Ответственность за неуплату налога, сбора и пошлины.
Как известно, существует четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (то есть материальная).
Тут мы также видим сходство и различие этих платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.
С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.
Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика прежде всего так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий. Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации. Мы полагаем, таким образом, что неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.
Подводя итог работы, можно свести наши выводы в таблицу, кратко характеризующую указанные виды платежей (разумеется, все в таблицу свести невозможно):
Налог | Сбор | Пошлина | |
Целевое назначение | Указано | Не указано | Не указано |
Периодичность внесения | Да | Нет | Нет |
Индивидуальная возмездность | Нет | Да | Да |
Устанавливается уровнем власти | Федеральный, региональный, местный | Федеральный, региональный, местный | Только федеральный |
Классификация налогов и сборов РФ
Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.
Из данного определения вытекают два важных требования, предъявляемые к любой классификации. Во-первых, в основе разработки каждой налоговой классификации должен лежать конкретный классифицирующий признак, будь то способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект, предмет, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и т.п. Во-вторых, каждая классификация должна служить определенным практическим или научным целям (задачам), т.е. должна быть востребована теорией или практикой обложения. Группировка налогов, не отвечающая этим двум требованиям, не может иметь статус классификации.
Основные классификации налогов представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 – Классификация налогов в РФ
№ п/п | Классифицирующий признак | Виды налогов |
Принадлежность к уровню управления | • федеральные налоги и сборы • региональные налоги • местные налоги | |
Субъект обложения | • налоги с юридических лиц • налоги с физических лиц • налоги с юридических и физических лиц | |
Степень переложения | • прямые налоги • косвенные налоги | |
Характер отражения в Системе национальных счетов (СНС) | • налоги на производство и импорт • налоги на доходы и имущество | |
Предмет (объект) обложения | • налоги с имущества • налоги с доходов • налоги с потребления • налоги с использования ресурсов | |
Способ обложения | • налоги, уплачиваемые «по декларации» • налоги, уплачиваемые «у источника выплат» • налоги, уплачиваемые «по уведомлению» | |
Бухгалтерский источник уплаты | • налоги, уплачиваемые с выручки от реализации • налоги, относимые на себестоимость • налоги, относимые на финансовый результат • налоги, относимые на оплату труда • налоги, уплачиваемые с валовой прибыли | |
Назначение налогов | • налоги общего характера • налоги целевого характера |
1. Классификация налогов по принадлежности к уровнюуправления и власти подразделяет все налоги на федеральные, субъектов РФ и местные. Данная классификация — единственная из всех представленных ниже — имеет прямой законодательный статус: на ней основана вся логика построения и изложения НК РФ. Она имеет не только принципиальное нормативно-правовое, но и существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма.
Основу разграничения этих видов налогов и сборов составляет не уровень бюджета, в который они зачисляются, а то, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ разграничивают федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) акцизы;
3)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.
К региональным относятся налоги:
1) на имущество организаций;
2) на игорный бизнес;
3) транспортный.
Местными признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты; могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.
К местным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.
Наряду с рассмотренной выше совокупностью налогов и сборов НК РФ предусматривается применение специальных налоговых режимов.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Эти режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами о налогах и сборах.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система изменения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) патентная система налогообложения;
5) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать дополнительные федеральные налоги, определяется порядок их применения и введения в действие. Таковыми следует считать 4 дополнительных федеральных налога: единый сельскохозяйственный налог; единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему. Основанием для отнесения этих налогов к федеральным является логика построения НК РФ. Пятый специальный режим не вводит нового налога, а предусматривает только особый порядок налогообложения.
2. Классификация налогов по субъекту обложения включает налоги, взимаемые с юридических и физических лиц, и смешанные, т.е. и с юридических и с физических лиц. Ранее такая классификация была очень востребованной. Однако в последнее время ее теоретическая и практическая значимость постепенно снижается. Изначально эти группы налогов характеризовали также различные аспекты обложения предпринимательской деятельности, жизнедеятельности домохозяйств и универсального обложения этих видов деятельности. Такое достаточно емкое классифицирующее предназначение теперь представляется в значительной мере условным и размытым в связи с форсированным развитием малого предпринимательства не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому четко разграничить налоговые платежи по субъектам обложения сейчас не то чтобы сложно (коды бюджетной классификации позволяют сделать это), а скорее теряется однозначность отнесения самих налогов к той или иной группе.
3. Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные, известна как исторически наиболее универсальная, но вместе с тем и как наиболее теоретически спорная классификация.
Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения налогоплательщиком доходов и владения имуществом, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В группе прямых налогов выделяют реальные и подоходные.
3. Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные, известна как исторически наиболее универсальная, но вместе с тем и как наиболее теоретически спорная классификация.
Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения налогоплательщиком доходов и владения имуществом, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В группе прямых налогов выделяют реальные и подоходные.
Прямые реальные — это налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход от использования того или иного объекта обложения. Но получение такого дохода можно считать условным, поскольку в большинстве случаев он отсутствует. К таковым следует отнести налоги: на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Эти налоги отражают предполагаемую (мнимую) платежеспособность плательщиков.
Прямые подоходные — это налоги, которыми облагаются действительно полученные доходы (прибыль). Они отражают фактическую платежеспособность плательщиков. К ним относится налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций.
Косвенные налоги — это успешно перекладываемые налоги. Они взимаются в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаются в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую авансом или в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для существенного перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление (расходы).
В группе косвенных налогов обычно выделяют индивидуальные, универсальные, фискальные монополии и таможенные пошлины.
Косвенные индивидуальные — это налоги, которыми облагаются ограниченные группы и виды сырья и товаров. Таковыми являются акцизы, распространяющиеся на специфичные сырье и товары: спирт, табачную и алкогольную продукцию, автомобили, бензин, дизельное топливо, моторные масла.
Косвенные универсальные — налоги, которыми облагаются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) безотносительно к каким-либо их группам и видам (за исключением некоторого их числа). К таковым относится налог на добавленную стоимость (НДС), в других странах — налог с продаж.
Фискальные монополии — это исключительные права полной или частичной монополии государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров (работ, услуг). Спектр фискальных монополий, ранее достаточно широкий, в настоящее время неизбежно сужается. В нашей стране монополий по производству товаров сейчас не осталось, сохранилось только монопольное оказание определенных услуг, за которые взимается государственная пошлина.
Таможенные пошлины — это обязательные сборы, взимаемые таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию, транзите через нее или вывозе товаров с этой территории и являющиеся неотъемлемым условием их ввоза, транзита или вывоза.
Данная классификация наиболее удобна не только для международных сопоставлений, но и для внутреннего анализа структуры налоговых доходов консолидированного бюджета. Превалирование прямых налогов в этой структуре может свидетельствовать об уровне экономического развития страны, а положительная динамика увеличения с течением времени их доли — о благоприятных структурных сдвигах в экономике. В свою очередь преобладание косвенных налогов может свидетельствовать о доминировании в экономике потребления над сбережением (инвестициями), о диспропорции в распределении налогового бремени на различные слои населения (чрезмерной нагрузке на наименее обеспеченные слои). Увеличение с течением времени доли косвенных налогов говорит о неблагоприятных структурных сдвигах в экономике.
Следует заметить, что данная классификация, хотя и является востребованной теорией и практикой налогообложения, в том числе в национальном счетоводстве, отнюдь не бесспорна. Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам. Например, достаточно спорной будет дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Можно отнести их к прямым налогам, так как они сопряжены с фактом пользования государственной собственностью (природными ресурсами). Но такое отнесение будет крайне условным, поскольку эти налоги в полной мере перекладываются на потребителя, но не через надбавку к цене, а через саму цену товара. С той же долей условности их можно отнести и к косвенным налогам.
Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности. Не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь является разная ценовая эластичность различных товаров (работ, услуг). Товары, по которым возможно увеличение цен без уменьшения спроса на рынке, достаточно хорошо переносят бремя косвенных налогов на потребителя. В других случаях бремя этих налогов распределяется между производителем и потребителем, и тогда для производителя данный налог становится прямым. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определенных случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных. Действие ценовых механизмов, а следовательно, объективность реализации целевой фискальной направленности этих налогов (прямых — на производителей, косвенных — на потребителей) во многом определяются также характером рынка данных товаров (работ, услуг): монополией, олигополией, совершенной конкуренции. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, в наименьшей — на моно-полистическом рынке.
4. Классификация налогов по характеру отражения в Системе национальных счетов (СНС) выделяет две группы налогов: на производство и импорт, на доходы и имущество. Следует отметить, что классификация налогов, используемая в СНС, позволяет производить адекватные международные сопоставления, поскольку построение СНС, реализуемой в России, основано на методических положениях, разработанных и принятых в 1993 г. совместно ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом.
Налоги на производство и импорт взимаются с хозяйствующих субъектов в связи с производством и импортом товаров (услуг) или использованием факторов производства. Условно их можно назвать косвенными налогами на производство и импорт. В данной группе выделяются налоги на продукты и другие налоги на производство.
