Особенности тактики допроса несовершеннолетних
Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события и правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. При этом они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т. п.). Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена, и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого, поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время.
При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Несовершеннолетний в возрасте до 16 лет вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается в связи с обстоятельствами дела.
При участии в допросе педагога, а также законных представителей нужно заранее убедиться, что характер их взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводяших вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.
Допрос малолетних (в возрасте до 14 лет) проводится с участием педагога. Такой допрос предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке — в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будут способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения. Помощь в проведении допроса может оказать педагог, специалист-психолог, воспитатель.
Приоценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц.
При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и ripo- говорок, а также противоречий с другими доказательствами.
53 Понятие очной ставки. Тактика ее проведения
Очная ставка (ст. 192 УПК) – это одновременный допрос в присутствии друг друга двух ранее допрошенных по одному и тому же факту лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия.
Хотя очная ставка является достаточно эффективным следственным действием, прибегать к ней целесообразно лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, противоречия, содержащиеся в показаниях двух лиц, должны быть действительно существенными, имеющими значение для дела; необходимо иметь в виду, что некоторые расхождения в показаниях всегда неизбежны в силу особенностей свойств восприятия и памяти каждого человека. Во-вторых, следователь должен быть уверен, что участник очной ставки, дающий неправдивые показания, не сможет отрицательно повлиять на другого ее участника – того, который говорит правду, не убедит его изменить свои правдивые показания на ложные. Если такой уверенности нет, от проведения очной ставки следует отказаться.
Если очная ставка проводится с участием потерпевшего или свидетеля, они вначале предупреждаются об уголовной ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе. Затем следователь задает обоим участникам вопрос: знают ли они друг друга, с какого времени и в каких отношениях находятся между собой.
Выяснив эти обстоятельства, следователь обычно обращается к тому участнику, который, по мнению следователя, говорит правду, и предлагает ему дать показания по тем фактам, для выяснения которых проводится очная ставка.
Выслушав и записав в протоколе ответ, следователь обращается к другому участнику очной ставки с вопросом, подтверждает ли он показания первого участника. Его ответ и пояснения по существу также фиксируются в протоколе.
Затем обычно вновь задается вопрос первому участнику: настаивает ли он на своих показаниях. После этого участникам очной ставки предоставляется право задать вопросы друг другу.
В ходе очной ставки следователь может предъявлять вещественные доказательства и документы.
Оглашение показаний участников очной ставки, данных на предыдущих допросах, а также воспроизведение звукозаписи, видеозаписи или киносъемки их показаний допускается лишь после дачи ими показаний на очной ставке или отказа от дачи показаний.
Показания участников очной ставки записываются в той очередности, в какой они давались. Каждый участник подписывается под своими ответами и внизу соответствующих страниц.
Необходимо иметь в виду, что устранить противоречия в показаниях участников в ходе очной ставки удается довольно редко. Однако, если тот участник, который, по мнению следователя, дает правдивые показания, подтвердил их в присутствии другого участника и заявил, что он на своих показаниях настаивает, цель очной ставки считается достигнутой. Достигается она и тогда, когда участник очной ставки, изобличавший подозреваемого или обвиняемого, отказывается от своих показаний, поскольку это также способствует установлению истины по делу.
57 Понятие и виды следственного эксперимента
Следственный эксперимент (от лат. experimentum – «опыт») – это следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов для исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.
В соответствии со ст. 181 УПК следователь в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств данного события. Закон особо оговаривает, что производство эксперимента допускается лишь при условии, если при этом не унижается достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается угроза для их здоровья.
Нельзя также производить опыты, угрожающие имуществу граждан; само собой разумеется, что недопустимо воспроизведение всех обстоятельств преступления в том виде, как это имело место в действительности, так как это означало бы по существу совершение нового преступления.
При следственном эксперименте происходит не воспроизведение какого-либо явления или факта, а производство действий, сходных с исследуемыми, создание модели факта, события или явления. Обстановка, в которой совершаются экспериментальные действия, будет уже не той, в которой происходило подлинное событие, а лишь сходной с ней. Степень сходства обстановки следственного эксперимента с обстановкой и обстоятельствами подлинного события и определяет достоверность результатов этого следственного действия.
Целями следственного эксперимента являются: 1) проверка собранных по делу доказательств; 2) проверка и оценка следственных версий; 3) получение новых доказательств; 4) установление причин и условий, способствовавших совершению преступлений (здесь чаще всего имеются в виду обстоятельства организационного и технического характера, способствовавшие совершению преступления).
Виды следственного эксперимента были определены Р. С. Белкиным.[7] Он предложил следующий перечень видов этого следственного действия:
1) следственный эксперимент по установлению возможности восприятия какого-либо факта, события, явления (возможность видеть, слышать и т.д.);
2) следственный эксперимент по установлению возможности совершения какого-либо действия (возможно ли совершить это действие вообще либо в конкретной ситуации);
3) следственный эксперимент по установлению возможности существования какого-либо явления (могло ли при определенных условиях произойти самовозгорание; мог ли падавший предмет упасть именно данным образом и т.д.);
4) следственный эксперимент по установлению механизма события в целом или отдельных его деталей (как преступник влезал через окно; как он связывал себя, имитируя связывание, совершенное якобы другим лицом с целью ограбления);
5) следственный эксперимент по установлению процесса образования следов (каким образом возник тот или иной след). Следователь лишь убеждается, что подобный след действительно мог быть оставлен в данных условиях. Это обстоятельство является доказательством, может послужить основанием для выдвижения версий и т.д. В необходимых случаях позднее может быть проведена экспертиза для идентификации орудия, которым оставлен этот след;
6) следственный эксперимент по установлению наличия или отсутствия у того или иного лица профессиональных навыков. Такие эксперименты проводятся, в частности, по делам о фальшивомонетничестве, когда лицу, сознающемуся в изготовлении фальшивых денежных знаков, предоставляются необходимые материалы и создаются условия для изготовления одного или нескольких поддельных знаков и предлагается это сделать.
Подготовка к проведению следственного эксперимента
Участники следственного эксперимента могут быть обязательными и необязательными. К числу обязательных относятся следователь (или работник дознания) и понятые (не менее двух). Необязательными участниками могут быть: работники милиции; специалисты; подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель; технические (вспомогательные) участники; защитник; инспектор-кинолог; представитель администрации учреждения, организации, где проводится эксперимент.
Следователь является руководителем и организатором эксперимента. Он планирует проведение опытов, производит необходимую подготовительную работу и непосредственно сам убеждается в результатах эксперимента.
Понятых может быть не два, а больше (в зависимости от числа мест, где одновременно должно воспроизводиться событие, составляющее содержание следственного эксперимента). Понятые не должны подменять собой технических участников и непосредственно участвовать в проведении опытов – они лишь наблюдают за их ходом и результатами.
Работники милиции могут выполнять при проведении следственного эксперимента различные функции, в частности помогать следователю в организации следственного эксперимента, охране места его проведения, а также участников эксперимента – подозреваемых и обвиняемых и т.д.
Специалисты консультируют следователя относительно обстановки эксперимента и ее реконструкции. Они также помогают правильно организовать опыты, зафиксировать ход и результаты следственного эксперимента с помощью киносъемки, звуко– и видеозаписи, правильно оценить его результаты.
Несмотря на большую помощь, которую специалист может оказать следователю при проведении следственного эксперимента, он никоим образом не должен подменять собой следователя.
Подозреваемые и обвиняемые обычно привлекаются к участию в следственном эксперименте, если его целью является проверка их показаний. Если показания подозреваемого или обвиняемого в ходе следственного эксперимента будут опровергнуты, это обычно оказывает на них определенное психологическое воздействие и способствует даче им правдивых показаний. Кроме того, подозреваемый или обвиняемый, участвуя в эксперименте, сам может наиболее полно и точно воспроизвести действия, которые он совершал в ходе подлинного события.
Потерпевшие и свидетели помогают следователю реконструировать обстановку события и дают необходимые пояснения к тому, как это событие протекало.
Технические (вспомогательные) участники привлекаются для замены подозреваемых или потерпевших при проведении опытов (если такая замена вообще возможна), проделывают по предложению следователя конкретные опыты и т.д. Технические участники заменимы, их количество и требования, которым они должны удовлетворять, определяет следователь.
Подготовка к следственному эксперименту делится на два этапа:
1) до выезда на место его проведения;
2) непосредственно на месте эксперимента.
До выезда на место следователь должен:
• определить содержание и способ производства опытов, а также условия их проведения;
• установить очередность и порядок проведения опытов;
• решить вопрос о месте и времени проведения эксперимента; как правило, место и время должны быть максимально сходными с теми, в которых происходило действительное событие;
• определить круг участников эксперимента и принять меры по обеспечению их явки к месту производства опытов;
• подготовить оборудование и реквизит, которые понадобятся при проведении следственного эксперимента;
• проверить готовность и исправность средств фиксации хода и результатов эксперимента (это могут быть фото– или видеоаппаратура, магнитофон и т.д.);
• в необходимых случаях – решить вопрос о реконструкции обстановки, в которой будет проходить эксперимент.
