Отвественность сторон социального партнёрства.
За нарушение законодательства о коллективных договорах, соглашениях (уклонение от коллективных переговоров, непредоставление информации, невыполнение коллективных договоров, соглашений и др.) может последовать дисциплинарная, материальная, административная ответственность (ст.54 ТК).
К дисциплинарной ответственности привлекаются лица, в трудовые обязанности которых входит соблюдение трудового законодательства, в том числе законодательства о коллективных договорах и соглашениях.
К материальной ответственности привлекаются лица, виновные в причинении организации-работодателю материального ущерба неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения.
К административной ответственности привлекаются указанные в законе лица, нарушения которых признаются административным проступком и наказываются в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Сравнение Трудового кодекса и КоАП показывает, что в них предусматриваются прежде всего различные субъекты ответственности:
- За уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения в соответствии с ТК (ч. 1 ст. 54) несут ответственность представители сторон (т.е. представители как работодателей, так и работников).
В соответствии со ст. 5.28 КоАП за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения к административной ответственности (штрафу) могут быть привлечены работодатель или лица, его представляющие;
- За неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения штрафу подвергаются представители сторон (ч. 1 ст. 54 ТК).
В соответствии с КоАП необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения может повлечь административное наказание только для работодателя или лица, его представляющего (ст. 5.30);
- На основе ТК (ч. 2 ст. 54) за непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, виновные в этом лица (т.е. представители той и другой стороны) подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
В соответствии с КоАП (ст. 5.29) административному наказанию за подобное правонарушение может быть подвергнут работодатель или лицо, его представляющее. При этом в КоАП содержится указание на нарушение срока, установленного законом для предоставления информации;
- За нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения ТК (ст. 55) предусматривает штрафные санкции для лиц, представляющих работодателя либо представляющих работников.
По КоАП (ст. 5.31) нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа на работодателя или лицо, его представляющее;
- Помимо приведенных выше видов нарушений законодательства о коллективных договорах, соглашениях КоАП (ст. 5.28) предусматривает административную ответственность работодателя или лица, его представляющего, за нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.
При определении штрафных мер административного наказания ст. 54 и 55 ТК предусматривают, что размер и порядок положения штрафов определяется федеральным законом, т.е. КоАП.
КоАП (ст. 23.12) устанавливает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.28-5.31, рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.
Представляется, что вопрос о различиях в субъектах административной ответственности, имеющих место в ТК и КоАП, следует разрешать в пользу норм, установленных КоАП. Приоритет Кодекса РФ об административных правонарушениях перед Трудовым кодексом РФ в этой части вытекает из того, что речь идет об административных отношениях, административных наказаниях, которые являются предметом регулирования административного, а не трудового законодательства.
Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. 26) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения предусматривал административную ответственность только лиц, представляющих работодателя, виновных в подобных правонарушениях
Статья 55 ТК, кроме того, вводит административную ответственность для лиц, представляющих работников, виновных в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
На представителей работодателя, не выполняющих по своей вине обязательств по коллективному договору, соглашению, могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с Трудовым кодексом (см. ст. 192, 193), если в их трудовые обязанности входит выполнение соответствующих обязательств.
Освобожденные от основной работы выборные члены профсоюзных органов, совершившие подобные правонарушения, также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если в их обязанности входит выполнение или обеспечение выполнения обязательств, принятых на себя профсоюзом (профсоюзным органом). Право наложения дисциплинарного взыскания в таких случаях принадлежит руководителю профсоюза (профсоюзной организации), с которым выборный работник состоит в трудовых отношениях, а также руководителям вышестоящих профсоюзных органов.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ.
С точки зрения занятости все трудоспособное население РФ можно разделить на 2-е группы:
- Занятые граждане;
(это гр-не, которые занимаются различными видами общ-но полезной деятельности и причем такая деятельность не обязательно связана с получением дохода. Перечень в ст.2 Закона о занятости).
- Незанятые граждане
А) Ищущие работу
· обратившиеся за содействием в трудоустройстве в центры занятости
- безработные (трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить (ст.3 ФЗ «О Занятости»)
-не признанные безработными
· ищущие работу самостоятельно
Б) не желающие работать
ЗАНЯТОСТЬ – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 ФЗ «О занятости»). (является антонимом понятия «безработицы»)
Нормативно-правовое регулирование в вопросах о занятости населения осуществляется:
- ФЗ « О Занятости населения РФ» от 19 апреля 1991 г. (Хасбулатов- Ельцин)
- Постановление Правительства от 7 сен. 2012 г № 891 «О Порядке регистрации г-н в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных г-н и требования к подбору подходящей работы»
ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ:
- Работающие по трудовым договорам
- Зарегистрированные в качестве ИП
- Работающие на постоянной основе
- Работающие на временных работах
- Работающие на сезонных работах
- Пенсионеры (лица, получающие пенсию по старости, по инвалидности (с полным ограничением трудоспособности)
- Лица, находящиеся в отпуске, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванным забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражд-й службе, служба в органах внутренних дел, Гос-й противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы)), исполнением др. гос. обязанностей или иными уважительными причинами
- Проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях различного уровня (в том числе по направлению органов службы занятости)
- Лица, занятые работой в подсобных хозяйствах
- Лица, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общ-х, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юр.лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав и отношении этих организаций.