Производственная практика в юридическом отделе иных коммерческих и некоммерческих организаций
Студент вправе пройти производственную практику в юридическом отделе коммерческих или некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм и сфер деятельности (страховые, кредитные организации, агентства недвижимости, юридические консультации, производственные и потребительские кооперативы, унитарные предприятия, управляющие компании, учреждения, государственные корпорации, общественные и религиозные организации и др.).
При прохождении производственной практики в организации студент:
- изучает организационно-правовую форму организации, определяет правовые основы ее деятельности, сферу деятельности, изучает систему органов управления и их полномочия, наличие структурных подразделений, учредительные документы организации, правовой режим имущества и порядок его формирования;
- изучает деятельность правовых (юридических) служб организации, а также тех, которые наиболее тесно связаны с решением юридических вопросов (например, кадровая служба, отдел договорной работы). При этом студент должен знать должностные обязанности юриста, кадрового работника, изучить порядок делопроизводства в данных сферах;
- анализирует спорные, проблемные вопросы правового характера, с которыми столкнулся он или руководитель практики от организации;
- анализирует судебную практику организации (как в период прохождения практики, так и в имеющуюся в архиве);
- посещает судебные заседания с представителем организации, обращает внимание на особенности рассмотрения судами отдельных категорий дел;
- изучает договорную работу в организации;
- составляет проекты юридических документов;
- присутствует при консультировании граждан, по возможности, сам принимает участие в консультировании, при этом подбирает соответствующие нормативные акты, правоприменительную практику;
- выполняет иные поручения руководителя практики, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков.
В ходе прохождения в юридическом отделе коммерческих и некоммерческих организаций практики, студент составляет различные виды правовых документов: проекты приказов о приеме на работу, об увольнении, о переводе на другую работу (должность), об отпусках, проект трудового договора, изменения к нему, искового заявления о разрешении различных категорий трудовых споров и иные документы в соответствии с трудовым законодательством, проекты различных видов гражданско-правовых договоров, договоров в семейном и жилищном праве, соглашений об их изменении или расторжении, претензий, исков (как вещно-правовых, так и обязательственных). Студент должен знать порядок заключения, изменения и расторжения договоров, их обязательные условия, сферу применения претензионного порядка разрешения споров.
Образцы документов, составленных в период практики, прилагаются к отчету о практике. При этом особое значение имеют те документы, которые составлены самим студентом, хотя это не лишает студента права прикладывать и документы, собранные в организации с разрешения руководителя от организации.
В период производственной практики второго блока студенту также может быть поручено разрешение сложных практических ситуаций, консультирование граждан по юридическим вопросам, что в последствие также следует осветить в отчете. При разрешении сложных ситуаций практиканту следует обращаться за советом к опытным специалистам, работающим в организации.
Содержание производственной практики в арбитражном суде
Для прохождения производственной практики студент вправе выбрать арбитражный суд любого уровня, если ранее он не проходил практику в данном суде. Однако рекомендуется начинать прохождение практики в арбитражных судах с судов первой инстанции (арбитражных судов субъекта).
При этом студент может пройти практику в арбитражном суде в целом, что позволит сравнить порядок отправления правосудия по гражданским и административным делам, либо выбрать только гражданскую либо только административную коллегию. Независимо от этого, студенту также следует ознакомиться с особенностями рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве).
Кроме того, студенту должна быть предоставлена возможность пройти часть практики в канцелярии и архиве арбитражного суда, чтобы изучить судебное делопроизводство.
Руководство производственной практикой в арбитражном суде осуществляется судьей арбитражного суда, помощником судьи.
При прохождении производственной практики в арбитражном суде студенту должен изучить нормативно-правовые основы организации и деятельности арбитражных судов общей юрисдикции в РФ, основы статуса судей - Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», АПК РФ.
Кроме того, при прохождении производственной практики в арбитражном суде, студенту следует обратить внимание и изучить следующие отличительные особенности арбитражного процесса:
- особенности определения подведомственности дел арбитражным судам,
- особенности возбуждения дела и проведения подготовки дела к судебному разбирательству в арбитражном суде,
- понятие и признаки надлежащего извещения,
- судебные извещения в арбитражном процессе,
- обеспечительные меры арбитражного суда (предварительные обеспечительные меры и встречное обеспечение),
- особенности участия в арбитражном процессе прокурора,
- порядок рассмотрения заявления о фальсификации доказательств,
- рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда,
- участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,
- рассмотрение дел в порядке упрощенного производства,
- особенности рассмотрения отдельных категорий дел (корпоративных споров, дел о несостоятельности (банкротстве), о защите прав и законных интересов группы лиц) и другие вопросы, существенно отличающие рассмотрение дел в арбитражных судах.
