Вопрос № 2. Профессиональная этика: становление и развитие.
В научной литературе одни специалисты отождествляют прикладную и профессиональную виды этики. Другие – рассматривают профессиональную этику как составную часть прикладной этики, Так, по мнению видного специалиста А. А. Гусейнова профессиональная этика призвана конкретизировать общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается преимущественно нормами, правилами поведения». Третьи – видят в ней самостоятельную область этических знаний, характеризующейся собственным объектом, предметом изучения, структурой и отраслями профессиональных этических знаний. Например, согласно Р. Г. Апресняну профессиональная этика представляет собой систему моральных норм профессиональной деятельности.
В самом широком смысле слова профессиональная этика – отрасль этики, научная дисциплина, изучающая специфику проявлений морали в различных видах профессиональной деятельности. Можно согласиться с мнением авторов курса лекций «Профессиональная этика (С.В.Егорышев, А. Н. Ротовского и Т.Ф.Сулейманова), полагающих, что профессиональная этика - это часть этики, изучающая и разрабатывающая в более конкретизированной форме нормы морали и нравственности применительно к конкретной профессии, а также к исполнению специфических общественных функций.Особенность профессиональной этики проявляется в наличии механизмов и способов санкционирования поведения индивидов, профессиональных ассоциаций и общества в целом. В качестве объекта одни специалисты рассматривают деятельность профессионалов. Другие, объектом изучения выделяют специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий. Предметную область профессиональной этики образуют профессиональная мораль и нравственные аспекты профессиональной деятельности.В профессиональной этике в качестве субъекта анализа предстают профессиональные объединения. В периодизации профессиональной этики можно условно выделить ряд этапов. Начало становления норм профессиональной этики приходится на период рабовладельческого общества, в котором стали выделяться массовые профессии. В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость предъявления нравственных требований к ряду профессий. В древних трактатах отмечалось, что принадлежность к определенной профессии может формировать у людей как положительные, так и отрицательные нравственные качества.
Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых при выполнении своего профессионального долга непосредственно соприкасались с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В процессе взаимодействия они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Например, в Древнем Вавилоне, согласно законам Хаммурапи (XVIII век до н.э.), хирургу, разрезавшему руку больного и не излечившего от болезни, отрубали его собственную, или же налагали огромный штраф.
Концентрированно требования, предъявляемые к профессиональной морали, получают оформление в кодексах. В социально дифференцированном обществе профессиональные моральные кодексы находятся в тесном единстве с общей моральной системой. Они в более конкретизированной форме отражают общие принципы и требования общечеловеческих норм морали. Оформление нравственных профессиональных кодексов становится одним из важнейших признаков социального прогресса и постепенной гуманизации общества.
Первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов начали складываться в Древней Греции. Многие постулаты клятвы Гиппократа являются базовыми в современных законах и конвенциях, регламентирующих действия и профессиональное поведение медиков. Обязуясь действовать, «воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости», врач должен был руководствоваться принципом «не навреди», понимать, что несправедливость во врачебном деле недопустима. В Древней Греции и Древнем Риме воздвигались памятники замечательным врачам. Одним из старейших кодексов этики является «Афинская клятва»:
· «Мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде.
· Мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности.
· Мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается.
· Мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга».
В античности профессиональные кодексы были небольшими по объему, нравственные нормы касались общих норм жизнедеятельности и имели описательный характер. Только в поздних кодексах они приобретали высокую степень абстракции.Второй этап в развитии профессиональной морали связан с эпохой средневековья. Средневековый Запад к XIV веку приобрел свои классические черты. Нормативность проникла во все стороны социальной практики. Корпоративность, сословность, строгая иерархия, пронизывали общество снизу доверху. Крестьяне должны были пахать землю, добывают хлеб в поте лица и быть покорными, Монахи и священники обязаны были молиться во спасение души, рыцари защищают от завоевателей и врагов.
