Задачи налоговой политики в противодействие теневой экономике
Поскольку достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки в целом соответствует уровню развитых стран и устраивает законопослушных налогоплательщиков, внесение существенных изменений в структуру налоговой системы нецелесообразно. Поэтому резервы роста налоговых поступлений должны быть найдены в других сферах, и прежде всего в сфере борьбы с теневой экономикой, которая напрямую связана с разнообразными способами ухода от налогов.
Определяющие признаки теневой экономики — уклонение от официальной регистрации предпринимательской деятельности и сделок, а также умышленное искажение их условий и последствий. Условно ее можно разделить:
· на неформальную — это легальные виды деятельности, масштаб которых скрывается от контроля путем ведения деятельности без регистрации, лицензий, оформления трудовых отношений и т.д.;
· криминальную, которая представляет собой деятельность, запрещенную законом (в частности, торговлю наркотиками и оружием, проституцию, контрабанду);
· фиктивную — это взятки, предоставление индивидуальных льгот и субсидий на основе коррупционных связей и пр.
Наличие теневой экономики в России, как и в других странах, имеет большое количество причин и предпосылок, среди которых можно отметить высокую степень недоверия к государству, недостаточный уровень социальной поддержки и низкую информированность населения, сложность и непрозрачность законодательства, высокие ставки налогов, необоснованные запреты на некоторые виды деятельности. Российский теневой бизнес характеризуется такими явлениями, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, ведение двойной бухгалтерии, скрытая безработица и коррупция. Теневая экономика завоевала прочные позиции практически во всех сферах экономической деятельности. Ее проявления связаны прежде всего с неуплатой налогов, что ведет к значительным потерям бюджета, компенсируемым за счет законопослушных налогоплательщиков, и к сокращению бюджетных расходов.
44. Понятие и показатели теневой экономики.
Теневая экономика — деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля. Это сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественно-экономических отношений, и прежде всего — неконтролируемый обществом сектор воспроизводства, где производство, распределение, обмен и потребление экономических благ и предпринимательских способностей скрываются от органов государственного управления. Теневая экономика тесно переплетена с легальным и реальным сектором экономики и является ее составной частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными факторами, рабочей силой и т.д., не вступая при этом в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования. Теневая экономика имеет два основных взаимосвязанных признака: -противоправная деятельность в целях получения исключительно в собственных интересах неконтролируемого дохода;
-получение дохода, который полностью или частично выведен из- под фискального контроля в целях получения дополнительных экономических выгод. Любая деятельность в сфере теневой экономики является преступной, но не каждая подпадает под нормы существующего законодательства. Считается, что границы понятия «экономическое преступление» в силу его условности вообще очень трудно определить в строго уголовно-правовом смысле. Следует разграничить две группы экономических преступлении.Первая группа — это деятельность предпринимателей, вынужденных укрываться от уплаты налогов в условиях непосильного налогового бремени, которое навязывается государством. Вторая группа — это экономические преступления, выходящие за рамки налогового укрывательства, от которых страдает не только бюджет и его различные фонды, но и общество в целом. Торговля оружием, наркотиками, присвоение государственных средств и т.д. Главные показатели теневой экономики :- противоправная работа с целью получения бесконтрольной выгоды исключительно в своих собственных интересах. -получение заработка, который выведен из-под полного контролирования, чтобы обрести доп финансовую выгоду. - уклонение от официальной регистрации сделок и компаний/предумышленное искажение критерий их функционирования.
45. Способы уклонения от уплаты налогов.