В остальном, при прохождении производственной практики в арбитражном суде следует руководствоваться положениями п. 1.3.2. настоящей программы применительно к прохождению практики в гражданских составах районного суда.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1. Перед прохождением практики студент должен внимательно изучить настоящую программу и методические рекомендации и в ходе прохождения практики выполнить все поставленные перед ним цели и задачи.
2. Как при подготовке, так и при прохождении практики студенту рекомендуется обращаться к действующим нормативно-правовым актам, учебной, монографической литературе, материалам, публикуемым в периодической печати, разъяснениям Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению заданий, предусмотренных настоящей программой, индивидуальным заданием и дополнительно установленных руководителем практики.
В период прохождения практики в судах необходимо изучать обобщенную практику этого суда по конкретным делам, судебную статистику.
3. Перед прохождением практики студент проходит собеседование с преподавателем-руководителем практики (о чем в дневнике практики делается соответствующая отметка).
Проводя собеседование, преподаватель-руководитель практики дает рекомендации по составлению плана практики, объясняет порядок ведения дневника практики и особенности составления отчета о прохождении практики, дает рекомендации по изучению необходимого нормативно-правового материала и специальной литературы, формулирует индивидуальные задания.
4. Последовательность прохождения практики и количество времени, необходимое для ознакомления с каждым видом деятельности и изучения их внутренней взаимосвязи, определяются руководителем практики-практическим работником.
5. При поступлении на практику, студенту-практиканту необходимо совместно с руководителем практики-практическим работником на основе настоящей программы и индивидуального задания (при наличии) составить конкретный план прохождения практики с учетом реальных возможностей по месту ее прохождения.
План прохождения практики утверждается руководителем практики-практическим работником, о чем ставится его подпись.
План носит рекомендательный, но не обязательный характер.
6. В ходе прохождения производственной практики студент обязан руководствоваться настоящей программой и индивидуальным заданием (при его наличии), своевременно и неукоснительно выполнять задания руководителя практики-практического работника; подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка; вести дневник практики.
Конкретные формы прохождения практики могут выражаться в присутствии студента при осуществлении различных процессуальных действий, а также при подготовке к ним, в ознакомлении с материалами конкретных дел, производств, ознакомлении со статистическими данными, в интервьюировании руководителя практики, иных практических работников и участников процесса, в работе с архивными материалами, в анализе конкретных правовых ситуаций, подборе и анализе правовых норм, в обсуждении с руководителем практики, иным практическим работником проблемных, дискуссионных вопросов.
В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными, и достоверно отражать виды деятельности, осуществляемые студентом.
Записи о выполняемой работе заверяются подписью руководителя практики-практического работника. С его разрешения студент оставляет у себя составленные им проекты документов или делает копии этих документов.
В ходе прохождения практики рекомендуется делать черновые записи, касающиеся любых сложных, проблемных вопросов, возникающих в ходе прохождения практики. Ведение таких записей впоследствии облегчит студенту составление отчета о прохождении практики.
Так же в дневнике дается краткая характеристика работы студента по месту прохождения практики, оценивается его работа, ставится подпись и печать.
7. По окончании прохождения практики студенту выдается характеристика с места практики( на отдельном листе), которая удостоверяется печатью организации и подписью руководителя соответствующего учреждения (организации) либо руководителя практики-практического работника либо иным лицом, уполномоченными на подписание соответствующих документов от имени данного учреждения (организации).
В характеристике с места практики должны содержаться сведения о выполнении программы практики, об отношении обучающегося к процессу прохождения практики, выполнению отдельных поручений руководителя практики, оценка его умений применять полученные теоретические знания.
8. После прохождения производственной практики студент составляет отчет о ее прохождении.
Отчет о производственной практике выполняется на компьютере на листах формата А-4. Текст печатается на одной стороне листа. Объем отчета должен составлять не менее 12-15 страниц. Междустрочный интервал - 1,5, шрифт текста - 14 (Times New Roman).
