Тема 2. понятие и виды источников трудового права
Источниками трудового права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Трудовое законодательство – это совокупность источников трудового права образует систему трудового права, которая называется. Источники трудового права являются формой выражения трудового законодательства в определенных нормативных актах.
Система источников трудового права Республики Беларусь имеет некоторые особенности, отличающие их от других отраслей права. Эти особенности обусловлены в основном спецификой одновременно предмета и метода правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, сферой действия нормативных актов о труде, наличием специальных органов, призванных регулировать социально-трудовые отношения, содействуя реализации принципа социального партнерства и заключаются в следующем:
1. В систему источников трудового права входят международные правовые акты по труду, ратифицированные Республикой Беларусь.
2. На территории Республики Беларусь временно применяются нормативные правовые акты бывшего СССР, если они не противоречат Конституции и другим нормативным актам Республики Беларусь и если эти отношения еще не регулируются нормами белорусского законодательства (например, дежурство).
3. В состав системы нормативных актов о труде входят не только нормативные акты, принятые органами, осуществляющими централизованное регулирование трудовых отношений, но и локальные (местные) нормативные акты, при помощи которых осуществляется регулирование трудовых отношений непосредственно у нанимателя, с учетом особенностей его производственной деятельности.
4. В создании локальных нормативных актов участвуют представители работников (профсоюзы).
5. Наличие значительного количества нормативных актов, содержащих ''специальные нормы'', рассчитанных на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников.
Виды источников:
Нормативные правовые акты
По системе трудового права нормативные акты подразделят на относящиеся:
а) как к общей части, так и ко всем институтам Особенной части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Декреты Президента Республики Беларусь);
б) лишь к определенным институтам Особенной части (Закон Республики Беларусь ''О занятости населения Республики Беларусь''),
в) к нескольким институтам – Особенной части Закон ''Об основах службы в государственном аппарате'').
По органам, их принявшим:
а) принятые высшим органом законодательной власти (законы, постановления);
б) принятые Президентом Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения);
в) высшими органами исполнительной власти (постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь);
г) изданные центральными органами государственного управления (Министерством труда и социальной защиты);
д) принятые органами местного самоуправления (решения).
По форме нормативные правовые акты делятся на законы, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения и другие формы.
По сфере действиянормативные правовые актыподразделяются: на республиканские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости), местные и локальные.
По степени обобщенности: кодифицированные, комплексные и иные нормативные правовые акты.
По действию в пространстве: республиканские, местные, локальные.
Международно-правовое регулирование труда – это установление системы стандартов по регулированию трудовых и связанных с ними отношений посредством международно-правовых средств.
Основные субъекты международно-правового регулирования труда: Организация Объединенных наций и ее специализированный орган - Международная организация труда (МОТ). МОТ существует 1919 г. как специализированный орган Лиги Наций, а с 1946 г. – ООН. МОТ объединяет 175 государств (Республика Беларусь с 1954 г.) и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам трудовых и связанных с ними отношений.
Субъектами международно-правового регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе являются различные объединения государств: Совет Европы, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств (СНГ), Союз Беларуси и России.
Источниками международно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств, двусторонние и многосторонние договоры.
Акты ООН и МОТ устанавливают международные стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них – декларации, пакты, конвенции ООН, закрепляющие некоторые принципы правового регулирования труда и основные трудовые права.
Важнейшими актами международного права являются Всеобщая декларация прав человека одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году; принятый Генеральной Ассамблеей в 1966 году Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти документы закрепляют право на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение, на запрещение принудительного труда, провозглашается право на свободу ассоциаций и др.
В развитие актов Организации Объединенных Наций, МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Нормативные акты МОТ принято делить на следующие группы: по осуществлению защиты основных прав и свобод человека в области труда; по обеспечению занятости, защите от безработицы; по регулированию условия труда; по технике безопасности и производственной санитарии; по регулированию труда работников, нуждающихся в повышенной правовой защите; по регулированию труда отдельных категорий работников; по регулированию сотрудничества организаций работников и нанимателей государств.
Конституцией Республики Беларусь установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Положения ст. 8 Трудового кодекса, предусматривает соотношение законодательства о труде и норм международного права. Большое значение для национального законодательства имеют конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированные Республикой Беларусь. Национальное законодательство должно приниматься в соответствии с международными актами, обеспечивать их соблюдение и придавать их исполнению обязательный характер.
2) Законы Республики Беларусь:
a) Конституция Республики Беларусь – это Основной Закон Республики Беларусь, она обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе и в соответствии с ней. В Конституции закреплены права граждан: на труд (ст.41); на отдых (ст.43); на охрану здоровья (ст.45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст.47), право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера (ст.43).
b) Трудовой кодекс Республики Беларусь - это кодифицированный закон, подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г.. и вступивший в силу с 1 января 2000 г. Он состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, насчитывающих 468 статей. Трудовой кодекс является основным нормативным актом, который регулирует трудовые отношения с момента их возникновения до их прекращения, а также отношения, связанные с трудовыми, определенными ст.4 ТК.
c) ''О занятости населения Республики Беларусь'', ''О профессиональных союзах'
3) Декреты Президента Республики Беларусь имеют силу закона. Президент вправе издавать декреты, если Парламент делегирует ему законодательные полномочия на их издание. В случаях особой необходимости для регулирования наиболее важных общественных отношений Президент имеет право издавать временные декреты.
4) Иные нормативные правовые акты:
a) Указы Президента Республики Беларусь. Они обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь и не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь;
b) постановления Совета Министров Республики Беларусь, которые издаются на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития;
c) постановления, разъяснения Министерства труда и социальной защиты, в них устанавливается порядок применения закона;
d) акты, министерств, комитетов, департаментов, ведомств;
e) решения местных исполнительных и распорядительных органов;
f) акты коллективно-договорного регулирования и локальные нормативные правовые акты: соглашения, коллективные договоры, и иные локальные акты.
g) акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь - принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений.
5) Локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.
К локальным нормативным актам относятся: коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д.
Действие нормативных актов в пространстве: акты республиканских (центральных) государственных органов распространяются на всю территорию Республики Беларусь; органов местного управления и самоуправления – на соответствующую территорию Республики Беларусь, локальные нормативные акты о труде распространяются лишь в пределах конкретной организации.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Нормы трудового права распространяются на: граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Нормы трудового права принято подразделять на две группы: общие и специальные. Общие – распространяются на всех работников. Специальные – распространяются на отдельные категории работников, в зависимости от особенностей производства, характера труда и иных критериев.
Действие нормативных правовых актов во времени. Нормативные правовые акты действуют бессрочно, если в них не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного акта или его частей. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный акт (его часть) утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо) принявший (издавший) нормативный правовой акт может принять решение о продлении срока действия на иной срок или придании ему бессрочного характера.
Единство и дифференциация норм трудового права характеризуется тем, что правовые нормы делятся на две группы: общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда, и специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин, молодежь, лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, временных и сезонных работников и т.п.).
Дифференциация норм трудового права по категориям работников выражается в наделении их дополнительными правами, льготами и преимуществами (женщин, молодежи, инвалидов, лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях труда). В ряде случаев дифференциация связана с необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (работники транспорта, авиации), с установлением более высокой ответственности за правонарушения в сфере труда (руководители организаций и их заместители, работники, обслуживающие материальные ценности, выполняющие воспитательные функции).
Дифференциация норм трудового права неразрывно связана с их единством. Она находит отражение в специальных нормах путем конкретизации общих норм, их дополнения, а в некоторых случаях изъятия (лица, для которых не устанавливается испытательный срок).