Представители интересов государства в органах управления акционерных обществ (ст. 39 Закона о приватизации).
Лица, занимающие соответственно государственные и муниципальные должности.
Представитель действует на основании письменных директив и доверенности агентства (министерства).
Иные лица:
- независимые директора - лица, которые связаны с корпорацией исключительно в силу своего членства в совете директоров;
- профессиональные поверенные - эксперты в той или иной области, с которыми заключается договор о представлении интересов Российской Федерации (голосуют по директивам, однако не являются государственными/муниципальными служащими).
Независимый директор и его аффилированные лица не должны:
- занимать должности в органах управления, быть работником(-ами) общества, его дочерних обществ и (или) управляющей организации;
- быть аудитором общества или аффилированным лицом аудитора общества;
- быть аффилированными обществу и его дочерним обществам;
- быть контрагентом или работником контрагента общества, если совокупный объем сделок в целях реализации договора в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества;
- представлять интересы контрагентов общества, с которыми совокупный объем сделок в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества;
- получать от общества вознаграждения и иные выплаты, величиной 10% и более совокупного годового дохода указанных лиц, за исключением выплат как независимому директору и заключением сделок для обеспечения личных, домашних, семейных или иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд;
- участвовать в опционных программах общества.
Независимый директор не должен:
- являться государственным служащим или служащим Банка России;
- являться непрерывно в течение последних пяти лет членом совета директоров, в который его избирают;
- являться членом совета директоров более чем в трех акционерных обществах;
- занимать должность в органах управления в другом обществе, в котором члены органов управления общества, в которое он избирается, являются членами комитета по кадрам и вознаграждениям.
Требования к независимым директорам в компаниях с государственным участием установлены в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 + Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1214 "О совершенствовании порядка управления ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными ГУПами"
Постановлением Правительства N 738 установлено, что Министерство экономического развития РФ и Министерство обороны РФ ежегодно, до 1 сентября, представляют в Правительство РФ отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями и использовании «золотой акции» за прошедший год. Акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, обязаны ежегодно отчитываться.
ЗОЛОТАЯ АКЦИЯ" - комплекс прав, обеспечивающих ее владельцу полный контроль над акционерным обществом, в том числе право накладывать "вето" при принятии общим собранием акционеров решений о внесении изменений и дополнений в устав, о реорганизации и ликвидации общества, об изменении уставного капитала, о заключении экстраординарных сделок (п. 3 ст. 38 Закона о приватизации).
Правовая природа.
Внимание! "Золотая акция" не является особым видом ценной бумаги, это условное наименование специальных корпоративных прав, которые могут при определенных обстоятельствах возникнуть у государства, являющегося акционером общества.
Права.
"Золотая акция" наделяет представителей правом вета на решение вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров. А также правом вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного ОСА.
При голосовании в совете директоров представитель государства пользуется такими же правами, как и другие члены совета; представитель государства не вправе вмешиваться в компетенцию исполнительных органов общества.
УВАГА! Решение об использовании "золотой акции" принимается Правительством РФ или органами государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан (п. 1 ст. 38 Закона о приватизации).
*муниципальные образования не наделены этим правом
УВАГА! Закон о приватизации запрещает Российской Федерации и ее субъектам одновременно использовать "золотую акцию" в отношении одного и того же акционерного общества.
Основания и порядок использования государством
"золотой акции":
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Решение об использовании "золотой акции" может быть принято государством │
│ в двух случаях: │
└─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────┴────────────────────┐
V V
┌────────────────────────────────────┐┌────────────────────────────────────┐
│При приватизации унитарных ││При принятии решения об исключении │
│предприятий в акционерные общества, ││публичного акционерного общества из │
│если в собственности государства ││перечня стратегических акционерных │
│остается менее 25% акций ││обществ (независимо от количества │
│ ││акций, находящихся в государственной│
│ ││собственности) │
└────────────────────────────────────┘└────────────────────────────────────┘
Порядок использования "золотой акции":
- после принятия решения об использовании "золотой акции" в устав АО и в реестр его акционеров вносится соответствующая запись;
- изменение в устав АО об использовании "золотой акции" вносится исключительно на основании решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без проведения общего собрания акционеров (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
- после принятия решения об использовании "золотой акции" Правительство/органы субъекта РФ назначают представителя в совет директоров и ревизионную комиссию АО. Представителем может быть госслужащий, осуществляющий свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738;
- орган государственной власти, назначивший представителя в совет директоров и ревизионную комиссию АО с "золотой акцией", вправе осуществить его замену в любое время (абз. 3 п. 2 ст. 38 Закона о приватизации);
- "золотая акция" действует вплоть до принятия решения о ее прекращении Правительством Российской Федерации либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 2 п. 5 ст. 38 Закона о приватизации).
* В соответствии со ст. 71 Закона об АО члены совета директоров общества несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами. При этом закон не делает исключений для представителей государства и иных публично-правовых образований, несмотря на то что они голосуют в соответствии с выданными им директивами.
Представляется, что непосредственно представители отвечать не могут, если они голосовали в
соответствии с выданными им директивами, поскольку в этом случае отсутствуют установленные
законом условия наступления ответственности и, прежде всего, вина. В соответствии со ст. 53.1 ГК РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или устава юридического лица уполномочено выступать от его имени, обязано по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, возместить убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Указанное лицо и лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать ему указания, несут солидарную ответственность. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 июля 2013 г. N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" выразил правовую позицию, что голосование члена совета директоров по директиве не освобождает его от имущественной ответственности.