Конституционные основы действия институтов гражданского общества с государством.
В конституциях большинства демократических государств не содержится норм о гражданском обществе. Но отсутствие в них этого собирательного понятия вовсе не означает, что отношения, складывающиеся при функционировании гражданского общества, не могут быть предметом конституционно-правового регулирования.
Конституция РФ в гл. 1, 2 устанавливает базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью». Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства.
Как ядро правовой системы и база для текущего законодательства Конституция РФ фокусирует все элементы гражданского общества, при этом сам каркас этого общества отражён в главе 1 «Основы конституционного строя». В то же время, проявление конкретных интересов гражданского общества реализуется через конституционные права и свободы человека (гражданина), отражённые в главе 2 Конституции РФ. Статья 2 в совокупности со статьёй 18 Конституции РФ призвана показать, через провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, производный от интересов отдельного человека, а значит, всего гражданского общества характер государственной власти. Как это принято в любом демократическом государстве: государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот, человек служит орудием осуществления политики государства. Таким образом, ценность личности, на интересы и потребности которой ориентирована деятельность всех государственных и общественных институтов, является одним из важнейших устоев гражданского общества. В свою очередь, обеспечить необходимый баланс между интересами каждого отдельного человека, гражданского общества и государства призвано право.
Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13).
Особенностью отражения в статьях 7,8,13,14 Конституции РФ модели гражданского общества является то, что отражение это происходит там, в большей части не непосредственно, а через государство. Так, ст.7 о социальном государстве, указывает на основные обязанности и функции государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. Данная норма ориентирована на: 1) поддержание общего, минимально необходимого для достойного уровня жизни человека, гарантированного государством; 2) поддержку государством тех слоев населения, которые в силу естественных причин нуждаются в такой поддержке (пенсионеры, дети, инвалиды и т.д.). Все остальное поле деятельности в этой сфере предоставлено гражданскому обществу по принципу «разрешено все то, что не запрещено законом». Данная норма рассчитана на социально активного человека, который как лично, так и через различные объединения гражданского общества будет стремиться обеспечить себе достойную жизнь.
С социальной сферой гражданского общества очень тесно связана его экономическая основа. Не случайно, в учебной и научной литературе по конституционному праву социальные и экономические права человека часто объединяются в одну категорию социально-экономических прав. Представляется, что такой подход продиктован еще советской действительностью, когда экономическая свобода человека была обусловлена его личными социальными потребностями.
Гражданское общество – это общество экономической свободы. Конституция РФ в ч.1 ст.8 провозглашает свободу экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, чем создаёт правовую основу реализации потребностей и интересов человека. Конституция РФ закрепляет, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право на частную собственность, в том числе на землю и другие природные ресурсы (ч.2 ст.9), является необходимым условием реализации экономической свободы.
Советская конституция не знала понятия частной собственности, а в личной собственности граждан, источником которой являлись только трудовые доходы, могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения, т.е. то, что направлено на обслуживание потребностей самого человека. Провозглашённая в ст.8 Конституции РФ свобода экономической деятельности означает не только свободу выбора различных организационно-правовых форм такой деятельности, но и вида деятельности и получаемого в результате её продукта (товара, услуги), выбора места осуществления этой деятельности, определения средств и способов её осуществления, размера оплаты её потребителям, и т.п. Конституцией введены общие пределы экономической свободы для человека, а значит и для гражданского общества. Из содержания ст.34 Конституции РФ следует, что такими пределами являются:
а) запрещённые законом виды экономической деятельности;
б) запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Политическая составляющая гражданского общества наиболее близка государственным институтам власти. При этом гражданское общество следует рассматривать не как антипод государству. В своем политическом содержании государство – это квинтэссенция гражданского общества, поскольку его цели и задачи направлены на процветание и благополучное существование этого общества. Для этого, в самом гражданском обществе должны быть созданы надежные каналы проведения воли участников гражданского общества и рычаги воздействия этой воли на институты государственной власти. С учётом степени приближенности отдельных видов политических институтов гражданского общества к государству, их влияния на формирование и деятельность государственных органов (в частности, политических партий), законодательством могут быть введены дополнительные, по сравнению с другими общественными объединениями, требования к условиям их функционирования. Так, в силу п/п «в» п.3.ст.41 Федерального закона от 11.07.2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случае неучастия политической партии в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в течение пяти лет подряд. А согласно ст.33 данного Закона государством осуществляется финансирование политических партий по итогам их участия в выборах. Большой общественный резонанс вызвало появление в системе гражданского общества Общественной палаты Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005г. №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата предназначена для обеспечения взаимодействия граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики,…(ст.1). Однако, прецедент учреждения этой общественной структуры федеральным законом, определение 42 кандидатур Общественной палаты Президентом РФ, обеспечение деятельности Общественной палаты аппаратом, который является государственным учреждением и её полное финансирование за счёт средств федерального бюджета, – может породить некоторые негативные тенденции по чрезмерному вмешательству государства в дела гражданского общества в русле концепции, так называемой, «управляемой демократии». При этом речь идёт именно о законодательном подходе к решению такого рода проблем интеграции гражданского общества и государства, поскольку сама идея расширения канала их взаимодействия посредством создания такого механизма как Общественная палата РФ, да и сама её практическая деятельность в этот сравнительно небольшой период её существования заслуживают всяческого одобрения.
Одной из основ гражданского общества в России является закреплённый в ст. 13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия, многопартийности. Согласно ФЗ 2001 г. «О политических партиях» политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.