Правовая культура в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
Цель: проанализировать основные конституционные права и свободы человека и гражданина, международные и государственные способы защиты прав и свобод, показать значение права на образование для гражданина РФ.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.В результате изучения темы студент должен
Знать:
- основные достижения классической и современной науки в области прав человека; ОК-4
- закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления, условия создания правового государства и гражданского общества; ОПК-6
- роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности, особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; ПК-20
Уметь:
- ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции, использовать правовые документы на практике; ОК-4
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, соблюдать законность и правопорядок; ОПК-6
- осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности; ПК-20
Владеть:
-способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; ОК-4
- навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления правового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; ОПК-6
- основными методами правового воспитания; ПК-20
Актуальность темы.
В настоящее время, все большее значение приобретают международные механизмы защиты прав и свобод человека. Для достижения высокого уровня правовой культуры необходимо исследовать положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.. Обратить внимание на деятельность Европейского суда по правам человека. Знать основные группы прав и свобод: личные, политические, социально-экономические и культурные права. К сожалению ряд прав нарушаются в нашей стране, в связи с чем очевидна польза сравнительного анализа российских и международных способов защита прав и свобод человека, определение самых эффективных способов защиты. Необходим обратить внимание на совокупность нормативно-правовых актов, закрепляющих право на образование: Всеобщая декларации прав человека (1948) – ст. 26, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) – ст. 13–14, Конвенция о правах ребенка (1989) – ст. 28, 29, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995) – ст. 27, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 2 Протокола №1 – 1952 г.), Конституция РФ (ст.43), ФЗ Об образовании» от 29.12.2012 г. Право на образование относится к числу «второго поколения» прав человека. Эти права сформировались в борьбе за улучшение экономического положения и повышение культурного статуса «небогатых» слоев населения и призваны «смягчить противостояние бедных и богатых». Права «второго поколения» называются позитивными. Права «первого поколения» имеют абсолютный характер и предполагают свободу человека от чьего-либо, в том числе государственного, вмешательства в сферу его частной жизни, интересов, убеждений. Позитивное значение прав «второго поколения» заключается в том, что они направлены не на отрицание несвободы, а на обеспечение достойного существования и достижение свободы для самоопределения, самовыражения, реализации творческих способностей. Необходимо использовать действующее законодательство, материал полученный в рамках проведенных занятий, а также теоретико-правовые положения социологии права. Необходимо рассмотреть теоретико-правовой и эмпирический материал в аспекте нарушения личных, политических, социально-экономических, культурных прав и свобод человека и гражданина на территории РФ и за рубежом и пути разрешения данных проблем, обратить внимание на национальное и международное законодательство и правоприменительную практику. Следует рассмотреть принцип разделения государственной властей РФ, статус Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. При знакомстве с судебной системой РФ необходимо изучить понятие судебной власти, рассмотреть виды и специфику деятельности различных видов судов в России, понятие и особенности функционирования в РФ местного самоуправления.
Теоретическая часть.
Права человека в международном праве. Особенности реализации права на образование. Правотворческая деятельность. Социология права. Конкретные социологические методы изучения права. Правовое государство. Гарантии защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.
Вопросы и задания
Вопросы, выносимые на обсуждение
Базовый уровень
1. Охарактеризуйте международное сотрудничество государств в области прав человека.
2. Раскройте конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
3. Дайте характеристику места и роли права на образование в системе прав и свобод человека и гражданина.
4. Раскройте социологические аспекты правотворчества.
5. Осветите социальные права и свободы граждан, содержащиеся в Конституции РФ.
6. Дайте характеристику социологии правонарушений.
7. Перечислите и раскройте социологические методы правовых исследований.
8. Охарактеризуйте социологию правового конфликта.
Повышенный уровень
1. Определите приоритеты международного сотрудничества Российской Федерации с Европейской комиссией по правам человека, Европейским Судом по правам человека и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.
2. Дайте характеристику правового государства и раскройте механизм его функционирования в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
3. Используя текст Конституции Российской Федерации, опишите механизм гарантий государственной защиты прав и свобод человека в РФ.
Задания для развития и владения компетенциями
Задание 1. Подобрать материалы из СМИ, судебной практики, в которых приведены примеры фактического нарушения личных, политических, социально-экономических, культурных прав и свобод человека и гражданина на территории РФ и за рубежом и пути разрешения данных проблем.
Задание 2. Сделайте доклад на тему «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, органы судебной власти РФ, их роль, в защите прав и свобод человека и гражданина».
Задание 3. Ответьте на следующие тестовые задания:
1. Функции Конституции РФ:
а) народная
б) реальная
в) учредительная, организаторская, идеологическая, информационная, стабилизирующая, программная
- основополагающая
2. Государственное устройство:
а) монархия
б) Унитарное, Конфедерация, Федерация
в) республика
г) демократия
3. Главные признаки государства:
а) гражданство
б) правовая система
в) публичная власть, государственный суверенитет, территория государства
г) налоги и сборы
4. Функции государства:
а) система исправительных учреждений
б) полиция (милиция)
в) органы безопасности
г) внешние и внутренние
5. Методы осуществления государственных функций:
а) убеждение, принуждение, поощрение, наказание
б) форма правления
в) форма государственного устройства
г) политический режим
6. Виды монархий:
а) президентская
б) абсолютная, ограниченная, нетрадиционная
в) парламентская
г) смешанная
7. Республика как форма правления:
а) ограниченная
б) абсолютная
в) президентская, парламентская, смешанная
г) нетрадиционная
8. Конституционный строй России:
а) духовно-идеологическая деятельность
б) демократическое, федеративное, суверенное, светское государство
в) монархия
г) республика
д) политический режим
9. Российская Федерация (Россия) это:
а) демократическое государство
б) демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления
в) федеративное государство
г) правовое государство
10. Высшей ценностью в нашей стране является:
а) государственный суверенитет
б) государственная власть
в) человек, его права и свободы
г) закон
Список литературы
Основная
1. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: ценностно-нормативное измерение: монография. – М.: Норма, 2014 // Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru
2. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения: монография. – М.: Норма, 2014.
