Тема 3. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность
- Правоохранительные органы в системе разделения властей
1.1.Понятие и признаки правоохранительных органов
В системе исполнительной власти выделяется группа органов, осуществляющих функции по поддержанию правопорядка и обеспечению безопасности человека, общества и государства и наделенные в связи с этим полномочиями на применение государственного принуждения к лицам, создающим такие угрозы. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 01.01.2015 г.) "О структуре федеральных органов исполнительной власти", к таким органам относятся:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД)
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)
- Министерство юстиции Российской Федерации
i. Федеральная служба исполнения наказаний
ii. Федеральная служба судебных приставов
- Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ)
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)
- Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО)
Указанные органы входят в систему федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. В правовой науке эти органы получили наименование «правоохранительные». Для осуществления правоохранительной деятельности они наделяются полномочиями на применение государственного принуждения в целях предупреждения и пресечения правонарушений и наказания виновных лиц. В действующем законодательстве не дано понятия правоохранительных органов, хотя законодатель употребляет данный термин в ряде законодательных актов[1]. Располагаясь в системе исполнительной власти, правоохранительные органы обеспечивают функцию охраны правопорядка и обеспечения законности, посредством применения конкретных мер принуждения к лицам, подготавливающим или совершающим правонарушения.
Правоохранительные органы обладают рядом признаков, отличающих их от других органов государственной власти:
· Являются государственными учреждениями, действующими в межотраслевой сфере – деятельность правоохранительного органа имеет межотраслевой характер, т.е. не ограничивается какой-то определенной отраслью управления;
· Правовой статус правоохранительного органа регулируется специальным законом – по каждому правоохранительному органу принят и действует федеральный закон, определяющий порядок его организации и функционирования.
· Обладают полномочиями по применению государственного принуждения – для осуществления своих полномочий по поддержанию правопорядка и обеспечению законности правоохранительные органы наделены полномочиями по применению принуждения, т.е. они обладают арсеналом принудительных средств, обеспечивающих соблюдение законности и восстановление нарушенного правопорядка;
· Свои полномочия реализуют через правоприменительную деятельность – применение принуждения к конкретным лицам осуществляется только в форме правоприменительной деятельности, т.е. правоохранительный орган в каждом случае применения принуждения выносит индивидуальные правовой акт;
· Находятся под прямым контролем судебной власти – деятельность правоохранительного органа, направленная на ограничение прав человека, находится под непосредственным (оперативным) или последующим судебным контролем.
На основании вышесказанного, можно дать следующее определение: Правоохранительные органы – это находящиеся в системе исполнительной власти государственные учреждения, обладающие полномочиями по применению мер принуждения в целях предупреждения и пресечения правонарушений, а также привлечения к юридической ответственности лиц, совершающих или совершивших правонарушения в любой сфере государственного управления.
1.2.Система правоохранительных органов
В законодательстве нет перечня правоохранительных органов. Однако по смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" можно сделать следующие выводы:
1) не являются должностными лицами правоохранительных органов судьи, должностные лица контролирующих органов и органов государственной охраны (ст.1);
2) из представленного в ст.2 ФЗ № 45-ФЗ перечня должностных лиц, подлежащих государственной защите к должностным лицам правоохранительных органов относятся: прокуроры; следователи, сотрудники Следственного Комитета РФ; дознаватели (лица, производящие дознание); лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники полиции; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов наркоконтроля; судебные исполнители; сотрудники уголовно-исполнительной системы.
Следовательно, перечень правоохранительных органов можно определить, ориентируясь на обозначенных выше должностных лиц, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с преступностью, от момента предупреждения преступлений до исполнения виновными лицами назначенного судом наказания. В соответствии с действующим российским законодательством такие виды деятельности осуществляются в форме полицейской и оперативно-розыскной деятельности, предварительного досудебного расследования, уголовного преследования виновных лиц и деятельности по исполнению судебных решений. Каждый из обозначенных видов правоохранительной деятельности осуществляется, как правило, различными государственными органами и их подразделениями, например:
1) полицейская деятельность – органы полиции МВД РФ;
2) оперативно-розыскная деятельность – органы внутренних дел, органы ФСБ, органы ФСО, таможенные органы, органы службы внешней разведки МО РФ, органы ФСИН (службы исполнения наказаний), органы ФСКН (наркоконтроль). Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
3) предварительное расследование осуществляется: а) в форме предварительного следствия – Следственный комитет РФ, Следственный департамент МВД РФ, Следственное управление ФСБ и Следственное управление ФСКН; б) в форме дознания - дознавателями МВД РФ, дознавателями пограничных органов ФСБ; дознавателями ФССП; дознавателями федеральной противопожарной службы; дознавателями ФСКН; дознавателями таможенных органов.