Яркой страницей средневековья стал моральный кодекс рыцарей. По рыцарскому кодексу чести пленника нельзя было убивать, следовало заботиться о его жизни, при ведении боевых действий необходимо было придерживаться установленных правил и т.д. Окончание крестовых походов стало знаковым в крушении системы ценностей средневековья.
В средневековье происходит оформление закрытых обществ, деятельность которых была строго регламентирована. Ярким примером является основанный И. Лойола орден иезуитов (1540 г.), организованный по принципу строгой централизации, жесткой дисциплины и беспрекословного подчинения. Орден стал главным орудием Контрреформации, участвовал в деятельности инквизиции, вел борьбу с народными антифеодальными движениями.
В средневековье возникновение первых профессионально-этических кодексов относится еще к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Понятие «кодекс» указывает на взаимосвязь правовых и моральных норм. Словосочетание «этический кодекс» подчеркивает, что это свод норм и правил, призван определять и регулировать нравственные отношения конкретной профессиональной группы в рамках профессиональной морали.Причиной оформления профессиональных кодексов стали:- процесс дифференциации и установление моральных норм, сопровождавшаяся утверждением наиболее значимых социальных институтов (армия, церковь, медицина, право и др.), что усиливало их влияние на общественные отношения;– бурный рост городов, способствовавший обособлению профессий, обслуживающих население и поставивший людей в зависимость от труда друг друга;– расширение профессиональных объединений, способствовавший оформлению кодексов ремесленных цехов (уставов), включавших в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств;– разделение профессиональных нравственных кодексов на нормы и принципы, определяющих общение и взаимоотношения внутри профессии, и нормы, регламентировавшие отношения представителей профессии с остальным населением.
Новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства. Ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда всеми членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т.д.). Им было строго запрещено завлекать клиента, с которым уже договаривается их коллега. На витрине следовало рекламировать только собственную продукцию.Третий период в развитии профессиональной этики наступает во второй половине XX века. Бурное развитие науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства и т.д. способствовали тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований. Все люди, так или иначе, оказываются в зависимости от результатов труда каждого.Сегодня в области профессиональных этических требований происходят два взаимно связанных процесса. Во-первых, дифференциация норм нравственности охватывает не только профессиональную принадлежность, но и специализацию. Например, составной частью врачебной этики стали этика хирурга, анестезиолога, домашнего врача. Во-вторых, наблюдается процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий или групп профессий, объединённых работой на конечный результат. Так, многочисленные частные кодексы профессий в сфере оказания лечебных услуг сливаются в кодекс медицины, а многочисленные профессиональные кодексы в сфере научной деятельности образуют единую этику науки.Содержание профессиональных видов практики все более получает отражение в кодексах поведения, предписывающих определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способов обоснования данных кодексов, отношения в трудовых коллективах вообще, и каждого специалиста, в отдельности; нравственные качества личности специалиста, способствующие исполнению профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии. Так, нравственно-этические требования к профессиональной деятельности врачей изложены в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза.
В нашей стране продолжается процесс разработки и принятия кодексов этики юридических профессий. В 2003 году на Всероссийском съезде адвокатов был принят Кодекс профессиональной этики адвоката, а в 2004 году на VI Всероссийском съезде судей – Кодекс судейской этики. В 2008 году – Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (в настоящее время отменен). Еще нельзя назвать безупречными действующие кодексы. Некоторые из них не в полном объеме отражают реальные проблемы и стандарты поведения профессионалов. Другие – не совсем конкретны, не содержат положений, регламентирующие выполнение предусмотренных в них требований и принципов и др. Важной задачей развития юридической профессии в целом становится принятие и совершенствование кодексов профессиональной этики конкретных юридических профессий.
Становление и развитие различных профессиональной видов этики так же обусловлено особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.