3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: Норма, 2014.
Дополнительная
1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.,1997 г.
2. Глухарева Л.И.. Гуманитарный курс. Права человека. М., 2002.
3. Гражданам об их политических правах. Монография / [А. Ю. Бузин (в соавт. с А. Е. Любаревым), А. В. Иванченко и др.]; под ред. А. В. Иванченко. Москва, 2006. Сер. Исследования фонда «Либеральная миссия»
4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Российское право. 2009, 2-е изд., 784с.
5. Мельников В.В. Экономические права и свободы человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод// Право и государство: теория и практика. 2012. № 2. С. 39.
6. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития/ Отв. ред. Лукашева. М., 2000г.
7. Преснякова А.В. Право на неприкосновенность частной жизни в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина// Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 18-20.
8. Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина// Государство и право. 2005. № 7. С. 82-84.
9. Филиппова Э.М. Место и роль личных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе России// Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7. С. 9-13.
10. Фирсёнкова С., Казанцева Д.Б., Безрукова О.В. К вопросу о личных правах и свободах человека и гражданина в международно-правовых актах// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 35. С. 007-012.
Интернет-ресурсы
1. http://www.garant.ru/ СПС «Гарант»
2. http://www.consultant.ru/ СПС «Консультант Плюс»
3. http://www.alleng.ru Общероссийский образовательный портал
4. http://law.edu.ru Юридическая Россия. Федеральный правовой портал
5. http://www.jurisprudence-media.ru Журнал «Правоведение»
6. http://www.igpran.ru сайт Института государства и права Российской академии наук
7. http://pressa-lex.ru «Законность» Ежемесячный правовой научно-практический журнал
8. http://pravo.gov.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации
Практическое занятие № 5.
Способы защиты прав и законных интересов граждан
Цель: рассмотреть способы защиты гражданских, трудовых прав граждан в соответствии с законодательством РФ, а также основные направления уголовно-правовой политики РФ.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.В результате изучения темы студент должен
Знать:
- основные достижения классической и современной науки в области прав человека; ОК-4
- закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления, условия создания правового государства и гражданского общества; ОПК-6
- роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности, особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; ПК-20
Уметь:
- ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции, использовать правовые документы на практике; ОК-4
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, соблюдать законность и правопорядок; ОПК-6
- осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности; ПК-20
Владеть:
-способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; ОК-4
- навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления правового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; ОПК-6
- основными методами правового воспитания; ПК-20
Актуальность темы.
Защита прав граждан невозможна без глубокого изучения законодательства РФ, в частности таких нормативно-правовых актов, как: Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс от 14.11.2002 № 138-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Необходимо рассмотреть способы защиты прав человека, сформулированы в ст.12 Гражданского кодекса РФ (признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону), раскрыть их содержание, подробно остановиться на судебной защите прав и свобод. Далее необходимо рассмотреть способы защиты трудовых прав. В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Необходимо указать основные направления совершенствования уголовно-правовой политики РФ, а также раскрыть содержание принципов уголовного и уголовно-процессуального права.
Теоретическая часть.
Защита гражданских прав и ответственность за их нарушение. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей товаров, работ и услуг. Совершенствование системы защиты прав потребителей финансовых услуг в России. Защита трудовых прав граждан как основа правовой культуры личности. Современное состояние уголовно-правовой политики России. Неотвратимость ответственности за преступления по современному уголовному и уголовно-процессуальному праву России.
Вопросы и задания
Вопросы, выносимые на обсуждение
Базовый уровень
1. Раскройте особенности защиты гражданских прав и ответственность за их нарушение.
2. Охарактеризуйте особенности защиты трудовых прав граждан как основы правовой культуры личности.
3. Дайте характеристику современного состояния уголовно-правовой политики России и неотвратимости ответственности за преступления по современному уголовному и уголовно-процессуальному праву России.
Повышенный уровень
1. Приведите и охарактеризуйте три примера нарушения гражданских и трудовых прав граждан, к каждому примеру укажите нормативно-правовые акты, подлежащие применению;
2. Дайте характеристику правового принципов уголовного законодательства РФ.
3. Раскройте признаки трудовых правоотношений.
Задания для развития и владения компетенциями
Задание 1. Кейс-задача
Сюжет
5 января Хохлов обратился к администрации предприятия с заявлением об увольнении по собственному желанию, а 20 января прекратил работу. Приказ об увольнении был издан 4 марта. В тот же день Хохлов получил трудовую книжку и полный расчет. Считая, что он все это время был лишен возможности поступать на другую работу по вине администрации, Хохлов предъявил иск о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.