Способы, используемые для избежания уплаты налогов или снижения их размеров, достаточно разнообразны и многочисленны. В настоящее время известно более двухсот способов. Все многообразие налоговых преступлений и способов их совершения можно объединить в следующие группы и виды. 1. Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета: осуществление сделок без документального оформления, неоприходование товарно-материальных ценностей, неоприходование денежной выручки в кассу. Широкое распространение получила практика использования операций с рублевой и валютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности – "черного нала". 2. Использование необоснованных изъятий и скидок: отнесение на издержки производства затрат, не предусмотренных законодательством; отнесение на издержки производства затрат в размерах, превышающих установленные законодательством; незаконное использование налоговых льгот. 3. Достаточно часто преступниками применяется незаконное использование налоговых льгот, предоставленных предприятиям, на которых число работающих инвалидов составляет не менее 50%. В этом случае составляются фиктивные документы о приеме на работу инвалидов, фактически не работающих на предприятии. 4. Искажение экономических показателей, позволяющее уменьшить размер налогооблагаемой базы; завышение стоимости приобретенного сырья, топлива, услуг, относимых на издержки производства и обращения; отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих действительные; отнесение на издержки производства расходов, не имеющих места в действительности. 5. Например, самый распространенный способ занижения налогооблагаемой прибыли (дохода) – это неправомерное отнесение на себестоимость разного рода затрат и расходов, а также неотражение или неправильное отражение курсовых разниц по оприходованной валюте; неотражение или неправильное отражение результатов переоценки имущества предприятия; отнесение затрат по ремонту на себестоимость при наличии сформированного ремонтного фонда; неправильное списание убытков; невключение в облагаемую базу внереализационных доходов предприятия, которые тем не менее нашли свое отражение в бухгалтерском учете, но не на тех балансовых счетах; иные счетные ошибки при расчете налогооблагаемой прибыли в сторону уменьшения последней. 6. Искажение объекта налогообложения: занижение объема (стоимости) реализованной продукции, работ, услуг. Это один из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов, при котором в учетном регистре предпринимателя отражается реализация только части партии товара. Обычно все записи составлены верно (род и наименование товара, цена за единицу и т.п.). Имеется различие лишь в объеме реализованной продукции, отраженной в учете. 7. Маскировка объекта налогообложения: фиктивный бартер; лжеэкспорт; фиктивная сдача в аренду основных средств; подмена объекта налогообложения. 8. В целях маскировки объекта налогообложения преступниками используются положения законодательства, согласно которому не подлежат налогообложению средства, объединяемые предприятиями в целях осуществления совместной деятельности. В целях неуплаты налогов составляются фиктивные договоры о совместной деятельности, но не предпринимаются реальные действия по ее осуществлению.
46. Усилие контроля за нелегальным игорным бизнесом.
Значительный вклад в показатели теневой экономики вносит игорный бизнес, как известно, запрещенный вне специальных игорных зон. Необходимо идентифицировать контингент участников игорного бизнеса в связи с тем, что при наличии двух видов деятельности — игорной и лотерейной — трудно определить и доказать правонарушение, поскольку оба вида основаны на сделках, не связанных с реализацией (переходом прав собственности) и заключенных как пари с неопределенным результатом. Затрудняет борьбу с теневым игорным бизнесом и то обстоятельство, что в соответствии с НК РФ налоговые органы не могут противодействовать незаконной деятельности игорных заведений. Это обусловлено запретом на проведение проверок в отношении юридических и физических лиц — индивидуальных предпринимателей ранее, чем но истечении трехлетнего срока со дня их создания, и недобросовестные предприниматели активно этим пользуются. И еще одна проблема — отсутствие у организаторов игорного бизнеса статуса налоговых агентов, что создает благоприятные условия для ухода от налога на доходы по выигрышам физических лиц, а этот налог составляет 35% их дохода. В связи с тем что в последние годы сокращается количество выездных налоговых проверок, многие налогоплательщики, у которых вероятность проведения таких проверок невелика, совершают налоговые правонарушения в части искажения отчетности, надеясь на минимальный риск. Естественно, что компетенции камеральной налоговой проверки в этих условиях должны быть расширены, особенно по проверке налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций, в которых получены убытки или суммы налогов последовательно снижаются. Логично было бы предоставить налоговым органам, осуществляющим камеральную проверку, право на истребование первичных документов — выписок из регистров налогового и бухгалтерского учета, иных документов, подтверждающих достоверность внесенных в декларацию данных, счетов-фактур.