Глава 30. Основы методики расследования преступлений в зависимости от давности их совершения
Общие положения методики расследования преступлений по горячим следам
Методика расследования преступлений по горячим следам представляет собой систему рекомендаций по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности органами предварительного расследования по собиранию, проверке и оценке доказательств с помощью процессуальных средств, позволяющих раскрыть и полноценно расследовать преступление в максимально сжатые сроки.
Расследование преступлений по горячим следам протекает в специфических условиях: внезапности возникновения ситуации, требующей неотложного реагирования со стороны правоохранительных органов; дефицита времени для принятия органами предварительного расследования процессуального и тактического решений и их реализации; высокой изменчивости условий обстановки, следственных ситуаций и большой динамичности процесса расследования; недостатка криминалистически значимой информации, позволяющей своевременно принять процессуальное решение; необходимости безотлагательного использования поступающей доказательственной и ориентирующей информации; неотложной организации процессуальной деятельности по нейтрализации противодействия расследованию, сокрытию следов и обстоятельств преступлений заинтересованными лицами.
К задачам расследования преступлений по горячим следам относятся:
- установление сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию (времени, месте, способе и других обстоятельств совершения преступления, личности преступника, данных о потерпевшем и т.д.);
- организация мероприятий по розыску преступника и его задержанию;
- создание информационной и доказательственной базы для проведения быстрого и полного расследования преступления.
В организацию раскрытия и расследования преступлений по горячим следам включаются.
1. Прием первичной информации о преступлении с учетом требований УПК РФ и ее проверка. Органы предварительного расследования обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему предусмотренное законом решение. В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела является: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления. Согласно инструкции "О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях", утвержденной приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985, регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.
Согласно общему правилу проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее трех суток со дня его поступления. В этот же срок входит принятие по итогам рассмотрения поступившего сообщения надлежащего процессуального решения (ст. 145 УПК). Продление указанного срока допускается в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ.
Предварительная проверка представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, осуществляемую посредством следственных, процессуальных, административно-правовых действий и оперативно-розыскных мероприятий, произведенных в соответствии с требованиями УПК РФ и иных нормативных актов, направленную на собирание дополнительных сведений для установления фактических данных, указывающих на признаки преступления, и включает в себя: проверку законности повода к возбуждению уголовного дела; установление достаточного основания к возбуждению уголовного дела; выяснение наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу.
2. Формирование следственно-оперативной группы и организация ее максимально быстрого прибытия на место происшествия. Следственно-оперативная группа (СОГ) создается в соответствии приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" для немедленного реагирования на сообщения о преступлениях, производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по горячим следам. В состав СОГ, выезжающей на место происшествия, должны входить: следователь (дознаватель), оперативный работник, специалист-криминалист, участковый уполномоченный, при необходимости инспектор-кинолог со служебно-розыскной собакой. Специфика отдельных видов преступлений вызывает потребность дополнения состава группы такими участниками, как судебный медик, специалист пожарного дела, специалист-взрывотехник и иные специалисты. Состав и численность СОГ зависят от объема, сроков и характера предстоящей работы.
3. Решение вопроса об использовании технико-криминалистических средств для обнаружения, фиксации и изъятия криминалистически значимой информации при минимальной затрате времени, оперативной передаче информации взаимодействующим органам. Использование технико-криминалистических средств предусмотрено ст. 164 УПК РФ, сущность и назначение которых состоит в сохранении доказательственной информации во времени и пространстве, обеспечении возможности реализации принципа непосредственного восприятия доказательств на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. СОГ должна иметь необходимые технические средства приема и передачи информации для связи с дежурной частью. Наличие таких средств, как телефон, радиосвязь, факс, позволяет непосредственно с места происшествия осуществлять проверку криминалистически значимой информации по системе криминалистических и иных учетов органов внутренних дел.
4. Оценка сложившейся следственной ситуации, принятие решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.
Исходя из того, что преступления расследуются по горячим следам в конкретных условиях времени, места, окружающей среды, взаимосвязях с другими процессами объективной деятельности, поведением лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, следователю (дознавателю) необходимо оценивать данную сложную систему взаимосвязей, именуемую следственной ситуацией, для своевременного принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.
5. Безотлагательное включение в работу участников следственно-оперативной группы, использование помощи специалистов, при необходимости привлечение дополнительных сил и средств. Максимальная интеграция возможностей каждой из служб органа внутренних дел, их наиболее рациональное использование в интересах раскрытия преступления по горячим следам обеспечивается тщательно продуманной организацией указанного процесса. Привлечение дополнительных сил и средств (сотрудников вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы и др.) целесообразно для охраны места происшествия до прибытия СОГ, а также для задержания преступника на месте преступления либо после его совершения, оказания помощи потерпевшим и т.п.
6. Выбор следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение очередности их проведения. План расследования должен предусматривать максимально интенсивную следственную и оперативно-розыскную деятельность. Сочетание типового программирования действий с индивидуальностью расследования приводит к временному ограничению круга выясняемых вопросов, которые служат целям раскрытия и расследования преступлений по горячим следам. Алгоритмы действий следователя (дознавателя) должны содержать указания организационного и тактического характера.