По прибытии на место проведения эксперимента следователь должен:
• выяснить, были ли какие-либо изменения в обстановке, после того как на этом месте произошли события, имеющие значение для дела, или после произведенной реконструкции. Если это необходимо, следователь принимает меры для восстановления обстановки;
• при необходимости зафиксировать обстановку с помощью фотографий, планов и т.д. до начала реконструкции и после нее;
• если понятые не прибыли вместе со следователем, пригласить понятых;
• проинструктировать всех участников эксперимента о местах их нахождения и о тех действиях, которые им надлежит выполнить в ходе эксперимента. Дополнительно разъяснить права специалисту по ст. 58 УПК и понятым по ст. 60 УПК. При этом цель эксперимента разъясняется всем его участникам, а содержание опытов – лишь тем, кто должен знать об этом заранее, и в необходимых пределах;
• установить сигналы и средства связи, которые будут применяться в ходе эксперимента;
• проверить наличие необходимого реквизита;
• организовать охрану места проведения эксперимента.
Тактические приемы следственного эксперимента
Тактические приемы проведения следственного эксперимента независимо от его вида и конкретного содержания должны обеспечить осуществление следующих основных требований.
1. Максимальное сходство условий проведения эксперимента с теми, в которых происходило действительное событие. Здесь имеется в виду сходство времени суток; проведение эксперимента на том же или на как можно более похожем месте; сходство климатических условий; при необходимости – реконструкция обстановки; использование подлинных или соответствующим образом реконструированных предметов; сходство темпа проводимых опытов с темпом подлинного события; сходство звуковых условий; наконец, учет изменившихся и неподдающихся реконструкции условий.[8] Нарушение этих требований полностью обесценивает результаты следственного эксперимента.
2. Многократность проведения однородных опытов. При этом иногда целесообразно проводить их в измененных условиях (усложненных или упрощенных).
Чтобы результаты эксперимента нельзя было поставить под сомнение, ссылаясь на то, что они могут оказаться случайными, опыты обычно повторяют несколько раз (с теми же или разными объектами).
При необходимости условия следственного эксперимента могут быть усложнены. Если свидетель уверенно узнает подозреваемого, можно увеличить расстояние между ними, расположив свидетеля не на том месте, где он стоял в момент события, а на несколько метров дальше, и еще раз (уже в ином порядке) показать тех же людей. Если и теперь, при заведомо более сложных условиях, свидетель укажет подозреваемого, результаты следственного эксперимента не будут вызывать каких-либо сомнений.
Многократность повторения опытов надо отличать от повторного эксперимента, когда он весь полностью проводится снова и оформляется новым протоколом.
3. Проведение опытов в несколько этапов с целью их лучшего восприятия и фиксации, а также оценки результатов.
Порядок действий при проведении следственного эксперимента сводится к тому, что следователь после завершения подготовительной работы размещает участников, дает сигнал к началу действий, в необходимых случаях – к повторению действий, регулирует темп и условия проведения опытов, осуществляет общее руководство. Позднее следователь анализирует и оценивает результаты следственного эксперимента.
58 Подготовка и назначение судебных экспертиз
При подготовке и назначении экспертизы следователю необходимо решить ряд вопросов, и прежде всего вопрос о целесообразности ее назначения.
Согласно закону (ст. 196 УПК) в ряде случаев судебные экспертизы должны проводиться в обязательном порядке. Назначение и производство экспертизы обязательно, если необходимо установить: причины смерти; характер и степень вреда, причиненного здоровью; психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы; психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания; возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение.
Если экспертиза не является обязательной по закону, она должна назначаться в тех случаях, когда установление обстоятельств дела с помощью других средств доказывания невозможно либо когда имеющиеся в распоряжении следователя доказательства неполны или в них имеются противоречия. При этом следует иметь в виду общее правило: если при расследовании дела можно использовать помощь специалистов, такая возможность должна быть реализована.
Экспертиза назначается незамедлительно, как только становится очевидной необходимость ее назначения. Если в распоряжении следователя имеются все необходимые материалы, задержка с назначением экспертизы может привести к увеличению сроков расследования. Поэтому нужно как можно быстрее получить соответствующие материалы и назначить экспертизу.