Налоги на продукты — это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. В частности, к ним относятся НДС, акцизы и таможенные пошлины.
Другие налоги на производство — это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешения на занятие какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. В частности, к ним относятся налоги: на имущество предприятий, транспортный и земельный (с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), водный, на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, лицензионные сборы.
Налоги на доходы и имущество в системе национального счетоводства трактуются как текущие безвозмездные трансферты. Условно их можно назвать прямыми налогами, уплачиваемыми юридическими и физическими лицами из своих доходов. В данной группе выделяются налоги: на доходы, текущие на капитал и прочие текущие.
Налоги на доходы уплачиваются в зависимости от величины полученного дохода (прибыли). В частности, к ним относятся: НДФЛ, на прибыль организаций, на игорный бизнес, на совокупный доход в связи с применением специальных режимов налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, патентную систему).
Текущие налоги на капитал уплачиваются в связи с обладанием капиталом (имуществом), не используемым в производственных целях. К ним относятся налоги: на имущество физических лиц; земельный, уплачиваемый физическими лицами; земельный и на имущество организаций, когда использование земли и имущества не связано с производственным процессом.
Прочие текущие налоги — это все остальные налоговые платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами и не связанные с производственной деятельностью. К ним относятся: транспортный налог, уплачиваемый физическими и юридическими лицами, когда использование транспорта не связано с производством; различные сборы и пошлины, уплата которых не связана с производственной деятельностью; НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для собственного потребления.
Данная классификация, имеющая ярко выраженный прикладной аспект, крайне сложна. Один и тот же налоговый платеж (налог) в зависимости от того, связана ли его уплата с производственной деятельностью или не связана, может входить в состав различных групп.
5. Классификация налогов по предмету (объекту) обложения, где различают налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные), с использования ресурсов (ресурсно-рентные). Данная классификация важна для теоретического анализа пропорций и уровня налоговой нагрузки на основные объекты обложения.
Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту таких налогов: их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.
Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц при получении ими дохода и в полной мере определяемые платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный и в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также патентную систему.
Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные. Характеристика их была представлена выше.
Налоги с использования ресурсов (ресурсно-рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.
6. Классификация налогов по способу обложения разграничивает налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Данная классификация важна в прикладном аспекте для технической организации налогового процесса.
Налоги, уплачиваемые «по декларации», — это налоги, предусматриваю-щие обязанность налогоплательщика самостоятельно рассчитать налоговый оклад посредством его объявления (декларирования). Такой способ определения налогового оклада заложен в подавляющем большинстве налогов (в частности, в налоге на прибыль организаций, НДС, на имущество организаций и др.).
Налоги, уплачиваемые «у источника», — это налоги, предусматривающие институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате до-хода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты. Институт налоговых агентов применяется для того, чтобы упростить процедуру уплаты таких налогов и исключит» возможность уклонения налогоплательщика от их уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций.
Налоги, уплачиваемые «по уведомлению», — это налоги, предусматривающие обязанность налоговых органов по исчислению налогового оклада и уведомлению налогоплательщиков на основе составленного государственными органами полного реестра (кадастра) объектов налогообложения. Такой способ закладывается чаще всего в итогах с немобильными объектами обложения. Налог исчисляйся исходя из сопоставлений внешних признаков объектов налогообложения, например предполагаемой средней доходности Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном, где налогоплательщиком является физическое лицо.
7. Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников могут выступать: выручка от реализации; себестоимость продукции; финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли; оплата труда и предпринимательский доход; валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия. Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляющими этой деятельности, данная классификация не применима. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.
К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.
Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции, являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
К налогам, относимым на финансовый результат деятельности, относятся налог на имущество организаций и на игорный бизнес.
К налогам, относимым на оплату труда и предпринимательский доход, относятся: НДФЛ (для адвокатов, индивидуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.
Налогом, уплачиваемым с валовой налогооблагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.
Иногда в качестве отдельного источника уплаты налогов выделяют также чистую прибыль, из которой уплачиваются платежи штрафного характера, например за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.
8. Классификация налогов по назначению выделяет абстрактные (немаркированные) и целевые (маркированные) налоги.
Абстрактные (немаркированные) — это налоги, средства от поступления которых аккумулируются в бюджете определенного уровня управления, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета. Поступления от немаркированных налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов.
Целевые (маркированные) — это налоги, имеющие заранее определенное целевое назначение и строго закрепленные за определенными видами расходов. За счет маркированных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером такого налога служат социальные платежи, которые поступают в бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования.