Классификация стереотипов на рынке труда.
На сегодняшний день существуют различные классификации стереотипов на рынке труда. Рассмотрим основные из них.
Первая классификация - по субъекту стереотипизации. По этому параметру трудовые стереотипы делятся на групповые (социальные, культурные) и индивидуальные. Можно использовать данную классификацию на рынке труда, например, разделив стереотипы на предубеждения со стороны нанимателей, на предубеждения со стороны наемных работников и на стереотипы потребителей (клиентов).
Следующая классификация стереотипов строится по объекту стереотипизации. С помощью представленного деления ученые чаще всего различают многие виды социальных стереотипов: гендерных, возрастных, профессиональных, расовых, этнических национальных, конфессиональных, религиозных, региональных, классовых, политических и т.д. Достаточно просто перенести данную классификацию на рынок труда.
Также, в мире стереотипов, включая трудовые стереотипы, существует классификация по содержанию. По этому критерию исследователи делят стереотипы на негативные и позитивные.
Ряд исследователей делят стереотипы по степени соответствия действительности и адекватности отражения реального мира. В этом случае различают точные и неточные или истинные и ложные предрассудки. Опять же легко применить данное деление к профессиональной сфере.
Существует еще огромное множество видов стереотипов и критериев их классификации на рынке труда. Охватить все в рамках одного исследования не представляется возможным. В данной работе упор будет делаться на два самых распространенных вида стереотипов: гендерные и возрастные.
Глава 2
Гендерные стереотипы
Сегодня гендерное равенство является одним из главных критериев демократизации общества. Принцип равенства мужчин и женщин закреплен в нашей стране в Конституции Российской̆ Федерации в 19 статье [7], в трудовом, семейном, гражданском, уголовном кодексах. На международном уровне также существует множество подобных законодательных актов, в частности, резолюции четырех всемирных конференций по положению женщин, проходивших под эгидой ООН в Мехико, Копенгагене, Найроби, Пекине.
На рынке труда нашей страны равенство полов осуществляется через социальную политику в сфере занятости, которая предусматривает применение социальных мер по повышению конкурентных способностей̆ женщины на рынке труда.
Она заключаются в следующем:
• предоставление кредитных, налоговых и иных льгот предприятиям
государственного и негосударственного секторов экономики, а так же частным лицам и объединениям, обеспечивающим организацию труда женщин с малолетними детьми, а также лиц с ограниченной̆ трудоспособностью;
• финансовая поддержка, необходимая при создании благоприятных условий для благотворительности, общественной̆ взаимопомощи;
• развитие форм субсидированной̆ занятости, особенно для отдельных категорий населения, в частности, женщин;
• обеспечение женщин необходимой̆ информацией̆, консультационными услугами и специальной̆ подготовкой̆ для вовлечения их в предпринимательскую деятельность;
• оказание помощи женщинам, желающим начать свой собственный бизнес, в получении дополнительных знаний и профессиональной̆ подготовки;
• предоставление различного рода кредитов, необходимых женщинам для организации индивидуальной̆ трудовой̆ деятельности;
• обеспечение условий для переобучения или повышения квалификации работающих женщин, имевших перерывы в трудовой̆ деятельности, например, при их возвращении на рабочее место после отпуска по беременности и родам и ухода за ребенком. Благодаря этому профессиональная реадаптация происходит значительно быстрее;
• учет потребностей̆ женщин при проведении структурной̆ перестройки экономики, привлечение дополнительных источников финансирования для развития социальной̆ сферы и сферы услуг как мест, где преимущественно используется женский труд.
Основной причиной гендерного неравенства, неравномерного распределения экономических, политических и социальных ресурсов между мужчинами и женщинами , являются гендерные стереотипы.
Гендерные стереотипы — это общепринятые в социуме представления об особенностях и поведении представителей разных полов, в первую очередь мужчин и женщин.
Гендерные стереотипы на рынке труда являются одними из самых распространенных и нередко перерастают в дискриминацию по признаку пола. Гендерная дискриминация — любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола [10]. В основном, гендерные стереотипы базируются на «первородстве» мужчины, который выполняет функции добытчика и «естественном предназначении» женщины-хранительницы домашнего очага.