4) деятельность по исполнению судебных решений - судебными приставами ФССП; органами ФСИН.
5) уголовное преследование и надзорная деятельность за предварительным расследованием и оперативно-розыскной деятельностью – органы прокуратуры.
Этот перечень можно считать полным, если ориентироваться на деятельность в сфере борьбы с преступностью. Если же наряду с преступлениями рассматривать и административные правонарушения, совершение которых также вызывает применение соответствующего вида государственного принуждения, то система правоохранительных надзорных органов значительно расширится за счет включения в нее административно-юрисдикционных органов. Сюда в частности относятся: органы санитарно-эпидемиологического, земельного, лесного, экологического, пожарного, транспортного, метрологического и др. надзора. По своему правовому статусу и полномочиям на применение государственного принуждения, административно-юрисдикционные органы не отличаются принципиально от органов, осуществляющих свою деятельность в сфере борьбы с преступностью.
- Правоохранительная деятельность: понятие и виды
2.1.Понятие и признаки правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность – это специальный вид государственной деятельности, осуществляемый правоохранительными органами, направленный на обеспечение безопасности, законности и правопорядка в обществе, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также на борьбу с преступлениями и иными правонарушениями.
Признаки правоохранительной деятельности:
· осуществляется специальными государственными органами;
· является основной деятельностью государственного органа или учреждения;
· обеспечивается государственным принуждением,
· реализуется в предусмотренном законом порядке;
· реализуется должностными лицами, являющими государственными служащими;
· контролируется судебной властью.
2.2.Виды правоохранительной деятельности
По своему содержанию правоохранительная деятельность не однородна и включает в себя как деятельность, направленную на предупреждение правонарушений и поддержание правопорядка, так и деятельность, связанную с исполнением судебных решений. Условно можно выделить следующие виды правоохранительной деятельности:
· Административная полицейская деятельность – это деятельность правоохранительных органов, направленная на предупреждение и недопущение правонарушений, а также исполнение судебных решений в целях поддержания законности и правопорядка в обществе. Административная деятельность предусматривает возможность применения принуждения к лицам, создающим угрозу общественной безопасности и правопорядку. Административная деятельность осуществляется полицией, отраслевыми надзорными органами, а также органами исполнения судебных решений.
· Административно-юрисдикционная деятельность – это деятельность правоохранительных органов, обладающих полномочиями по рассмотрению и разрешению споров в административном (несудебном) порядке. Административно-юрисдикционная деятельность обеспечивается имеющимися у этих органов полномочиями на применение наказания (мер юридической ответственности). Систему этих органов составляют учреждения (за исключением судов), наделенные Кодексом об административных правонарушениях РФ полномочиями, осуществлять производство по административным правонарушениям и применять административное наказание.
· Оперативно-розыскная деятельность – это деятельность правоохранительных органов, направленная на предупреждение и пресечение преступлений. Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определена Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.
· Предварительное расследование – это досудебная деятельность правоохранительных органов, направленная на расследование и раскрытие преступлений, установление виновных лиц и формирование обвинения для последующего судебного рассмотрения. Система органов предварительного расследования определяется уголовно-процессуальным законодательством.
· Исполнительная деятельность – это деятельность правоохранительных органов по обеспечению исполнения судебных решений по имущественным требованиям, либо по применению мер наказания к виновным лицам.
· Надзорная деятельность – это деятельность органов прокуратуры, обеспечивающая надзор в правоохранительной деятельности и направленная на защиту интересов пострадавших от преступлений и правонарушений. Поддержание прокурором (государственным обвинителем) обвинения в суде рассматриваться в рамках осуществления им уголовного преследования в отношении виновных лиц.
2.3.Правоохранительная и правоприменительная деятельность
Правоохранительная деятельность всегда связана с применением государственного принуждения. В свою очередь, применение государственного принуждения связано с применением норм права. Применение права – это деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на принятие индивидуальных правовых актов, обеспечивающих реализацию юридических норм в отношении конкретных субъектов права. Соответственно единственной формой осуществления правоохранительной деятельности является правоприменительная деятельность государственного органа. Правоприменительная деятельность, связанная с применением принуждения (правоохрана) происходит в случаях, когда субъекты совершают правонарушения, либо готовятся к их совершению. Вне применения принуждения, правоохранительной деятельности нет. Институты гражданского общества, направленные на защиту прав человека и не обладающие государственно-властными полномочиями по применению принуждения (например, уполномоченный по правам человека, правозащитные органы и учреждения, правозащитники) не могут осуществлять правоохранительную деятельность.
Однако рассматривать применение права только в рамках правоохранительной деятельности не верно. Наряду с правоохранительной деятельностью, применение права осуществляется органами исполнительной власти и в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Таким же образом, через правоприменение, реализуют свои полномочия и органы судебной власти.
- Правоохранительная служба
3.1.Система государственной службы
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. От 27.05.2003 г.) «О системе государственной службы РФ» предусматривает три ее вида:
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на федеральных и региональных должностях государственной гражданской службы. Соответственно различают два вида государственной гражданской службы: федеральную и региональную. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2015); Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О статусе военнослужащих". Военная служба может осуществляться и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Должности государственной службы замещаются государственными служащими: федеральными или региональными. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем (работодателем) федерального государственного служащего является Российская Федерация. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
3.2.Понятие правоохранительной службы
Несмотря на то, что ФЗ № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» предусмотрено издание специального закона о правоохранительной службе, такой закон до сих пор не принят. Частично вопросы правоохранительной службы регулируются отраслевыми законами: О службе в органах внутренних дел РФ, О Федеральной службе безопасности, О Следственном комитете РФ и других. А также подзаконными правовыми актами: Указ Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613 (ред.от 01.07.2014 г.) «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; Указ Президента РФ от 22.11.2012 № 1575 (ред.от 01.07.2014) «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел РФ»; Указ Президента РФ от 23.04.2014 № 274 «О некоторых вопросах прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации…»; Указ Президента РФ от 04.06.2014 № 387 «О некоторых вопросах поступления на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета Российской Федерации" и т.д.
Функции правоохранительного органа реализуются через полномочия его сотрудников, являющихся по своему статусу государственными служащими. Соответственно правоохранительная служба – это деятельность сотрудников правоохранительных органов, направленная на реализацию функций этих органов. Более широко ее можно охарактеризовать следующим образом: это государственная служба граждан РФ, замещающих должности в правоохранительных органах, которые на профессиональной основе своими действиями обеспечивают реализацию функций этих органов. Правоохранительным служащим присваиваются специальные знания и классные чины.
- Судебный контроль над правоохранительной деятельностью
4.1.Предварительный судебный контроль
Правоохранительная деятельность осуществляется под непосредственным судебным контролем, реализуемым в двух формах: предварительный и последующий. Предварительный судебный контроль обеспечивает законность правоохранительной деятельности, непосредственно затрагивающей конституционные права и свободы гражданина и человека. По общему правилу, установленному в законодательстве, проведение деятельности, ограничивающей конституционные права и свободы человека и гражданина без судебного решения, не допускается. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности и в уголовно-процессуальном законодательстве.
4.2.Последующий судебный контроль
Последующий судебный контроль осуществляется в двух формах: 1) при судебном обжаловании законности действий и решений правоохранительных органов; и 2) при передаче административного или уголовного дела в суд, для судебного разбирательства по вопросу применения наказания. Судебный контроль осуществляется посредством проверки судом законности и обоснованности проведенного мероприятия по ограничению прав лица.