраняемых территорий города Москвы;
г) осуществлять другие мероприятия по охране земель, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Право самостоятельного хозяйствования на земле ограничивается возложением обязанности эффективного использования земли в соответствии с ее целевым назначением, а также соблюдением природоохранных требований.
В целях охраны природных объектов устанавливаются охранные и водоохранные зоны. Правовой режим земель водоохранных зон определяется статьей 65 ВК РФ. Данная норма позволяют определить размер водоохранных зон, а также ограничения по использованию земли, обеспечения рационального использования и охрану водного объекта (например, в водоохранных зонах запрещено размещение животноводческих ферм и строительство промышленных предприятий, размещение и использование минеральных удобрений и ядохимикатов).
Правовой режим земель в охранных зонах определяется Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". В данных зонах запрещаются и ограничиваются те виды хозяйственной деятельности, которыми могут быть нарушен охранный режим на указанных участках (например, запрещается вырубка деревьев, применение ядохимикатов, выполнение строительных работ).
Охранные зоны, обеспечивающие безопасность эксплуатации промышленных сооружений, устанавливаются вдоль трубопроводов, линий связи и линий электропередачи. Размеры их определяются в соответствии с проектно-сметной документацией. В этих зонах запрещается размещение строений. Отдельные виды хозяйственной деятельности могут осуществляться по согласованию с организацией, занимающейся их эксплуатацией (например, правила охраны магистральных трубопроводов, правила охраны линий электропередачи, правила охраны линий связи и электросвязи).
В целях охраны окружающей среды вокруг объектов, использующих атомную энергию, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в соответствии с проектно-сметной документацией. В данных зонах запрещается размещение жилых строений и объектов социально-культурного назначения, эти земли должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью.
Гарантии и защита прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков. Возмещение убытков является одним из способов защиты прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.
Гарантии прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков регламентированы главой 9 ЗК РФ, а именно:
- прекратить право на земельный участок возможно лишь по основанию и в порядке, установленном действующим законодательством;
- в случае прекращения прав на землю должны быть возмещены убытки;
- возмещению подлежат также убытки, причиненные нарушением действующего законодательства (ст. 62 ЗК РФ);
- нарушенные права подлежат судебной защите (ст. ст. 59, 64 ЗК РФ).
Гражданское и земельное законодательство предусматривает правила возмещения убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также по иным причинам (например, отчуждение в связи с этим недвижимого имущества и реквизиция земельных участков).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:
- изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
- временным занятием земельных участков;
- ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Убытки могут быть причинены в результате как правомерных, так и неправомерных действий, например при вынесении компетентными органами решений, не соответствующих действующему законодательству.
Основным актом правового регулирования возмещения убытков является Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временных занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" <1>, которые предусматривает порядок возмещения убытков, причиняемых правомерными действиями (примером может служить изъятие земельных участков для государственных или общественных нужд), а также устанавливает требование о заблаговременном предупреждении о предстоящем изъятии земельных участков и установлении возмездности изъятия земель.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.
Основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков является: а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте; в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; г) решение суда.
Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является: а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте; г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; д) решение суда.
Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.
5. Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон.
Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, определяется по соглашению сторон.
При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.
При прекращении прав на земельный участок или временном его занятии возмещению подлежат как реальный ущерб, так и неполученные доходы.
Реальный ущерб составляют:
а) стоимость строения и сооружения (оценивается по проектно-сметной стоимости строительства нового объекта, возможен перенос объекта на иной земельный участок или возведение нового объекта за счет средств лица, испрашивающего земельный участок);
б) стоимость плодово-ягодных насаждений (оценивается по стоимости саженцев и затрат, связанных с их посадкой и выращиванием до начала плодоношения);
в) стоимость незавершенного производства (оценивается по стоимости сельскохозяйственных работ, выполненных на данном земельном участке).
Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.
Лекция 8. Ответственность за нарушение
земельного законодательства
Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства. Дисциплинарный проступок - это виновное неисполнение трудовой обязанности во время работы. Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник. М.: Юрист, 1998. С. 352.
Меры воздействия (предупреждение, выговор, увольнение) налагаются руководителем организации на подчиненных работников, совершивших дисциплинарный проступок в соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее - ТК РФ).
Дисциплинарная ответственность - это юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью (ст. 75 ЗК РФ).
Дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Для того чтобы возложить на виновное лицо дисциплинарную ответственность за нарушение земельного законодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка и земельного правонарушения, т.е. когда неисполнение работником трудовой обязанности одновременно было бы нарушением земельного правопорядка, например не исполнение землеобладателями обязанности использовать земельные участки по целевому назначению.
Данный вид ответственности наступает только тогда, когда в трудовом договоре работника с работодателем в числе трудовых обязанностей названы требования о соблюдении конкретных правил использования земельного участка. Например, тракторист сельскохозяйственной организации осуществляет распашку земли с нарушением агротехнических правил обработки земли, он одновременно совершает дисциплинарный проступок и нарушает требование земельного законодательства о недопущении деградации и ухудшения плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства. Статья 84 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" устанавливает ответственность за земельные правонарушения. Однако правонарушения в данной норме сформулировано в обобщенном виде, как экологическое правонарушение, поэтому удобнее применять административное законодательство, в котором более конкретно описаны земельные правонарушения.
Административный проступок - это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое правонарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчи