Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом.
Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом.
Трудовое право – одна из отраслей права. Ее отграничение от смежных отраслей права (гражданского, административного, права социального обеспечения).
Как отрасль права трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения этого труда. Отношения, складывающиеся между участниками производства, регулируются правом, причем нормы права регулируют не сам процесс труда, а именно отношения, которые возникают либо в процессе трудовой деятельности, либо только в связи с получением ее результатов.
Трудовое право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права России
ТП следует отличать от иных отношений, связанных с трудом, но регулируемых другими отраслями права.
Гражданское право.
Наиболее часто с трудовыми правоотношениями путают отношения по договорам, связанным с трудом, регулируемые нормами ГП. Речь идет о договорах подряда, поручения, авторском договоре, договоре оказания услуг и т.п.
Различают эти договоры прежде всего по предмету регулирования.
Если в трудовом договоре предметом является труд работника по определенной специальности, квалификации, должности, то предметом гражданского договора является результат труда (вещь, предмет, произведение и т.п.).
В процессе выполнения трудовой деятельности работник подчиняется внутреннему трудовому распорядку организации, а при исполнении гражданского договора такого подчинения, как правило, не бывает.
Предмет ГП и ТП составляют различные по своим особенностям общественные отношения. В ГП это имущественные отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому, а также связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Предметом ТП являются трудовые отношения и тесно связанные с ними иные общественные отношения.
Административным правом (АП) регулируются отношения, связанные с работой по контрактам с военнослужащими, работниками милиции, таможенных органов, вневедомственной охраны, налоговой полиции и т.п., а также частично отношения по осуществлению государственной гражданской службы. Регулирование этих отношений отраслью АП вызвано тем, что превалирующими в них являются властно-подчинительные начала. Предмет АП образуют отношения по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности гос. органов. А характерное для ТП следование внутреннему трудовому распорядку и подчинения работника распоряжениям руководителя как управляющей стороне лишь внешне сходно с административно-правовым методом властных предписаний. Поэтому связи руководителей с работниками по организации и управлению совместным трудом носят характер производственного, а не административного управления.
ТП также отличается и от права социального обеспечения.
До недавнего времени отношения по социальному обеспечению входили в часть ТП. Отношения по соц. обеспечению либо сопутствуют в ТП, либо приходят им на смену, но указанные отрасли права различны.
Отличие их производится по предмету и методу регулирования.
Предмет права соц. обеспечения составляет общественные отношения, складывающиеся при реализации гражданами права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, а не права на труд. Они возникают между гражданами и специализированными гос. органами по поводу предоставления отдельных видов обеспечения из различных гос. фондов.
Методу права соц. обеспечения не свойственны договорный порядок возникновения, изменения правоотношений. Права и обязанности субъектов права соц. обеспечения устанавливаются, как правило, непосредственно нормами права, издаваемыми государством.
Система трудового права
Система труд. права – это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и связанные с ними общественные отношения, структурно сгруппированные в правовые институты по группам однородных отношений.
Ех.:
- Институт соц. Парнёрства
- Институт трудового договора
- Институт материальной ответственности
Отрасли трудового права
- Общая часть
- предмет трудового права
-принципы трудового права
-общие трудовые права и обязанности работников и работодателей
-источники трудового права
-социальное партнёрство
- Особенная часть(регламентирует отдельные стороны (элементы) этих отношений)
-трудоустройство и занятость
-трудовой договор
-защита персональных данных работников
-рабочее время, время отдыха
-оплата труда
-дисциплина труда
-материальная ответственность
-охрана труда
-защита трудовых прав
-трудовые споры
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
6 Понятие и содержание принципов трудового права. Их реализация в нормах трудового права.
Принципы трудового права – это закреплённые в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права, главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанные с функционированием рынка труда, применением и организацией труда.
К числу всеобщих принципов, являющихся необходимыми элементами функционирования всех отраслей
права (и трудового в том числе), относят принципы:
· свободы
· равенства
· социальной справедливости
· гуманизма
· законности
· демократизма
· защиты прав и свобод человека и гражданина
Статьи 30, 37, 41, 43 и 45 Конституции РФ закрепляют следующие принципы правового регулирования в сфере труда, соответствующие международным стандартам и раскрывающиеся далее в нормативных правовых актах российского законодательства:
- Свобода труда и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
- Запрет принудительного труда.
- Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
- Право на охрану здоровья.
- Право на отдых.
- Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимума.
- Право на защиту от безработицы.
- Право на объединение, гарантирование государством свободы деятельности общественных объединений.
- Право на защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами.
- Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
- Право на образование.
Классификация принципов российского трудового права
Принципы российского трудового права закреплены в ст. 2 ТК. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ,
основными принципами правового регулирования труда признаются:
• свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на
который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
• запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
• защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
• обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на
условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
• равенство прав и возможностей работников;
• обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату
справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для
него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
• обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
• обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих
прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
• обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
• сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и
иных непосредственно связанных с ними отношений;
• социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей,
их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений;
• обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением
им трудовых обязанностей;
• установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
• обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод,
включая судебную защиту;
• обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров,
а также права на забастовку в порядке, установленном ТК и иными федеральными законами;
• обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора,
включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
• обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
• обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
• обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Содержание основных принципов российского трудового права.
Рассмотрим содержание некоторых основных принципов правового регулирования
труда в России.
1. Принцип свободы трудаявляется сегодня наиболее важным в системе принципов
российского трудового права, он закреплен в ст. 37 Конституции РФ, согласно которой труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Данный принцип проявляется в свободе заключении трудового договора, в свободном установлении сторонами его условий, не ухудшающих положения работника по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями, в возможности прекращения трудового договора по желанию работника с соблюдением предусмотренной ТК процедуры (по общему правилу по истечении 2-недельного срока предупреждения об увольнении работник вправе прекратить работу, а работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет вне зависимости от каких-либо обстоятельств).
В ТК, в отличие от прежнего КЗоТ ("Кодекс законов о труде Российской Федерации"), предусмотрено единое правило расторжения по инициативе работника как трудового договора, заключенного на неопределенный срок, так и срочного трудового договора. В прежнем КЗоТ существовала норма о необходимости наличия уважительных причин для расторжения срочного трудового договора по инициативе работника, которая впоследствии была признана не соответствующей положениям ст. 37
Конституции РФ, т. е. принципу свободы труда, и не получила нормативного закрепления в ТК.
2. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, также закреп ленный в Конституции РФ, находит свою конкретизацию в положениях Закона о занятости, где определяются основные направления государственной политики в области занятости, права и обязанности государственной службы занятости, работодателей и граждан,
обратившихся в службу в целях подыскания подходящей работы или признания их безработными. Данный принцип находит свою конкретизацию и в иных нормативных правовых актах, регулирующих организацию общественных работ, квотирование рабочих мест и т. п.
3. Принцип сочетания государственного и договорного регулированиятрудовых отношений проявляется в установлении государством минимального уровня основных гарантий для работников, которые работодатель не вправе уменьшать. Государство устанавливает: минимальный размер оплаты труда, минимальную продолжительность ежегодного
оплачиваемого отпуска, максимальную продолжительность рабочей недели, размер и порядок производства удержания из заработной платы и т. д. В существовании государственного централизованного регулирования, в частности, проявляется единство трудового права. В то же время правовое регулирование дифференцировано в зависимости от условий труда, возраста, состояния трудоспособности, пола и наличия детей, специфики выполняемой функции. Дополнительные льготы и гарантии предоставлены гражданам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также в районах Крайнего Севера, несовершеннолетним гражданам, беременным женщинам и работникам, имеющим малолетних детей, обучающимся без отрыва от производства, являющимся членами выборного профсоюзного
органа. Государственное регулирование дополняется установлением определенных условий труда в коллективных договорах и соглашениях, индивидуальных трудовых договорах.
4. Принцип запрещения принудительного трудатакже закреплен в Конституции РФ.
Статья 4 ТК определяет принудительный труд -как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке и пр.
Принцип запрета принудительного труда находит свое отражение в ряде статей ТК. Например, ст. 142 ТК устанавливает право работника прекратить работу по истечении 15 дней задержки выплаты заработной платы. Данная норма базируется на принципе запрещения принудительного труда, поскольку по общему правилу труд без оплаты рассматривается международным правом как труд принудительный.
5. Принцип запрета дискриминациив трудовых отношениях вытекает их закрепленного в Конституции РФ общеправового принципа равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 19). Этот важный принцип конкретизирован в ст. 3 ТК. Никто не может быть
ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного,
семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
При этом не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными ФЗ , либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Принцип запрета дискриминации находит свое отражение в некоторых иных статьях ТК. Так, при заключении трудового договора, согласно ст. 64 ТК, работодателю запрещается ограничивать права работника или устанавливать какие-либо прямые или косвенные преимущества по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
6. Принцип социального партнерства, закрепленный в ТК, развивает и более объемно, широко закрепляет право на объединение, свободу ассоциаций, право на создание профессиональных союзов, установленные в Конституции РФ и международных НПА. Данный принцип подразумевает необходимость конструктивного сотрудничества работников, работодателей и государства на различных уровнях (у конкретного работодателя, в отрасли, в рамках профессии, в субъекте РФ, на уровне государства) для согласования своих объективно противоположных интересов, поиска компромисса, достижения социально значимых и полезных результатов. Данный принцип преимущественно конкретизируется в ст. 23–55 ТК, Законе о профсоюзах, других нормативных правовых актах.
Виды субъектов ТП.
Виды субъектов тп – это стороны всех 9 групп общ. отношений, которые являются предметом данной отрасли права.
Субъекты тп:
- Граждане (работники)
- Работодатели организаций любых форм собственности, фирмы и др.
- Профсоюзные органы или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве.
- Социальные партнёры на федеральном, отраслевом, региональном и др. уровнях, в лице представителей от соответствующих объединений профсоюзов (от работников), объединений работодателей и от исполнительных органов власти.
- Правоохранительные соответствующие органы (КТС, суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством)
Правовой статус субъекта тп – называется его основное положение как данного субъекта, закреплённое трудовым законодательством.
Содержание правового статуса субъекта:
- Трудовая правосубъектность
- Основные (статУтные) трудовые права и обязанности, закреплённые в законодательстве
- Юридические гарантии (общие и специальные) этих основных трудовых прав и обязанностей.
- Предусмотренная законодательством ответственность за нарушения трудовых обязанностей.
Дополнительная классификация субъектов тп:
1)
1. Основные
(стороны трудового правоотношения: работодатель и работник)
2. Вспомогательные или производные
(участники иных, не трудовых, отношений, составляющих предмет трудового права)
2)
1. Индивидуальные (физ.лица)
2. Коллективные (юр. лица, государство)
Субъекты трудового права (общая характеристика) | |
|
ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОФСОЗОВ.
Основная функция профсоюзов.
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Функции профсоюзов:
- представительская (на всех уровнях организации)
- защитная – по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся.
Имеют право на: представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции.
Значительная роль в защите трудовых прав и законных интересов работников принадлежит профессиональным союзам.
Профессиональные союзы — это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами (п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах).
Трудовым кодексом и указанным Законом профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации для осуществления своей защитной функции наделены правом представлять и защищать права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения; участвовать в установленном порядке в определении работодателем систем оплаты труда, форм материального поощрения и норм тру-да; добиваться улучшения условий и охраны труда; участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров и многими другими правами.
Одним из важнейших способов защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников является осуществление ими согласно ст. 370 ТК профсоюзного (общественного) контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Закрепленные ст. 370 ТК полномочия профессиональные союзы осуществляют через свои органы (профкомы и другие звенья профсоюзной системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные правовые и технические инспекции труда. В своей деятельности они руководствуются законодательством РФ по вопросам труда и актами соответствующих профсоюзных органов.
На уровне организаций профсоюзный контроль осуществляется уполномоченными профсоюзного комитета по охране труда, избираемыми на общем собрании работников структурного подразделения.
Правовые и технические инспекции труда профсоюзов создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объедине-ниями и действуют в соответствии с положениями, утверждаемыми этими профсоюзами и их объединениями. Помимо этого, правовые и технические инспекции труда могут создаваться межрегиональными, а также территориальными объединениями организаций профсоюзов, действующими на территориях субъектов РФ. Их полномочия определяются положениями, принимаемыми в соответствии с типовыми положениями соответствующих общероссийских объединений профессиональных союзов.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со-держащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, избираемые на общем собрании трудового коллектива из числа своих работников, имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организациях и профсоюзные инспекторы труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы и профсоюзные инспекторы труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения федеральной инспекцией труда.
Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством (п. 3 и 4 ст. 20 Закона о профсоюзах).
Работодатель обязан создавать необходимые условия для осуществления деятельности профсоюзов, в том числе по контролю в сфере охраны труда.
Содержание и порядок заключения коллективного договора
Содержание коллективного договора состоит из взаимных обязательств работодателя и работников, закрепленных в ст. 13 закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях”.
В коллективный договор могут быть включены:
- форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
- механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);
- добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
- соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- льготы для работников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;
- отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.
В коллективном договоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержаться и другие, в том числе более льготные, трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашением (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).
Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного представительного органа (ч. 1 ст. 12 Закона).
Проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороны работников всеми участниками объединенного представительного органа и работодателем.
Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Он вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока.
Подписанные сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий в семидневный срок направляются работодателем в соответствующий орган Министерства труда Российской Федерации для уведомительной регистрации.
Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры. В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию и при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Решения оформляются протоколами, которые прилагаются к коллективному договору.
Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” установил ответственность лица, представляющего работодателя, в форме штрафа за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке (ст. 25 закона).
За нарушение и невыполнение коллективного договора согласно ст. 26 закона виновные лица, представляющие работодателя, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.
За непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля, виновные лица, представляющие работодателя, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке (ст. 27 закона).
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ.
С точки зрения занятости все трудоспособное население РФ можно разделить на 2-е группы:
- Занятые граждане;
(это гр-не, которые занимаются различными видами общ-но полезной деятельности и причем такая деятельность не обязательно связана с получением дохода. Перечень в ст.2 Закона о занятости).
- Незанятые граждане
А) Ищущие работу
· обратившиеся за содействием в трудоустройстве в центры занятости
- безработные (трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить (ст.3 ФЗ «О Занятости»)
-не признанные безработными
· ищущие работу самостоятельно
Б) не желающие работать
ЗАНЯТОСТЬ – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 ФЗ «О занятости»). (является антонимом понятия «безработицы»)
Нормативно-правовое регулирование в вопросах о занятости населения осуществляется:
- ФЗ « О Занятости населения РФ» от 19 апреля 1991 г. (Хасбулатов- Ельцин)
- Постановление Правительства от 7 сен. 2012 г № 891 «О Порядке регистрации г-н в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных г-н и требования к подбору подходящей работы»
ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ:
- Работающие по трудовым договорам
- Зарегистрированные в качестве ИП
- Работающие на постоянной основе
- Работающие на временных работах
- Работающие на сезонных работах
- Пенсионеры (лица, получающие пенсию по старости, по инвалидности (с полным ограничением трудоспособности)
- Лица, находящиеся в отпуске, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванным забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражд-й службе, служба в органах внутренних дел, Гос-й противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы)), исполнением др. гос. обязанностей или иными уважительными причинами
- Проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях различного уровня (в том числе по направлению органов службы занятости)
- Лица, занятые работой в подсобных хозяйствах
- Лица, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общ-х, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юр.лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав и отношении этих организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Режим рабочего времени (ст.100 ТК) –это распределение времени работы в течение определённого календарного периода (сутки, неделя, месяц, квартал, год).
Ст. 100 ТК РФ:
- Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабо