Уведомление нанимателем работника о времени начала трудового отпуска
Виды трудовых отпусков
Законодательством о труде предусмотрены следующие виды трудовых отпусков – основной (статья 155 Трудового кодекса) и дополнительные. К дополнительным отпускам относятся:
· отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы (статья 157 Трудового кодекса);
· за ненормированный рабочий день (статья 158 Трудового кодекса);
· за продолжительный стаж работы (статья 159 Трудового кодекса);
· поощрительный отпуск (статья 160 Трудового кодекса).
Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день и за продолжительный стаж работы устанавливаются нанимателем.
Максимальная продолжительность дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день и за продолжительный стаж работы установлена законодательством – до 7 календарных дней и до 3 календарных дней включительно соответственно. Порядок, условия предоставления и продолжительность этих отпусков определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.
Статьей 158 Трудового кодекса предусмотрено предоставление работникам с ненормированным рабочим днем дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день продолжительностью до 7 календарных дней.
Законодательством не установлены нормы переработки сверх установленной продолжительности рабочего времени для ненормированного рабочего дня. Вместе с тем, такая переработка не может быть ежедневной, следовательно, ненормированный рабочий день не может превращаться в постоянно удлиненный.
Решая вопрос о предоставлении работнику дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, наниматель учитывает прежде всего необходимость выполнения работником трудовых обязанностей за пределами установленной в организации нормы рабочего времени.
Норма продолжительности рабочего времени непосредственно в организации определяется локальными нормативными правовыми актами (например, графиком работ (сменности), правилами внутреннего трудового распорядка и др.).
Предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день в организациях, финансируемых из бюджета, регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2008 № 408 «О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день» (далее - постановление).
Названным постановлением рекомендовано в организациях, финансируемых из бюджета, предоставлять дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день отдельным категориям работников, указанным в приложении к постановлению.
Согласно пункту 2 постановления оплата дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день в бюджетных организациях производится за счет средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности (если в соответствии с законодательством такие средства остаются в их распоряжении), а при отсутствии указанных средств - за счет средств, предусмотренных в смете организации на оплату труда.
Приложением к постановлению определен Перечень категорий работников бюджетных организаций, которым могут предоставляться дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день (далее - Перечень). В Перечне работники бюджетных организаций разделены на категории, и для каждой категории определен диапазон продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.
При решении вопроса о предоставлении работнику дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день нанимателю следует учитывать напряженность, сложность труда, а также фактическую переработку им сверх нормы продолжительности рабочего времени и необходимость выполнения работником своих трудовых обязанностей за пределами установленной нормы рабочего времени.
Руководствуясь частью второй статьи 158 Трудового кодекса порядок, условия предоставления и конкретная продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день в пределах диапазона, предусмотренного в Перечне, определяются соответствующим перечнем организации, который прилагается к коллективному договору организации либо при отсутствии такового утверждается нанимателем. Также отпуск за ненормированный рабочий день может быть установлен индивидуально для работника в его трудовом договоре (контракте). В дальнейшем условие трудового договора (контракта) о предоставлении данного отпуска может быть изменено по соглашению сторон.
Категории работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1695 «О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день».
Продолжительность дополнительного поощрительного отпуска, предоставляемого в соответствии со статьей 160 Трудового кодекса, законодательством не определена. Указанный отпуск может устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально – трудовым договором.
Также следует отметить, что дополнительный поощрительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью до 5 календарных дней включительно устанавливается работникам, работающим по контракту, как одно из обязательных условий контракта нанимателя с работником (подпункт 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (с изменениями и дополнениями) (далее – Декрет).
Порядок предоставления трудовых отпусков за первый рабочий год
Рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, - промежуток времени, равный по продолжительности календарному году, но исчисляемый для каждого работника со дня приема на работу (статья 163 Трудового кодекса).
По общему правилу, установленному частью первой статьи 166 Трудового кодекса, трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя. (Приложение 10)
Вместе с тем, до истечения шести месяцев работы наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию работника:
· женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него;
· лицам моложе восемнадцати лет;
· работникам, принятым на работу в порядке перевода;
· совместителям, если трудовой отпуск по основному месту работы приходится на период до шести месяцев работы по совместительству;
· участникам Великой Отечественной войны;
· женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет;
· работникам, получающим общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование, специальное образование на уровне общего среднего образования в вечерней или заочной форме получения образования;
· в других случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением или трудовым договором.