Исходя из исторически сложившегося разделения труда, принято выделять этику ученого, актера, художника, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. В профессиональных этиках присутствуют специфическими требованиями в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность, личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону.Профессиональная этика имеет общие и специфические особенности проявления. Общность профессиональных видов этики проявляется в следующем:1) высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, приобретают свои конкретные черты. Например, в юридической практике специфично понимаются и проявляются понятия «добро» и «зло». 2) специальные профессиональные моральные нормы и ценности расширяют диапазон воздействия на социальную практику. В частности, принцип справедливости, первоначально применявшийся в процессе межличностных «разборок», затем в юриспруденции, приобрел общечеловеческую ценность;3) неравенство и зависимость сторон в профессиональной коммуникации обуславливают оформление профессиональной деонтологии (этические критерии, предписания, правила поведения). Например, основой медицинской деонтологии стала клятва Гиппократа. В правоохранительной деятельности соотносительно проявляются принцип презумпции невиновности и «опережающая подозрительность»;4) отражением групповых интересов в системе моральных норм становится формирование «корпоративной морали», «цеховой солидарности», профессиональных символов и т.д.;5) действием факторов, стимулирующих трудовую активность. Добросовестность и исполнительность в выполнении профессиональных функций мотивируют специалиста на достижение признания и ориентацию на успех.Частные особенности профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики профессиональной деятельности. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Так, воинская этика требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. Этика государственной службы также имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим обязанностям государственных служащих, уровням управления или формам организации труда.Профессиональная этика обладает собственным понятийным аппаратом и включает в себя определенные принципы, составляющие основу деятельности профессионалов, моральные качества, которыми они должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности.
Ряд профессиональных требований на современном этапе могут рассматриваться как заказанные собственно уровнем развития техники, периодами смены её поколений, характером развития информационных технологий. Так, практически во всех без исключения отраслях техники, предъявляются повышенные требования к уровню ответственности, дисциплинированности, строгому соблюдению функциональных обязанностей и предписанной дисциплины. Во многом это определяется тем фактом, что практически на каждом рабочем месте человек может быть причиной техногенных аварий и катастроф: от сантехника, вовремя не заменившего неисправное оборудование, в результате чего под напором происходит срыв крана и затопление нескольких этажей; прораба, не выполнившего все технологические правила возведения дома, в результате чего происходит обрушение построек, до оператора атомной электростанции, не выполняющего предписанный технологическими правилами порядок выведения реакторов из работающего состояния, что достаточно часто приводит к утечке радиации.
Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда заключается в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции. Труд целого коллектива медицинских работников «с равным успехом» могут загубить как непрофессиональный хирург, так и нерадивая послеоперационная сестра – сиделка, не внимательный анестезиолог или фармацевт, приготовивший некачественный лечебный препарат. Гибель самолёта может быть как результатом ошибки в расчётах разработчиков, так и следствием ошибки в пилотировании или нерадивости техников, не проверивших качество заливаемого горючего.Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности. Это является следствием того, что конечный результат труда отдалён от работника как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом. Раньше весь предшествующий опыт был связан со зримым осознаваемым результатом деятельности. В структуре профессиональной этики принято выделять профессиональные отраслевые виды этики, в которых отражаются специфические особенности профессиональной деятельности, направленные непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Основными видами профессиональной этики являются: педагогическая, юридическая, врачебная, воинская, конфессиональная этика и т.д.Педагогическая этика изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий, Кроме того, педагогическая этика изучает содержание нравственной деятельности педагога в целом, включая нравственные отношения в педагогической среде. Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.Общими целями и задачами юридической деятельности являются: обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие, охрана общественного порядка, оказание помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Общие цели юридической этики:
Во-первых, предназначением юридической этики является обеспечение высоких нравственных начал делового по сути общения юриста с его клиентом, а также с представителями собственной и других юридических профессий.
Во-вторых, юридическая этика обеспечивает внутренний контроль нравственного облика юриста, то есть позволяет ему оценить свою деятельность не с позиции «законно – незаконно», а с точки зрения моральных категорий «справедливо – несправедливо». Идеальное соотношение этих двух позиций самооценки выражается в понимании неразрывной взаимосвязи юридической категории «законность» и моральной категории – «справедливость».