Большое значение имеет правильный выбор экспертного учреждения или эксперта. При этом нужно учитывать специфику объектов, сложность вопросов, которые ставятся на разрешение, возможности того или иного экспертного учреждения и т.д. Чаще всего судебные экспертизы проводятся в государственных экспертных учреждениях; тогда руководитель учреждения поручает производство исследования конкретному эксперту и решает все организационные вопросы. Если же экспертиза проводится не в экспертном учреждении, следователь сам приглашает к себе эксперта или едет к нему, выясняет его компетентность, вручает эксперту постановление и все объекты, необходимые для проведения экспертизы, разъясняет права и обязанности и предупреждает эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии со ст. 195 УПК следователь, признав необходимым назначение экспертизы, выносит об этом постановление. Для решения вопроса о помещении подозреваемого или обвиняемого, не находящегося под стражей, в стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возбуждается ходатайство перед судом.
В постановлении или ходатайстве должны быть указаны: основания для назначения экспертизы; фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения; вопросы, поставленные перед экспертом, материалы, предоставляемые в его распоряжение.
Следователь должен ознакомить подозреваемого, обвиняемого и его защитника с постановлением и разъяснить им их права под расписку в специальном протоколе.
Экспертиза в отношении потерпевшего, а также в отношении свидетеля назначается только с их (или их законных представителей) письменного согласия, за исключением случаев, когда необходимо установить физическое или психическое состояние потерпевшего либо его возраст.
Следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы и получать от эксперта разъяснения по поводу его действий. Факт присутствия следователя при производстве экспертизы отражается в заключении эксперта.
Согласно ст. 198 УПК подозреваемый, обвиняемый и его защитник имеют право: знакомиться с постановлением о назначении экспертизы; заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении; ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве экспертизы в конкретном учреждении; ходатайствовать о постановке перед экспертом дополнительных вопросов; присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы; давать объяснения эксперту; знакомиться с его заключением, а также с протоколом его допроса.
Свидетель и потерпевший, в отношении которых производилась экспертиза, вправе знакомиться с заключением эксперта. Потерпевший вправе также знакомиться с постановлением о назначении экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении.
Постановление о назначении экспертизы состоит из трех традиционных частей: вводной, описательной и резолютивной.
Во вводной части указывается: где, когда, кто вынес постановление (должность, звание, фамилия следователя), по какому делу (номер дела, фамилия обвиняемого, статьи УК).
В описательной части кратко излагаются обстоятельства дела, в связи с которым назначена экспертиза, а также обстоятельства обнаружения вещественных доказательств или получения образцов для сравнительного исследования.
В резолютивной части указывается, какая экспертиза назначается (род, вид), какому конкретно учреждению или лицу поручается ее проведение, кроме того, приводятся вопросы эксперту, а также указывается, какие объекты направляются на исследование. Предоставляемые эксперту вещественные доказательства и образцы для сравнительного исследования должны быть описаны достаточно подробно, с таким расчетом, чтобы их можно было индивидуализировать, выделить из ряда подобных. Подробно описывается также упаковка объектов.
Вопросы, которые ставятся перед экспертами, не должны выходить за пределы специальных знаний эксперта; они не должны носить правового характера. Вопросы о наличии состава преступления, виновности или невиновности определенного лица могут быть разрешены только следователем или судом.
Вопросы должны быть четкими, конкретными, по возможности краткими и не допускающими двузначных толкований. Они излагаются в определенной последовательности: сначала формулируются более общие вопросы, от положительного решения которых зависит решение других, менее общих.
Если на исследование направляются несколько объектов, вопросы рекомендуется группировать по объектам.
60 Процесс экспертного исследования и оценка его результатов
Процесс экспертного исследования состоит из нескольких стадий (этапов).
Первая стадия – подготовительная , или предварительное исследование. В ходе этой стадии эксперт знакомится со всеми материалами, поступившими от следователя, уясняет задачи исследования, проводит общий осмотр объектов, обращая внимание также на упаковку, в частности на целостность упаковки, определяет методику предстоящего исследования, подбирает и готовит аппаратуру, в необходимых случаях получает от следователя дополнительные разъяснения или недостающие материалы. Эксперт может также изучить соответствующую литературу.
Вторая стадия экспертного исследования – аналитическая , или детальное исследование. На этой стадии эксперт изучает и оценивает признаки объектов, которые имеют значение для решения вопросов, сформулированных в постановлении (на основании которых можно индивидуализировать объекты, определить их состав, происхождение и т.д.). Вначале соответствующие признаки выявляются, фиксируются, а затем тщательно изучаются.
