Юридический обычай, или обычное право как источник права Древнего Рима
Обычаи делятся на простые и юридические. Простой обычай – это правило поведения, вошедшее в привычку людей в результате его многократного повторения на практике. Простой обычай не является источником права. Простой обычай не обеспечивается юридическими нормами, а только общественным мнением. Юридический обычай – это санкционированный государством простой обычай. Обычай, соблюдение которого обеспечивается принуждением. Юридический обычай являлся основным источником цивильного права Древнем Риме.
Основной источник обычая – Закон 12 таблиц, это кодифицированный обычай в области гражданского права и гражданского процесса. Были написаны на 12 глиняных таблицах. Был принят 450 г. до н.э., то есть в архаическом праве. Это главный пример юридического обычая в Риме.
Значение юридического обычая, как он соотносился с законом? Сила юридического обычая зависела от периода развития РЧП.
В доклассическом – имел приоритет над законами народного собрания.
В эпоху принципата действует теория юриста Юлиана, согласно которому юридический обычай имеет равную силу с законом, принятым сенатом. (В эпоху принципата де-юре законы принимает сенат, а вносит принципс.)
В постклассическую эпоху обычай действует только в части, не противоречащей конституции. То есть роль обычая снижается. Это правило было введено в 319 году нашей эры.
Законы
Закон – это нормативный правовой акт, принятый государственным органом Древнего Рима.
Существовало 2 классификации законов: по субъекту, принимающему закон, и по внутренней структуре закона.
По субъекту, принимающему закон, они делились на 3 вида:
• Lex – закон, принятый народным собранием. (1) Магистрат издавал законопроект, (2) претор вносил законопроект на рассмотрение собранию; (3) голосование за/против; (4) сенат получал закон и принимал или отклонял его; (5) закон получал имя магистрата) -- Закон Фурия. Lex имел две разновидности: (а) Plebescitum, плебисцитум (закон, принятый плебейским народным собранием, с участием только плебеев) и (б) Populiscitum, популисцитум (закон, принятый и патрициями, и плебеями). Но юридическая сила от этого не зависела. Это период республики.
• Senatos consultus. Законопроект, внесенный в сенат высшим должностным лицом – принципсом. Отсюда – монархия эпохи принципата. На практике сенат обычно подчинялся воле принципса, и обычно голосовал «за». Если закон принимался -- он получал имя принцепса - закон Нерона (Neronianum)
• Constitutio. Конституции. Эпоха домината. Это законы, принятые императором. В зависимости от вопроса, по которым принималась, различалось 4 вида конституций: (а) эдикты (но не магистратов – это другой вид источника, другой вид закона) – распоряжение императора по общим вопросам; (б) рескрипт – распоряжение императора по частным вопросам (эдикт касался всего населения Рима, а рескрит – отдельных лиц(разрешение на развод)); (в) мандаты (инструкции императора, на основе которой действовали чиновники – прежде всего мандатом оформлялись права провинциальных руководителей) и(г) декреты (решения императора по судебным делам в качестве высшей инстанции). Обжаловать декрет императора было невозможно.
Вторая классификация законов – по внутренней структуре.
Внутренняя структура закона включала в себя 3 элемента: прескрипцио (prescriptio), рогацио (rogatio) и санкцио (sanctio).
Прескрипцио – вводная часть закона. Она включала в себя название закона (лекс, сенатус консультус либо конституция) и наименование органа, который его издал.
Рогацио – сами правила поведения, установленные законом.
Санкцио – неблагоприятные последствия нарушения закона.
Современные законы в принципе имеют ту же структуру.
С точки зрения внутренней структуры, различалось 4 вида законов:
Несовершенный закон – закон, в структуре которого отсутствовала санкция, он вообще не имел санкции. То есть правило устанавливалось, но неблагоприятных последствий не было. Пример – закон Цинция. Он ограничивал размер дарения, устанавливал предельную сумму договора дарения, но санкции за нарушение не содержались. Естественно, для закона не совсем нормально отсутствие санкций, т.к. это провоцирует нарушение закона. Такие законы встречаются и сегодня. Иногда бывает и сегодня в административном праве – не разговаривать по мобильному (долгое время).
------------------
Второй, третий и четвертый вид санкции имеют, но друг от друга они отличаются структурой санкции. Санкция включала 2 элемента:
=акт, противоречащий закону объявляется недействительным
=за совершение этого акта лицо подвергается наказанию
-----------------
Менее совершенный закон – имеет все 3 элемента, но санкция этого закона предусматривает, что сам противозаконный акт, совершенный лицом, сохраняет юридическую силу. Но за совершение этого акта к лицу применяются иные неблагоприятные последствия. (Например, в Риме был менее совершенный закон, запрещавший вдове вступать в новый брак после смерти супруга в течение «траурного года», который считался равным 10 месяцев. Это было сделано, чтобы не возникал спор об отцовстве ребенка. Если вдова этот брак нарушала, сам брак силу сохранял, однако женщину можно было объявить бесчестной).
Совершенный закон – присутствуют все 3 элемента, но здесь все наоборот – санкция сводится к тому, что противозаконный акт объявляется недействительным, но само лицо дополнительно не наказывается, дополнительных санкций не предусмотрено. (Это, например, закон, запрещавший давать обет вечного безбрачия. Если его давали, он признавался недействительным, но дополнительных санкций не было.)
