История развития права в Древнем Риме: периодизация, хронология, основные достижения.
Периодизация римского права:
1) Архаический период (753-367гг. до н. э. ). Источники права: нормы fas (они же религиозные нормы, создатели – коллегия понтификов), leges regiae (законы царей), mores mojorum (обычай предков). 509г. до н. э. – изгнание последнего этрусского царя. Реформа Сервия Тулия (6в. до н. э. ) – разделение населения на основании имущественного ценза на центурии. 5в. до н. э. – формируются патриции и плебеи. Патриции – потомки сенаторов. В 367г. до н. э. – принят закон Лициния Секстия. Во главе города появляется 2 консул (выбирается из плебеев) – баланс сил. Появляется новая административная должность praetor urbanos (городской претор). Он занимался тем, что рассматривал споры граждан Рима.
2) Предклассический период (367-17гг. до н. э. ). Источники права: сохраняется mores mojorum, fas (в меньшей степени), leges (законы, принятые на народных собраниях – плебисцитах), эдикты претора. Судебный процесс: легисакционный процесс legis actiones (основан на нормах законов, цивильного права). Во второй половине 2 века до н. э. появляется формулярный процесс (per formulas). 17г. до н. э. – император Октавиан Август принял закон об отправлении правосудия. Упразднялся легисакционный процесс и оставался только формулярный. В соответствии с законом, юристы получили право давать в письменном виде по запросам участников спора юридические решения (jus respondendi). Лица могли обратиться к юристам, а они уже могли выдавать решения, которые равносильные решениям суда.
3) Классический период (17г. до н. э. – 3в. н. э. ). Источники права: конституции императоров, leges (те, которые не отменили), эдикты преторов (138г. н. э. – издается вечный эдикт в период правления императора Адриана – edictum perpetuum). Все эдикты объединяются в один акт и приводятся в соответствие. Источники права: деятельность юристов (прокулианцы и савинианцы). Создаются Институции Гая.
4) Постклассический период (4-5вв. н. э. ). Застой в римском праве, ничем особенным не выделяется.
5) Юстиниановский период (527-565гг. н. э. ). Corpus Juris Civilis дошел до нас в рукописях 9-10вв.
Италики населяли район Лациум. Существовали трибы (их было 3). Они состояли из курий (их было 30). В состав курий входили роды (их было 300). Государственная власть: во главе государства стоял царь (rex). Совещательный орган (senatus) – 300 человек, представителей родов. Народное собрание – куриатная комиция. Либо одобряли закон, либо нет. Происходило усыновление и оглашение завещаний.
Значение римского права в развитии и регулировании частноправовых отношений в Западной Европе и России. Рецепция римского права и ее роль в развитии основных правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской).
Основное значение римского частного права состоит в его рецепции (от лат. receptio - схватываю, усвояю). Падение Западной Римской империи (последняя четверть V в.) завершило первую эпоху истории римского права.
Последующая историческая жизнь римского права свелась, во-первых, к прямому продолжению традиций римского права в Восточной Римской империи (Византийская империя); во-вторых, к его рецепции; в-третьих, к научному освоению философии и догмы римского права*(4).
Достижения римского правового развития были отражены в Восточной Римской империи в VI в. в кодификации императора Юстиниана, которая дала новую жизнь римскому праву и дошла до нас как знаменитый Свод гражданского права (Corpus iuris civilis).
С падением Западной Римской империи многие варварские вожди (короли), установившие свою власть на ее территории, продолжали применять римское право.
Смешиваясь с национальным правом во второй половине I тысячелетия, оно сохранилось в праве Бургундского и Вестготского королевств, Франкского государства, в Испании. Здесь на основе кодекса Феодосия (первая половина V в.) были созданы обновленные систематизации: римский закон, собрание новелл Феодосия, эдикт Теодориха (V в).
Самым известным стал Римско-Вестготский закон, или сокращение Аллариха (Бревиарий), VI в. С утверждением королевского законодательства у варваров применение римского права сократилось, а к VIII в. кое-где его было запрещено применять.