При проведении идентификационных экспертиз обычно изучаются два объекта: непосредственный объект экспертизы (рукописный или машинописный документ, следы рук на предмете, стреляная пуля или гильза и т.д.) и образец для сравнения. Анализ обычно начинается с непосредственного объекта экспертизы; эксперт анализирует сначала родовые признаки объекта, затем – видовые и, наконец, индивидуальные.
По окончании аналитической стадии (детального исследования) эксперт делает вывод о достаточности имеющейся совокупности признаков для суждения о тождестве, наличии или отсутствии какого-либо факта. Иногда (если эксперт придет к выводу о невозможности индивидуализации объекта) исследование на этом заканчивается. Если же объекты пригодны для исследования, начинается следующая стадия судебной экспертизы. Такой стадией могут быть экспертный эксперимент (факультативная стадия) либо сравнительное исследование.
Экспертный эксперимент обычно проводится при неидентификационных экспертизах, когда необходимо проверить предположения о механизме образования следов, выяснить возможность каких-либо явлений (возможность выстрела из конкретного ствола огнестрельного оружия, степень упругости клинка и т.д.). Он может проводиться и при криминалистических идентификационных экспертизах – например, для получения сравнительного материала (образца стреляной пули или гильзы).
Сравнительное исследование , как правило, складывается из двух этапов: первый – сравнение общих признаков, в результате чего можно сделать вывод либо о различии объектов, либо об их принадлежности к одному роду, виду и группе; второй – сравнение частных признаков, на основании которого эксперт может сделать вывод о наличии либо отсутствии тождества объектов.
Сравнительное исследование чаще всего проводится с помощью специальных оптических устройств (например, микроскопов различных модификаций).
На заключительной стадии экспертного исследования эксперт формулирует выводы и оформляет материалы экспертизы в виде заключения, а при необходимости – также приложений к нему (фототаблиц, схем, графиков, расчетов и т.д.).
В заключении эксперта выделяются три части: вводная, исследовательская и заключительная.
Во вводной части эксперт указывает свои данные (фамилию, имя, отчество, должность, специализацию, стаж работы в качестве эксперта), основания для производства экспертизы (кем, когда и по какому уголовному делу вынесено постановление), вид экспертизы, обстоятельства дела, относящиеся к исследованию. Затем перечисляются вопросы, поставленные перед экспертом.
В исследовательской части заключения подробно описываются материалы, представленные на экспертизу, и весь процесс проведенного исследования с указанием применявшихся методик, аппаратуры и т.д. В заключительной части излагаются выводы в виде ответов на поставленные вопросы.
Выводы эксперта могут быть категорическими и вероятными. Заключение с содержащимися в нем категорическими выводами является источником доказательств; предположительные выводы, поскольку они свидетельствуют о принципиальной возможности или невозможности существования того или иного факта или обстоятельства, также имеют определенное доказательственное значение.
Оценка заключения эксперта, как и любого другого доказательства, производится следователем или судом на основе его анализа, сопоставления с другими собранными по делу доказательствами, проверки достоверности выводов. Необходимыми требованиями, предъявляемыми к заключению, являются: логичность, последовательность и ясность изложения, подробное описание исследования и достаточно полное обоснование каждого вывода.
При оценке заключения следователь, в частности, учитывает:
• достаточно ли материала было предоставлено эксперту для дачи заключения; соответствуют ли эти материалы целям исследования; достоверны ли установленные следственным путем факты, на которых основаны выводы эксперта;
• все ли представленные материалы исследованы экспертом, применены ли при этом все необходимые методы исследования;
• обоснованы ли выводы эксперта по каждому вопросу, вытекают ли они из результатов исследования, нет ли в них противоречий;
• не вышел ли эксперт за пределы своей компетенции, не дает ли он юридических оценок фактам, не решает ли он вопросов, требующих специальных познаний из иной области знаний;
• соблюдены ли при проведении экспертизы требования уголовно-процессуального закона; учтены ли объяснения обвиняемого и других заинтересованных лиц; не нарушена ли процессуальная форма заключения;
• не противоречат ли выводы эксперта другим собранным по делу доказательствам, в чем причины этих противоречий и т.д.
Если следователь признает выводы эксперта недостоверными, ошибочными, он должен указать об этом в своем постановлении о назначении повторной экспертизы с изложением мотивов.