Более совершенный закон – есть 3 элемента, и санкция включает в себя все последствия: и акт объявляется недействительным, и наступают неблагоприятные последствия для нарушителя. (Например, в Риме это закон, запрещавший ростовщические сделки. В Риме законодательно ограничивался размер процента по договору займа – для обычных граждан это было 6%, под более высоким – это было ростовщичеством. Предпринимателями – под 8% и 12% (морской займ). И если этот закон нарушался и сама сделка займа была недействительна, и к кредитору применялось дополнительное наказание – штраф).
эдикты магистратов.
Они складывались из двух элементов.
1) Это преторское право: эдикты преторов магистратов по делам иностранцев (перегринов), эдикты преторов по городским делам (преторское право).
2) Вторая часть – эдильное право. Это эдикты корульных эдилов по торговым делам.
Курульный эдил или претор – это должностное лицо, которое назначалось главой магистрата сроком на 1 год. После назначения претор или эдил выступал с программной речью своей деятельности. Эта речь называлась эдиктом.
Почему эдикт был источником права? Он содержал нормативную, особую часть, то есть содержал общеобязательные правила поведения – это называлось транслатицией (translaticia).
Какие там содержались правила поведения? Транслатицией претор объявлял, в каких случаях он будет предоставлять защиту нарушенных прав. Дело в том, что если в законе 12 таблиц не было соответствующего иска, чтобы защитить нарушенное право, а претор считал, что с точки зрения принципов доброй совести и справедливости, он мог сконструировать свой собственный иск и включить его в эдикт.
Иск, влюченный в транслатицию, получал название по имени претора, впервые впервые упомянул его в своем эдикте. По истечении года эти положения не утрачивали значение, а могли только дополняться.
Яркий пример преторского иска – иск претора Публиция и иск Сервия. Они включали в эдикт положения о защите нарушенных прав и могли предусматривать защиту в тех случаях, которые не были предусмотрены законами 12 таблиц и принятыми народными собрания. Несмотря на то, что претор занимал должность год, норма действовала постоянно, новые преторы могли только дополнить.
С усилением императорской власти правотворчество магистратов начинает терять свое значение – император принимал законы и не был заинтересован в противоречащих его конституциям правил. В результате 2 веке н.э. при императоре Адриане издается акт, который получил название «перпетум эдиктум» - вечный эдикт (perpetum edictum) - римский юрист Сальвий Юлиан составил окончательный текст преторского эдикта. Это акт о кодификации эдиктов. Эдикты, которые вошли в этот акт (вошли далеко не все), сохранили свою силу на будущее - те, которые не вошли, силу утратили.
А на будущее преторам было запрещено издавать эдикты, имеющие транслатицию – то есть они больше не могли создавать нормы права. Эдикт был объявлен неизменным, и с этого момента правотворчество магистратов прекратилось.
юриспруденция, или деятельность юристов.
Римские юристы внесли огромный вклад в развитие римского частного права несмотря на то, что они не обладали ни законодательной, ни эдиктальной властью. Их деятельность достигла расцвета в 3 в. н.э. К числу наиболее известных относятся следующие:
• В 3 веке – Павел, Папиниан, Ульпиан.
• В 4 веке – Иннокентий.
• В 5 веке – Патриций.
• В 6 веке – Трибониан.
Деятельность римских юристов по характеру имела два направления: практическая деятельность и теоретическая.
Практическая деятельность имела три разновидности:
• Cavere scribere – кавере скрибере. Это составление формул частно-правовых актов. То есть юрист составлял проект договора, завещания и т.д.
• Agere – агере. Это советы юриста процессуального характера, касающиеся процессуальных действий клиента – стоит ли подавать иск, как, каких свидетелей вызывать, обжаловать ли решение судьи и т.д. Первоначально римские юристы не могли участвовать в деятельности от имени клиента, они сидели рядом, советовали.
• Respondere – респондере. Первоначально это были юридические консультации, в рамках которых юристы занимались толкованием законов и эдиктов. В РП не иск выводился из правомочия, а правомочие из иска. Магистрат давал очень короткие формулы, а конкретные правила применения вырабатывались на практике юристами. (Условия дачи, обстоятельства обессиливания и тд) Первоначально это толкование не имело нормативного характера и источником права не являлось, для судьи оно было необязательным. Оно опиралось только на авторитет юриста и не имело юридической силы. Со временем ситуация меняется, и в 321 году н.э. принимается Конституция Константина, которая наделяет право jus respondendi – право давать толкование нормативного характера. Оно было обязательным для судьи. Таким правом наделяются три римских юристов – Папиниан, Павел, Ульпиан. Наконец, этот процесс завершается принятием в 426 г. н.э. Императором Феодосием закона о цитировании.
Данный закон предусмотрел право юс респонденди за 5 юристами, к трем первым добавились Гай и Модестин. Все труды этих юристов были объявлены источниками права. Источниками права были также мнения других юристов, на которые ссылались эти пятеро.
Чаще всего они ссылались на следующих юристов: Сабин, Юлиан, Сцерула.
Если мнение 5 юристов по какому-то вопросу расходилось, приоритет определялся по большинству. Если большинство определить нельзя, например, 2 за, 2 против, только тогда приоритет определяется по позиции Папиниана, его мнение было самым авторитетным.
Второе направление деятельности – теоретическая деятельность юриста. Было 4 направления:
• Написание институций, то есть учебников по праву. Наиболее известные – Гая, Модестина, Кларентина и т.д.
• Комментарии. Это толкование юристами законов и эдиктального права – как и сейчас, например, комментарий к ГК РФ.
• Дигесты – теоретические работы юристов, в которых критикуется позиция их коллег, других юристов.
• Регулы – сборники юридических казусов (задачек, случаев).