Краткая характеристика общепризнанных (всеобщих) принципов права, закрепленных и действующих в правовой системе России.
Центральным и универсальным является без сомнения принцип законности. Право для того и создается в любом обществе, чтобы его предписания неукоснительно исполнялись. “Законность - основа государства” (legalitas regnorum fundamentum), “ мы можем делать (только) то, что можем делать законно” ( id (tantum) possumus guod de jure possumus), - говорили древние.
В самом общем плане под принципом законности следует понимать требование строгого соблюдения (применения и т.п.) законов и основанных на законах иных правовых актов. Важным императивом здесь является верховенство закона над другими правовыми актами.
Принцип гуманизма в правовом регулировании выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в обществе и государстве (ст. 2 Конституции РФ). Право, правотворчество, юридическая деятельность судов, правоохранительных и иных компетентных органов должны быть направлены на удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей человека, своевременное и правильное осуществление его прав и свобод, служить надежным средством охраны жизни, здоровья, чести, достоинства и т.п.
Сущность принципа юридического равенства была достаточно четко выражена еще римскими юристами: “закон говорит со всеми одинаково” (lex uno ore omnes alloguitur), - отмечали они. Данное фундаментальное начало в правовой системе России включает, например, следующие императивы: а) равенство субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ), б) равенство гражданства независимо от оснований его приобретения (ст. 6), в) равенство всех форм собственности (ст. 8), г) равенство общественных и религиозных объединений перед законом (ст. 13, 14), д) равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств, е) равноправие сторон в процессе осуществления правосудия (ст. 123), и т.д.
Принцип демократизма заключается в том, что в основе права должны лежать общие блага, “общеполезность” (Г.Ф. Шершеневич). Законы должны выражать волю и интересы подавляющего большинства общества. Демократизм предполагает участие населения в формировании этой воли, закреплении ее в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах этого процесса, осуществление правотворческих полномочий и действий населением либо непосредственно, либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, демократические процедуры разработки, обсуждения, принятия и обнародования правотворческих решений.
Принцип справедливости “есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам”
Этот принцип отражает одну из главных задач юридической практики. Обычно о нем говорят в случае привлечения лица к юридической ответственности и применения принуждения. Но не в меньшей мере, как показывает жизнь, справедливость нужна и при назначении награды.
Суть принципа гласности выражается, с одной стороны в том, что юридическая деятельность всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой - в том, что все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам (их коллективам, объединениям и организациям) по требованию последних полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена законом (ст. 24, 29, 33 и др. Конституции РФ).
В качестве самостоятельного общепризнанного положения, нашедшего закрепление в отечественном законодательстве, следует выделить принцип неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности. Его структурными элементами являются: а) физическая, психическая, нравственная неприкосновенность личности ( ст. 22 Конституции РФ), б) неприкосновенность собственности (ст. 35), в) неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), г) неприкосновенность жилища (ст. 25 и 40) и др.
Принцип ответственности за виновное деяние заключается в том, что правонарушитель подлежит юридической ответственности только за те деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена вина в форме умысла или неосторожности (глава 5 УК РФ, ст. 10-12 КОАП РСФСР и др.).
ВОПРОС 15
5. Функции права: понятие и виды. Функции права - это относительно обособленные направления воздействия права на сознание и поведение людей, в которых проявляется его роль в жизни общества.
Признаки функций следующие.
1. В функциях выражается активная, динамичная роль права в регулировании (закреплении, охране и т.п.) общественных отношений.
2. О функционировании права можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду действующих субъектов и участников правоотношений. Именно через действия конкретных людей, их коллективов и организаций выражается творчески преобразующий и конструктивный характер права в правовой системе общества.
3. Функции - относительно обособленные направления более или менее однородного воздействия права (карательное, компенсационное и т.п.) на те или иные сферы (экономическую, политическую, духовную и пр.) общественной жизни.