Работающим женам (мужьям) военнослужащих по их желанию трудовой отпуск предоставляется одновременно с отпуском их мужей (жен).
Из приведенной нормы следует, что указанным категориям работников наниматель обязан предоставить по желанию работника до истечения шести месяцев работы трудовой отпуск полной продолжительности.
Однако допускается, кроме указанных случаев, предоставление отпуска пропорционально отработанной части рабочего года, но не менее 14 календарных дней.
С учетом части четвертой статьи 166 Трудового кодекса у нанимателя есть право до истечения шести месяцев работы у данного нанимателя предоставлять трудовой отпуск пропорционально отработанной части рабочего года, но не менее 14 календарных дней. То есть предоставляемая часть трудового отпуска должна быть не менее 14 календарных дней, что фактически является разделением отпуска на части.
Шесть месяцев - это минимальный период, после которого может предоставляться трудовой отпуск. Трудовой отпуск может предоставляться в первом рабочем году не только через шесть месяцев, но и через 6 - 11 месяцев.
Условия предоставления трудовых отпусков за второй и последующие рабочие годы
Отпуска за второй и последующие рабочие годы предоставляются в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления трудовых отпусков, т.е. графиком отпусков.
Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем, а также согласованным с профсоюзом, если такое согласование предусмотрено коллективным договором. При составлении графика трудовых отпусков наниматель учитывает мнение работника о времени его ухода в отпуск, если это не препятствует нормальной деятельности организации и реализации права на отпуск других работников, а также планирует очередность трудовых отпусков в соответствии с частью четвертой статьи 168 Трудового кодекса.
График трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.
Дата начала трудового отпуска определяется по договоренности между работником и нанимателем.
Требований об указании в графике отпусков даты начала и окончания трудового отпуска законодательство не содержит. В графике отпусков могут быть указаны только месяцы предоставления трудовых отпусков. В этом случае требуется дополнительная договоренность между работником и нанимателем о конкретной дате начала трудового отпуска. Согласованный день фиксируется в приказе, записке об отпуске. Месяц и дата отпуска, определенные нанимателем по согласованию с работником, обязательны для них и могут быть изменены только по соглашению между ними.
Фонд заработной платы
Перечень выплат, включаемых в состав фонда заработной платы,определен п. 72–76 Инструкции и предназначен для статистики средних заработков. Он разработан в соответствии с рекомендациями Международной организации труда и обеспечивает сопоставимость данных о средней заработной плате между странами. В состав фонда заработной платы в статистике труда включаются следующие выплаты:
· заработная плата за выполненную работу и отработанное время;
· выплаты стимулирующего и компенсирующего характера;
· оплата за неотработанное время;
· другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной платы.
Следует обратить внимание, что в фонд заработной платы включаются все начисленные за отчетный период суммы (включая подоходный налог и индивидуальный страховой взнос) независимо от срока их фактической выплаты и источника финансирования. Например, премия работникам за счет средств вышестоящей организации должна учитываться в фонде заработной платы организации, выплатившей эту премию.
Самая распространенная ошибка, с которой сталкиваются органы государственной статистики при проверках достоверности отчетных данных, — неправильное отражение в отчете сумм, начисленных за трудовые и социальные отпуска. Суммы, начисленные за трудовые и социальные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.
Материальная помощь, оказываемая всем или большинству работниковорганизации, согласно коллективному договору (к отпуску, на заготовку сельхозпродукции, приобретение проездных билетов и др.) учитывается в составе фонда заработной платы.
Материальная помощь, оказанная организацией отдельным работникам по заявлению,в связи со смертью близких родственников, увечьем, тяжелой болезнью и другими семейными обстоятельствами не учитывается.
Исключение составляет материальная помощь по заявлению работника к торжественным событиям. Например, материальная помощь к юбилейной дате рождения или свадьбе должна учитываться в составе фонда заработной платы.
