ВОПРОС Деловая и профессиональная этика предпринимателя

Предпринимательская этика — одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, как этика вообще — это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и другими нормами нормативными актами, невыполнение которых грозит серьёзными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих пред­принимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие — с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует от комплексном понятии редпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, иннова­ционного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетент­ному бизнесу.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, поэтому и государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемны ми работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом.

Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, мораль ной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей. Исследователи этики предпринимателем сформировали общие этические нормы цивилизованных предпринимателей, которые можно свести к следующему:

• он убежден в полезности своей деятельности не только (и
не столько) для себя, а для других, для общества;

• исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют
работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

• верит в свой бизнес, расценивает его как привлекательное
творчество, относится к бизнесу как к искусству;

• признает необходимость конкуренции, но понимает и не­обходимость сотрудничества;

• уважает себя как личность, а любую личность — как себя;

• уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

• доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

• ценит образование, науку и технику, культуру, соблюдай
экологические нормы;

• стремится к внедрению нововведений;

• не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;

• терпим к недостаткам других людей;

• согласовывает цели с личными целями сотрудников;

• никого не унижает;

имеет бесконечное терпение.

Наши рекомендации