Налоговые органы как участники налоговых отношений.

Согласно ч. 1 ст. 30 НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. Налог.органы – ФНС (т.к. таможня и др. фин.органы – другая требуха)

Система налог.органов состоит из ФНС и ее террит.органов.

Характеристика налог.органов напрямую вытекает исходя из обязанностей, где прописана их роль в НПО (ч. 1 ст. 32 НК РФ подробнее):

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) ведение учета организаций и физических лиц;

4) бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах итд.;

5) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

6) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора и др.

Основная цель – контроль за соблюдением зак-ва о налогах и сборах

Права налог.органа (ст. 31 НК РФ подробнее):

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки + контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

8) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

9) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Также законодатель отдельно выделил обязанности должн.лиц налог.органов (ст. 33 НК РФ):

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство. 

Элементы налогообложения.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (т.е. перечень эл-тов ниже):

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Нек-е особенности про налогоплательщиков:

• Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными плательщиками налогов. Они исполняют обязанность российских организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

• Налоговый агент не одно и то же, что налогоплательщик. Налоговыми агентами признаются лица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет соответствующих налогов.

Например, по НДФЛ налоговыми агенты – организации, где работает ФЛ, а налогоплательщик – само ФЛ.

Объект налогообложения – это то экономическое основание, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

НК РФ в ст. 38 определяет объект как реализацию товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Пр: Транспортный налог – база:мощность в л/с.

Налоговый период – это период времени (например, календарный год, квартал, календарный месяц), по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов (квартал, полугодие, девять месяцев, календарный месяц), по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (иначе %).

Виды:

По методу установления налоговые ставки могут быть: твердыми, адволорными (пропорц.отношение) и смешанными.

По способу установления налоговые ставки подразделяются на прогрессивные (Пр: налог на ТС), регрессивные и пропорциональные.

Порядок исчисления налога

Конкретный порядок начисления каждого налога прописывается в соответствующей главе НК РФ, общий порядок – ст. 52 НК РФ. Вместе с тем, порядок исчисления заключается в том, что:

1) Орг-ции исчисляют налог.базу по итогам каждого налог.периода на основе данных регистров бух.учета и (или) на основе иных док-тов, которые подтверждают данные об объектах, подлежащих налогообложению, либо связанных с налогооблож-ем

2) ИП исчисляют налог.базу по итогам каждого налог.периода, на основе данных учета доходов (расходов)

3) ФЛ исчисляют налог.базу на основании полученных в уст-х случаях от орг-ции данных об облагаемых доходах, а также данных собств.учета облагаемых доходов, осуществляемых в произвольной форме (декларирование чего-либо)

При этом, согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ, предусматривается возможность определения через налоговое уведомление, которое м/б послано как налог.органами (для ФЛ, например, по транспортному налогу, по налогу на имущ-во ФЛ – по-любому налог уведомление), так и налог агентами (т.е. данные от работодателя).

Налог.уведомление направляется в срок не позднее 30 дней до наступления обяз-ти по уплате налога (ч. 2 ст. 52 НК РФ).

Также сущ-т 2 метода начисления налога: кассовый (учет реальных доходов/расходов) и накопительный (все доходы, права на которые возникли в течение налог.периода, все расходы, обяз-ть по уплате которых возникла)

Порядок (ст. 58 НК РФ) и сроки (ст. 57 НК РФ) уплаты налога

Общий порядок уплаты налогов и сборов определен в НК РФ (ст. 58), в соответствии с которым уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога, либо в ином порядке в установленные сроки (возможны предварительные платежи – т.н. «авансовые платежи»).

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме через кредитное учреждение (банк). При отсутствии банка физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации, либо через Почту России (ФПС). Администрация или ФПС обязаны в 5–ти дневный срок перечислить ден.средства в бюджет РФ на соотв.счет Федерального казначейства.

В соответствии с НК РФ (ст. 57) сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Они определяются календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

По общему правилу налогоплательщик обязан уплатить налог в течение 30 дней со дня получения уведомления, или в иной срок, предусмотренный уведомлением (если налог исчисляется посредством налог.уведомления).

При нарушении установленных сроков уплаты налогов и сборов налогоплательщик уплачивает пени.

Конкретный порядок уплаты каждого налога устанавливается в соответствии с вышеизложенным применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональные и местные налоги – согласно законам субъектов РФ и НПА представительных ОМС в соответствии с НК РФ.

Наши рекомендации