Этапы проведения психодиагностического исследования
Основные этапы психологического исследования при производстве судебно-психологической и комплексных с нею экспертиз можно представить в виде следующей обобщенной схемы:
1. Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетелей, потерпевших), материалы выхода на место происшествия и следственных экспериментов, а также данные судебных экспертиз. Существенно облегчает понимание динамики ситуации и поведения подэкспертного текст обвинительного заключения, если оно имеется в уголовном деле.
2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному делу и приобщенным к нему материалам.
3. Психологический анализ динамики психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.
4. Проведение клинико-психологической беседы и экспериментально-психологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.
5. Сопоставительный анализ данных психологического изучения уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментального исследования.
6. Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией, исследования особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения, прогностических возможностей, степени опосредованности действий и других регуляторных психологических механизмов - с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических расстройств.
7. Составление заключения с формулировкой экспертных выводов (ответов на вопросы судебно-следственных органов).
Резюме
Специфика психодиагностической деятельности эксперта-психолога определяется необходимостью использования специальных психологических познаний для исследования разных сторон психической деятельности в целях правильного решения уголовно-правовых вопросов.
Методологической основой судебно-психологического исследования подэкспертных лиц является системно-структурный подход к установлению нормы регуляции поведения и психической деятельности.
Основными принципами системно-структурного подхода в судебно-психологической экспертизе являются:
- уровневый анализ поведения и деятельности;
- взаимодействие личностных и ситуационных факторов;
- единство сознания и деятельности;
- принцип развития.
Этапы планирования психодиагностического исследования эксперта-психолога включают:
- определение задачи психодиагностического исследования;
- выделение предмета исследования;
- выбор методов экспертного исследования. Выбор психодиагностических методов определяется:
- - профессиональными познаниями эксперта-психолога в теоретической и практической психодиагностике, уровнем его квалификации;
- - внедренностью психодиагностических методов в практику судебно-психологической экспертизы, их валидностью и надежностью;
- - процессуальным положением, половозрастными особенностями, уровнем психического развития подэкспертного лица и наличием у него психических аномалий;
- - видом судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения.
Основные этапы психодиагностического исследования при производстве судебно-психологической экспертизы включают:
- уяснение фабулы уголовного дела;
- психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного лица по материалам уголовного дела;
- психологический анализ динамики психической деятельности подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях по материалам уголовного дела;
- клинико-психологическая беседа, экспериментально-психологическое исследование, наблюдение;
- сопоставительный анализ данных психологического изучения материалов уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментально-психологического исследования;
- анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией, исследование способности подэкспертного к адекватному отражению ситуации, осознанию и регуляции собственных действий;
- составление заключения судебно-психологической экспертизы с формулировкой экспертных выводов.
Ключевые понятия (тезаурус)
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982. Т. 1, 2.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1985.
4. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
5. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза ограниченной вменяемости: некоторые проблемы и пути их решения // Ограниченная вменяемость. М., 1996. С. 28-40.
6. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Тхостов А.Ш., Савина О.Ф. Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных (психопатических) личностей в кризисной ситуации // Психологический журнал. 1991. № 3. С. 57-67.
7. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону, 1996.
8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
9. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966. Вып. 1-2.
10. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1.
11. Шишков С.Н. Конвенционализм в судебной психиатрии // Человек. 1994. № 4. С. 5-19.
Дополнительная литература:
1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.
2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
3. Кабанов ММ., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
5. Общая психодиагностика. М., 1987.
6. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
7. Сафуанов Ф.С. Проблема нормы и патологии в судебной психиатрии // Вопросы общей и пограничной психиатрии. Екатеринбург, 1995. С. 123-127.
8. Франселла Ф., Банниспгер Д. Новый метод исследования личности. М" 1987.