В содержании отчета должно быть отражено:
- место и время прохождения практики;
- правовые основы функционирования учреждения (организации), где студент проходил практику;
- краткую информацию об организационной структуре, целях деятельности, компетенции органа и его должностных лиц, правовых основах его деятельности;
- краткое описание выполняемых видов деятельности согласно программе и плану производственной практики;
- анализ наиболее сложных и интересных дел, изученных студентом;
- выявленные студентом нарушения действующего законодательства, их причины и способы устранения;
- случаи, когда практикант был не согласен с мнением практического работника относительно разрешения конкретного правового вопроса и почему;
- проблемы правового характера, которые стояли в учреждении (организации) по месту прохождения практики (например, перед руководителем практики) и показать решение данных проблем (под правовыми проблемами следует понимать сложности в толковании и применении нормативных актов, коллизии и противоречия между ними, пробелы в законодательстве по тем или иными вопросам и т.п.; не следует уделять значительное внимание описанию финансовых, организационных, материальных и иных проблем, которые имеются по месту прохождения практики и не носят правового характера);
- указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики;
- изложение спорных, сложных юридических вопросов, возникавших по конкретным делам, как такие вопросы решаются судебной практикой и каково мнение практиканта на этот счет;
- основанные на нормативных материалах замечания по тем или иным документам, с которыми студент знакомился во время практики;
- собственное мнение студента о работе органа, избранного в качестве места прохождения практики, отдельных должностных лиц.
В отчете также необходимо указать: как проходила практика, какие знания, умения и навыки приобрел студент в ходе ее прохождения, насколько помогли теоретические знания и какую помощь оказывали руководители практики. Отчет должен отражать отношение студентов к изученным материалам, к той деятельности, с которой он знакомился.
Следует иметь в виду, что не следует переписывать в отчет содержание действующих нормативно-правовых актов, учредительных документов, локальных актов и должностных инструкций работников юридических и (или) кадровых служб учреждения (организации). Также отчет не должен быть повторением дневника или пересказом программы практики.
Во всех случаях информация, излагаемая в отчете, должна быть подкреплена изложением обстоятельств конкретных гражданских дел, а позиция студента – нормами материального и (или) процессуального права, судебной практикой, научной доктриной.
В качестве приложений к отчету о прохождении практики могут быть представлены копии процессуальных или иных документов, самостоятельно составленные студентом, обобщенные статистические данные, сформированные с участием студента или полученные им в ходе прохождения практики, а также любые иные документы, иллюстрирующие содержащиеся в отчете сведения (для студентов, проходящих производственную практику второго блока, данные положения являются обязательными).
Не следует прилагать к отчету образцы тех документов, которые получены студентом из правовых систем без самостоятельного анализа и обработки.
Список использованных источников и приложения в объем отчета не включаются.
9. По результатам прохождения практики студент представляет на кафедру УПД (в печатном и подшитом виде):
а) путевку(направление на практику);
б) дневник производственной практики;
в) характеристику с места прохождения производственной практики;
г) отчет о практике с приложениями.
10. Сроки представления указанных документов и сроки защиты отчетов по практике определяются положением об организации учебного процесса.
Отчет о практике передается на рецензирование преподавателю-руководителю практики. При положительной рецензии отчет оценивается как «допущен к защите».
В случае неполного выполнения заданий программы практики, студенту может быть предложено доработать отчет с учетом замечаний и рекомендаций, содержащихся в рецензии. В рецензии при этом делается отметка о том, что представленный отчет «не допускается к защите».
11. Во время защиты отчета студент должен свободно владеть нормативно-правовой базой и информацией, содержащейся в дневнике и отчете по практике, уметь анализировать и давать правовую оценку действиям и решениям, о которых он пишет, указать, при каком условии они являются законными, обоснованными. Кроме того, студент должен полно и грамотно ответить на вопросы, поставленные в рецензии, и вопросы, задаваемые преподавателем в ходе защиты.
При этом преподавателем-руководителем практики оценивается как глубина знаний, так и умение использовать при ответе нормативный и практический материал, активное участие в беседе.
12. По результатам защиты выставляется оценка отлично, хорошо или удовлетворительно. Оценка по практике вносится в академическую справку и приложение к диплому.
13. Путевка, отчет, дневник, хранятся на кафедре УПД ,а характеристика с места прохождения практики в личном деле студента.
14. Нарушение установленных сроков представления на рецензирование отчетов о прохождении практики, а равно нарушение установленных сроков защиты отчетов, отсутствие положительной оценки по результатам защиты отчета, невыполнение программы прохождения производственной практики - считаются академической задолженностью.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
15. Студент, не ликвидировавший академическую задолженность по итогам практики, в том числе не выполнивший программу практики, отчисляется за академическую неуспеваемость в установленном порядке.