В-третьих, с помощью этических принципов, общих для представителей юридической профессии, облеченных властью (должностных лиц государственных органов), и для «самозанятых» юристов (адвокатов) или работающих в юридических службах организаций и предприятий, обеспечивается следование единым нравственным ценностям. То есть наличие или отсутствие какого-либо объема публичной власти у представителя юридической профессии не освобождает его от обязанности подчиняться общим принципам и правилам юридической этики. Здесь скорее имеет место обратное: представители власти должны подчиняться еще большему количеству строгих этических правил. В этой сфере действует так называемая деонтологическая этика (этика долга).
В-четвертых, юридическая этика обеспечивает высокий авторитет юридической профессии. Нравственный облик юриста, должен быть связан в представлении обывателя не с образом ловкого «толмача» малопонятных простому человеку текстов правовых актов, а являть собой образ правозащитника, чья деятельность, направленная на укрепление правопорядка и законности, служит укреплению авторитета права как такового. Достижение данной цели предполагает знание и понимание принципов и правил юридической этики не только самими юристами, но и всем обществом, которое является пользователем юридических услуг. Только в таком случае может осуществляться общественный контроль за соблюдением представителями юридических профессий требований профессиональной этики.
Сегодня наблюдается процесс оформления новых видов профессиональной этики. Так, одним из важных и массовых видов профессиональной этики является инженерная этика. Как совокупность норм, регулирующих поведение инженера, она начала формироваться давно. К числу ее норм можно отнести такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда; ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определение формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники.Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии.Общественная полезность, а значит и нравственный характер, деятельности сотрудников органов внутренних дел, также как и представителей любой другой профессиональной сферы, определяется ее целями, средствами и результатом.Мораль сотрудников органов внутренних дел - это один из видов профессиональной морали, которая, с одной стороны, является составной частью общей морали, а с другой - имеет свою специфику и обладает лишь относительной самостоятельностью, так как представляет собой единство общечеловеческих и специфически профессиональных нравственных требований.Важно подчеркнуть определяющую роль общей морали по отношению к профессиональной, которая выражается в том, что:а) общественные нравственные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности (её цели, задачи, средства и результаты), они являются главным побудительным мотивом этой деятельности, критерием оценки её результата;б) общая структура морали (нравственная деятельность, сознание, отношения) определяет и структуру профессиональной морали, в которой эти элементы наполняются специфическим содержанием в зависимости от общественного назначения этой деятельности;в) общие функции морали (регулятивная, ценностно-ориентирую-щая, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали.Особенность профессиональной морали сотрудников органов внутреннихдел является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается в следующих чертах:во-первых, специфика труда сотрудников органов внутренних дел обусловливает детальную регламентацию всех сторон их жизни и быта, ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными;во-вторых, моральные нормы в условиях службы в органах внутренних дел юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством (сотрудники полиции принимают Присягу и несут ответственность за нарушение этических норм);в-третьих, нормы и принципы профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел носят повелительный характер, что обусловлено необходимостью особой четкости, быстроты, исполнительности, обязательности в выполнении приказов и своих обязанностей каждым из них;в-четвертых, действия сотрудников органов внутренних дел при всей их строгости и решительности должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, не унижающими человеческого достоинства, непримиримыми к нарушениям законности и антигуманности;в-пятых, при обращении сотрудников органов внутренних дел с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни, что требует особенно тонких средств индивидуального подхода к людям, наличия определенной внутренней культуры и такта;в-шестых, сотрудник органов внутренних дел должен обладать в максимальной степени объективностью, т.е. при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.Глобализационные процессы формируют единство требований к целому ряду отраслей человеческой деятельности, независимо от традиций государства, специфики образования, этических подходов к трудовой деятельности, так как в глобальной экономике взаимодействуют люди с очень разными этическими системами. Эти требования становятся всё более сложными. Общество уже не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому создаются этические ассоциации, получают распространение практика разработки разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов. Происходит постепенная дифференциация и специализация практических видов этики – от врачебной этики, до этики медицинских сестер, от профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, до профессиональной этики сотрудника ГИББД. Вывод: Таким образом, профессиональная этика– это область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.