4. Функция - это всегда целенаправленное воздействие права. Она непосредственно связана с задачами, стоящими перед обществом, государством и иными субъектами права.
5. В функциях предметно конкретизируются свойства права (обязательность, гарантированность, формальная определенность и др.), его содержание (нормы и принципы права) и формы (законы и подзаконные акты).
6. В функциях права отражается его общесоциальное и специально-юридическое назначение в жизни общества. Это особенно заметно проявляется при характеристике конкретных функций права, к классификации которых мы и переходим.
Одним из объективных критериев классификации функций служит та или иная сфера общественной жизни, которая подвергается правовому воздействию. По этому основанию все его функции можно разграничить на экономическую, политическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую, функцию социального контроля и установления компромиссов. Кратко рассмотрим содержание основных общесоциальных функций права.
Экономическая функция отражает активную роль права по отношению к экономической системе общества. Она проявляется, например, при издании и реализации ГК РФ, законов о банках, банкротстве, приватизации, конкуренции и т.п. Право обеспечивает таким образом свободу экономической деятельности.
Суть политической функции заключается в том, что право закрепляет и охраняет политическую систему общества, основные политические институты, регулирует деятельность различных участников политических отношений (политических партий, общественных объединений и т.п.). Так, гл. 1 Конституции РФ закрепляет основы конституционного строя и политической системы России, а Закон "Об общественных объединениях" - место указанных субъектов в политической системе и гражданском обществе в целом.
В социальной функции проявляется сама сущность права, поскольку право должно отражать идеи социальной справедливости и гуманизма. Государственные пенсии и социальные пособия, - говорится в ст. 39 Конституции РФ, - устанавливаются законом. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Экология природы (почвы, атмосферы и т.п.), человека, культуры и пр. в настоящее время - первостепенный объект правового регулирования. Поэтому экологическая функция стала одной из главных не только для права каждой страны (внутренней системы права), но и для международного права, всех правовых систем современности.
К числу основных в системе общесоциальных относится воспитательная функция права. Она связана с формированием законопослушного поведения граждан и должностных лиц, повышением уровня их правовой культуры и правовой активности в жизни общества.
Конкретное содержание демографической функции права в различных демографических ситуациях может быть диаметрально противоположно. В странах с огромной численностью населения и высокими темпами рождаемости (Китай и др.) осуществляются регулятивно-запретительные юридические меры, направленные на ограничение рождаемости; в странах, где по различным причинам снижается прирост населения (Россия и др.), право призвано существенно стимулировать позитивные сдвиги в неблагоприятной демографической ситуации (конечно, было бы наивно думать, что все эти вопросы можно решать с помощью правовых средств).
Функция социального контроля и установления компромиссов нацелена на разрешение юридических споров (трудовых, семейных и т.п.) и конфликтов (между гражданами, должностными лицами и т.п.). Осуществляется она судами и иными компетентными органами.
Наиболее ярко сущность, особая природа права, его место и роль в обществе проявляются в специально-юридических функциях - регулятивной и охранительной. Регулятивная функция рассчитана на правомерное поведение. Она осуществляется путем наделения субъектов правами и обязанностями, установления определенных юридических рамок их поведения. Так, в п. 1 ст. 886 ГК РФ записано: "По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности".
Правоохранительную функцию наглядней всего можно раскрыть через ее подфункции - превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную и др.
Превентивная подфункция права связана с предупреждением преступлений и иных правонарушений компетентными на то органами. Правовосстановительная подфункция направлена на отмену незаконных решений, фактическое и юридическое восстановление нарушенных прав граждан и организаций (например восстановление незаконно уволенного сотрудника на работе). Компенсационная подфункция выражается в том, что право должно быть нацелено на возмещение любого ущерба (материального и морального), который причинен противоправными (а порой и правомерными) действиями. Суть карательной подфункции заключается в применении к конкретным субъектам таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями личного (арест), организационного (понижение в должности), имущественного (штраф) и иного характера.
ВОПРОС 16