В фонд заработной платы не включаются авторские вознаграждения, командировочные расходы, расходы на приобретение и содержание спецодежды, молока, лечебно-профилактического питания, расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, на платное обучение работников и членов их семей в учебных заведениях, по содержанию профилакториев, санаториев, домов отдыха, расходы на приобретение абонементов в группы здоровья и т.д.
В составе фонда заработной платы не учитываются пособия по временной нетрудоспособности и уходу за больными, выплачиваемые из фонда социального страхования, которые отражаются в форме государственной статистической отчетности 1-труд (месячная) по строке 09 «сумма пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больными». Пособия, на которые не начисляется подоходный налог (по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям, многодетным и малообеспеченным матерям и др.), в строку 09 не включаются.
Декретом Президента Республики Беларусь от 18 мая 1999 г. № 22 «О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной статистической отчетности» предусмотрен ряд мер, направленных на недопущение представления недостоверных данных государственной статистической отчетности, обеспечение реализации конституционного права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации.
10.2 Порядок ведения воинского учета граждан в организациях
Не все знают, что воинский учет на предприятиях и в организациях ведется независимо от форм собственности и численности работников. В настоящее время большинство организаций даже приблизительного понятия не имеют о том, что это за учет и как его вести.
Рассмотрим основные понятия воинского учета.
Воинский учет — это государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных.
Воинский учет ведется по месту жительства и основной работы (учебы) граждан.
Вести на предприятии воинский учет необходимо руководствуясь следующими нормативными правовыми актами:
v Законом от 05.11.1992 No 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (c последующими изменениями и дополнениями), устанавливающим правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) путем прохождения воинской службы, а также основания и условия освобождения от воинской службы, в том числе обязанность и порядок ведения воинского учета;
v Инструкцией о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 No 21 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция No 21), определяющей порядок построения учетной картотеки, назначение, формы, порядок заполнения, выдачи и хранения учетновоинских документов и особенности воинского учета некоторых категорий граждан Республики Беларусь;
v Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 No 1662 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение), определяющим порядок ведения воинского учета граждан Республики Беларусь.
Ответственность
Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно-учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по ведению воинского учета несут ответственность согласно законодательству Республики Беларусь.
Ряд нарушений, связанных с ведением воинского учета, может стать основанием для привлечения должностных лиц организации к административной ответственности за:
— непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, принятых и уволенных, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин. При повторном нарушении — штраф от 4 до 6 базовых величин (ст. 25.2 КоАП);
— умышленное неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки — штраф в размере от 2 до 4 базовых величин, за повторное нарушение — штраф от 2 до 8 базовых величин (ст. 25.3 КоАП);
— нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету — штраф от 4 до 5 базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).
Своевременное и правильное ведение воинского учета поможет избежать определенного ряда нарушений, влекущих за собой наложение штрафа, а также сохранит драгоценное время.
Раздел 11 Организация работы комиссии по трудовым спорам. Разрешение индивидуальных трудовых споров
11.1 Порядок организации работы комиссии по трудовым спорам
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основании ст. 235 Трудового кодекса Республики Беларусь и определяет порядок деятельности комиссии по трудовым спорам.
1.2. Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей профсоюзного комитета и администрации организации. Число представителей от каждой стороны устанавливается по 5 человек. В заседании комиссии участвует равное число представителей сторон.
1.3.Представители профсоюза выделяются в комиссию постановлением профсоюзного комитета из числа членов профсоюзного комитета, а представители администрации — приказом руководителя организации.
В состав комиссии в качестве представителя профсоюзной организации может быть выделен председатель профсоюзного комитета, а в качестве представителя администрации – руководитель организации.
Полномочия представителей (кроме руководителя организации и председателя профкома) подтверждаются доверенностями.
Состав комиссии по трудовым спорам помещается на видном месте для сведения работников.
1.4. Цеховые комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в цехах и других структурных подразделениях. Они создаются по решению профсоюзного комитета и администрации и действуют на тех же основаниях, что и комиссия организации. Число представителей сторон в цеховых комиссиях по трудовым спорам – по 3 человека.
1.5. Комиссия по трудовым спорам образуется на срок 1 год. В течение этого срока стороны могут заменять своих представителей в порядке, указанно в п. 3, однако полномочия всех представителей истекают одновременно с истечением срока, на который образована комиссия.
1.6. На предприятиях, в учреждениях и организациях, где не имеется профсоюзных комитетов, комиссия по трудовым спорам образуется в составе профсоюзного организатора и руководителя организации. Для подтверждения их полномочий доверенность не требуется.
1.7. Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании комиссии по трудовым спорам выполняются поочередно представителем комитета профсоюза и представителем администрации. При этом обязанности председателя и секретаря на одном и том же заседании не могут выполняться представителями одной стороны.
На каждом заседании комиссии сторонами назначаются председатель и секретарь следующего заседания, на которых возлагается подготовка и созыв заседания.
1.8. Техническое обслуживание комиссии по трудовым спорам (делопроизводство, хранение дел, подготовка и выдача выписок из протоколов заседаний и пр.) осуществляется нанимателем. Администрация своим приказом назначает работника, на которого возлагается работа по техническому обслуживанию комиссии.
1.9. Делопроизводство комиссии по трудовым спорам ведется нанимателем отдельно от общего делопроизводства в особом разделе номенклатуры дел.
II. Вопросы, рассматриваемые комиссией по трудовым спорам
2.1. Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организации между работниками и администрацией, за исключением споров, подлежащих рассмотрению непосредственно судами (ст. 241 ТК Республики Беларусь).
2.2 Комиссия по трудовым спорам рассматривает споры работников – членов профсоюза, связанные с применением законодательства о труде, коллективного договора, соглашений и иных локальных нормативных правовых актов, трудовых договоров (контрактов), в том числе об (о):
· установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;
· переводе на другую работу и перемещении;
· оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;
· праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
· выплате компенсаций и предоставлении гарантий;
· возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;
· предоставлении отпусков;
· выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания.
· о выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;
· о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда;
· о размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия;
· о применении дисциплинарных взысканий;
· о неправильных или неточных записях в трудовой книжке сведений о заключении или изменении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) или иным предусмотренным законодательством документам.
Комиссия является обязательным органом по рассмотрению также и других трудовых споров, связанных с применением законодательства о труде, коллективного и трудовых договоров (контрактов), правил, положений и инструкций, за исключением споров по вопросам, перечисленным в пункте 12 настоящего Положения.
2.3 Комиссия по трудовым спорам не может рассматривать споры:
Ø по заявлениям:
1) работников о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения;
4) нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба;
5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав;
6) работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием;
7) уволенных работников и лиц, не состоящих в трудовых отношениях с нанимателем.
Ø об отказе в заключении трудового договора;
Ø не основанные на трудовых отношениях, вытекающие из гражданского, административного и иного законодательства.
В цеховых комиссиях не подлежат рассмотрению трудовые споры по вопросам перевода и перемещения на работу вне данного цеха. Споры по этим вопросам рассматриваются комиссией организации.
III. Порядок работы комиссий по трудовым спорам
3.1 Трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией организации.
3.2 Прием заявлений, поступающих в комиссию, производится нанимателем, за счет и на бланках нанимателя ведется также переписка с гражданами и организациями от имени комиссии по трудовым спорам (направление вызовов, дача ответов и т.п.). Все расходы по работе комиссии несет наниматель. (Приложение 18)
3.3 Рабочие и служащие могут обращаться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права.
При пропуске по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить.
3.4 Комиссия по трудовым спорам обязана рассматривать трудовые споры в 10-дневный срок со дня подачи заявления.
3.5 Работник, по заявлению которого рассматривается трудовой спор, должен быть приглашен на заседание комиссии не позднее, чем за три дня.
3.6 Заседания комиссии по трудовым спорам проводятся в такое время, чтобы члены комиссии, заинтересованный работник, а также свидетели могли присутствовать на заседании в удобное для них время.
3.7 Все споры должны рассматриваться комиссией по трудовым спорам в присутствии работника, подавшего заявление. Заочное рассмотрение спора допускается лишь по письменному заявлению работника.
При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления откладывается до следующего заседания. При вторичной неявке работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.
3.8 Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, поручать отдельным лицам проведение технических и бухгалтерских проверок, требовать от администрации представления документов и расчетов, направлять запросы и пользоваться консультациями государственных и вышестоящих профсоюзных органов.
3.9 В начале заседания комиссии по трудовым спорам заинтересованный работник имеет право заявить мотивированный отвод любому члену комиссии, участвующему в заседании. В этом случае рассмотрение спора переносится на другое время, устанавливаемое комиссией.
3.10 Вопрос об удовлетворении отвода решается:
· в отношении представителя администрации — руководителем организации;
· в отношении представителя профсоюза — профсоюзным комитетом.
Руководитель издает приказ, а профком принимает решение, которым удовлетворяется либо не удовлетворяется заявление об отводе. Вместо отведенного члена комиссии может быть выделен другой представитель.
Отвод действителен только для заседаний комиссии по рассмотрению заявления данного работника.
3.11 Комиссия по трудовым спорам правомочна принимать решение, если на ее заседании присутствует не менее 2/3 всех членов комиссии.
Решения комиссии по трудовым спорам принимаются по соглашению между всеми представителями профсоюзного комитета и представителями администрации, участвующими в заседании, имеют обязательную силу и в каком-либо утверждении не нуждаются.
Решения комиссии должны быть мотивированы и основаны на действующем законодательстве, коллективном и трудовом договорах, соглашениях, правилах, положениях и инструкциях.
В решениях комиссии по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.
3.12 На каждом заседании комиссии по трудовым спорам обязательно ведется протокол. Протокол подписывается после окончания заседания председателем и секретарем. При недостижении соглашения в протоколе заседания комиссии излагаются предложения каждой стороны и отмечается, что соглашение не состоялось.
К протоколу прикладываются материалы проверок, письменные объяснения, заключения, переписка и иные документы, полученные комиссией в ходе рассмотрения спора.
Копии протокола заседания комиссии в 3-дневный срок вручаются профсоюзному комитету и администрации организации. Выписка из протокола заседания комиссии в тот же срок вручается или высылается по почте заинтересованному работнику. Протокол вывешивается на видном месте для сведения рабочих и служащих.
3.13 Если при рассмотрении спора в комиссии по трудовым спорам соглашение между представителями профсоюзного комитета и представителями администрации не было достигнуто, работник имеет право в 10-дневный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания комиссии обратиться с заявлением о разрешении спора в суд.
Пропуск работником установленного 10-дневного срока не является основанием к отказу в приеме заявления.
3.14 При недостижении соглашения сторон в комиссии по трудовым спорам в составе профсоюзного организатора и руководителя предприятия, учреждения, организации, а также в случае несогласия работника с решением по трудовому спору, вынесенным этой комиссией, работник в 10-дневный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания комиссии может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора в суд.
IV. Порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам
4.1 Решения комиссии по трудовым спорам подлежат исполнению администрацией организации в 10-дневный срок со дня принятия решения или постановления, если в решении или постановлении не указан иной срок их исполнения.
4.2 В случае неисполнения администрацией предприятия, учреждения, организации в установленный срок решения комиссии по трудовым спорам председатель комиссии выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Подпись представителя нанимателя на удостоверении заверяется печатью организации, представителя профсоюза – печатью профкома.
4.3 Удостоверение для исполнения решения комиссии по трудовым спорам в составе профсоюзного организатора руководителя предприятия, учреждения, организации выдается вышестоящим профсоюзным органом.
Удостоверение не выдается, если работник или администрация организации в установленный срок обратились с заявлением о разрешении трудового спора в суд.
4.5 На основании удостоверения, предъявленного не позднее 3-месячного срока в суд, судебный исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. (Приложение 18)
Права юридической службы.
Юридическая служба предприятия имеет право:
1.Проверять соблюдение законности в структурных подразделениях предприятия. При несоблюдении требований действующего законодательства давать предложения по их устранению.
2.Ставить перед руководителем предприятия вопросы об отмене изданных в нарушение законодательства положений, приказов, распоряжений и других нормативных документов.
