Формы государственного управления.
Управление – целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Выделяют три вида управления: техническое, биологическое, социальное.
Социальное управление – такая общественно значимая деятельность людей, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместны действий индивидов и их коллективов в интересах эффективного достижения стоящих перед ними задач.
Виды социального управления: общественное, религиозное, семейное, международное, муниципальное, государственное.
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на практическую жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Государственное управление характеризуется рядом признаков:
1.Это организующая деятельность, состоящая в образовании необходимых государственных органов и коллективов людей, определении порядка их деятельности для достижения поставленных целей.
2.Это исполнительно-распорядительная деятельность. Для исполнения законов и иных нормативно-правовых актов органы исполнительной власти и их должностные лица наделены необходимыми распорядительными полномочиями, без которых государственное управление невозможно.
3. Это юридически властная деятельность. Исполнение и распорядительство невозможно без наличия у органов исполнительной власти и их должностных лиц государственных полномочий, диапазон которых весьма широк.
4. Это деятельность подзаконна, т.е. она должна осуществляться на основе и во исполнение закона, а в широком смысле - всех правовых актов.
Государственное управление имеет следующие функции:
1.Информационное обеспечение;
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления;
3.Планирование;
4.Организация - формирование системы государственного управления;
5. Распорядительство - оперативное регулирование управленческих отношений;
6. Координация – согласование деятельности различных органов и должностных лиц для достижения поставленной цели;
7. Контроль, направленный на определение соответствия между ожидаемым результатом и фактическим состоянием сделанного дела;
8. Правовое регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
9. Учет – фиксация всех процессов и явлений, происходящих в государственном управлении.
Форма государственного управления - внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия.
В зависимости от последствий выделяют следующие виды форм государственного управления:
1) Правовые. Это основная форма. ОГВ и должностные лица реализуют полномочия принимая многочисленные акты управления. Эти акты делятся на:
- Нормативные акты (указы президента, постановления правительства, приказы федеральных министров, указ губернатора воронежской области...).
- Акты индивидуального характера (посвящаются индивидуальным вопросам для их разрешения в процессе управления (назначение на должность, выделение денежных средств, вопросы ответственности)
2) Неправовые — предусмотренные нормативными правовыми актами внешне выраженные действия соответствующих субъектов государственного управления, совершение которых непременно юридических последствий не влечет:
• организационные действия — организационная деятельность органов управления (должностных лиц), направленная на повышение эффективности управленческой деятельности (проведение совещаний, обсуждений; подбор кадров; обмен опытом работы; разработка методических рекомендаций; составление прогнозов; проведение исследований и т. д.);
• материально-технические операции — действия, направленные на обеспечение управленческой деятельности (работа с информацией; ведение делопроизводства; подготовка к изданию нормативных правовых актов и т. д.).