Юстиниановская кодификация (Византия) VI в. несколько оживила правоведение, было сделано несколько переработок юстиниановского Свода - Эклога при Льве Исавре (740 г.); Прохирон Василия Македонянина (870-879 гг.), Базилика Льва Мудрого (886-911 гг.), когда весь Свод был слит в один кодекс из 60 книг на греческом языке.
Последняя переработка Свода Юстиниана - Шестикнижие Арменопула, официально введенное в Греции 15 августа 1830 г. В Молдавии и Бессарабии в 1401 г. были введены Василики (Базилики), наряду с которыми применялось и Шестикнижие Арменопула.
Впервые всеобщее применение римского права в Европе было официально осуществлено в XII в. по Закону Лотаря II (1125-1137 гг.). Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, активно способствовали рецепции римского права.
Римское право вводилось как субсидиарное, но по объему занимало первое место. Будучи приспособлено к новым условиям, оно образовало "современное римское право", действовавшее в Германии до 1 января 1900 г.
Кодекс Наполеона (1804 г.) стал приспособлением старого римского права к капиталистическим отношениям. Он был воспринят в Бельгии, Голландии, на Пиренейском и Апеннинском полуостровах, в Польше, Румынии, в Центральной (кроме Мексики) и Южной (кроме Бразилии) Америке, Луизиане, Квебеке. Менее последовательно римское право нашло отражение в Германском гражданском уложении (ГГУ), 1896 г.
В Англии не было прямой рецепции римского права. Тем не менее принципы римского права и отдельные нормы в соответствующем изменении вошли в английское право. Римское право изучалось во всех средневековых университетах, в том числе английских.
В России прямой рецепции римского права также не было, однако оно оказало на Россию заметное влияние. Своеобразие этого влияния заключалось в том, что Кодекс и Дигесты Юстиниана проникли в Россию в X-XII вв. из Византии вместе с христианством. Но, как справедливо указывает В.А.Тархов, тема эта пока недостаточно исследована в современной литературе.
Почему же стала возможной рецепция римского права? Чем объяснить столь большое влияние римского права в последующие века и в современной правовой действительности?
Русский дореволюционный цивилист и романист И.А.Покровский писал, что рецепция римского права была и исторической необходимостью, и фактором прогресса, ибо удовлетворяла общеевропейскую потребность в универсальном общем праве, основанном на индивидуалистических (частно-правовых) началах и позволяющем оформить имущественные взаимосвязи различных лиц независимо от их национальной и государственной принадлежности.
Не утратило римское право значение и в наши дни. Общепринятым считается мнение о том, что в силу универсального значения категорий римского права оно является фундаментом юридического мышления вообще. По общеизвестному образному выражению, латынь - материнский язык юриспруденции. Изучение латинской терминологии расширяет кругозор и правовую культуру юриста. И хотя наше законодательство редко использует латинские термины, подбирая им адекватные русские выражения, зарубежное законодательство, наука частного права (цивилистика) широко используют именно латинские термины.
Римское частное право сегодня изучается во всем мире. В странах Западной Европы оно рассматривается как возможная нормативная основа для унификации гражданского и торгового законодательства. Эти тенденции отражают традиционное единство профессиональной подготовки и юридического языка участников европейского интеграционного процесса.
Современная Россия восстанавливает и развивает частно-правовые традиции, основанные на положениях римского права, с учетом современного опыта. Новый Гражданский кодекс закрепил и развил наиболее прогрессивные положения цивилистики. Здесь уместно вспомнить отношение к римскому праву в советскую эпоху развития российской государственности и права. После октябрьских событий 1917 г. В.И.Ленин заявлял, что мы ничего частного не признаем, и требовал применять не Corus iuris romani (Свод римского права), а революционное правосознание*(5).
Вместе с тем советский юрист П.И.Стучка писал: "Как ни странно, но нам, "революционерам права", приходится с известным научным увлечением опять и опять останавливаться на праве давно забытых времен, на римском праве"*(6).
Таким образом, значение римского права в истории права состоит в его рецепци - восприятии основных норм и институтов римского права в последующие века другими народами и государствами.
О значении римского права для мировой цивилизации и культуры замечательно сказал Р.Иеринг: "Путем римского права, но превзойдя его, дальше через него - вот девиз, в котором для меня заключается значение римского права нового мира"*(7).