3.Получить от должностных лиц, в установленном порядке документы, справки, расчеты, и другие сведения для выполнения своих обязанностей. Все должностные лица обязаны незамедлительно представлять эти документы по требованию юридической службы.
4.С согласия руководителя предприятия, привлекать работников других структурных подразделений для подготовки проектов локальных нормативных правовых актов и других документов, а также для осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее обязанностями.
5.Участвовать в совещаниях, созываемых руководителем предприятия, при обсуждении на них вопросов, имеющих отношение к практике применения действующего законодательства и иными направлениями правовой работы.
6.Участвовать в работе высшего органа управления предприятия (объединения).
Требования к содержанию претензии.
Согласно Приложению к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее по тексту – Приложение к ХПК) в претензии обязательно указываются:
·фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
·дата предъявления претензии;
·обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
·доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
·требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
·сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
·банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
·перечень документов, прилагаемых к претензии.
К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них.
Таким образом, при составлении претензии необходимо указать по каким договорам, ТТН и пр. возникла задолженность и в каком размере, а также сослаться на конкретные нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), другие акты законодательства, устанавливающие обязанность контрагента выполнить свои обязательства.
Получив подготовленную адвокатом претензию со ссылками на акты законодательства, представитель должника поймет, что кредитор начал серьезную досудебную работу.
В претензии также необходимо указать размер штрафных санкций, которые могут быть взысканы с должника в случае, если тот в добровольном порядке не исполнит свои обязательства. При этом необходимо сослаться на соответствующие пункты договора и положения нормативных правовых актов. Штрафные санкции должны быть правильно рассчитаны, а сам расчет — отражен в претензии. Кроме того, в претензии может быть указано, что размер штрафных санкций будет скорректирован на день подачи искового заявления (заявления о возбуждении приказного производства).
Когда представитель должника оценит конкретные суммы штрафных санкций, которые на законном основании подлежат взысканию, это, скорее всего, заставит его взвесить все «за» и «против» и оплатить основную сумму долга в сроки, указанные в претензии. В противном случае, с должника в судебном порядке будут взысканы не только основанная сумма долга, но и штрафные санкции.
На ряду с обязательной информацией, которую должна содержать претензия, рекомендуем в претензии указать размер дополнительных расходов, которые должник понесет в случае, если кредитор вынужден будет обратиться в экономический суд. Такими расходами являются сумма государственной пошлины, расходы по оплате юридической помощи и др.
Если у организации заключен соответствующий договор на оказание юридической помощи, то в претензии нужно указать, что по всем возникающим вопросам должнику следует обращаться к адвокату по таким-то телефонам. Это «поможет» должнику осознать серьезность намерений кредитора взыскать долг в принудительном порядке, а также штрафные санкции и судебные расходы.
Претензия подписывается руководителем организации или представителем по доверенности и направляется должнику заказной корреспонденцией с обратным уведомлением либо вручается под роспись (пункт 4 Приложения к ХПК). В договоре стороны могут предусмотреть и иной способ предъявления претензии (посредством факсимильной связи, электронной почты, телефонограммы и др.).
Если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения соблюдения претензионного порядка в экономический суд необходимо представить доказательства получения претензии должником (например, таким доказательством может служить ответ на претензию).
Обратите внимание на адрес получателя претензии, поскольку претензия должна направляться по месту нахождения (юридическому адресу) должника. Если в последующем при рассмотрении иска в экономическом суде будет установлено, что претензия направлена по ненадлежащему адресу, то претензионный порядок не будет соблюден. Доказательствами надлежащего направления претензии в случае неполучения ее должником (уклонения от получения) будут являться выписка (справка) из ЕГР о месте нахождения должника, копия претензии и доказательства направления претензии по указанному в справке адресу.
К исковому заявлению необходимо приложить доказательства соблюдения обязательного претензионного порядка, которыми будут являться копия претензии, квитанция о направлении претензии, уведомление о вручении претензии либо ответ на претензию при его наличии.
В случае неполучения ответа на претензию в месячный срок кредитор вправе обратиться в экономический суд с иском (пункт 8 приложения к ХПК), если иной срок для ответа на претензию не установлен законодательством или договором