Что такое общество. Общество как система.

Что такое общество. Общество как система.

Учебник «Обществознание», 10 класс

3 балла. Выписать и выучить понятия

Общество (в трех смыслах) 7

Деятельность - любая активность человека или организации, которая имеет смысл

Общественные отношения 10

Культура 11

Вторая природа 11

Материальная культура 13

Духовная культура 13

Культурные универсалии 14

Социальные институты 22

Общественные потребности 22

4 балла. Выписать и выучить понятия. Ответить на вопрос.

Дополните перечень культурных универсалий, перечисленных в учебнике (с.14).

5 баллов. Выписать и выучить понятия. Ответить на вопрос выполнить задание.

Предложите принципы объективного изучения общества. Работу представьте в форме презентации.

ТЕМА 2

Природа человека. Человек как духовное существо

Учебник «Обществознание», 10 класс

3 балла. Выписать и выучить понятия

Антропогенез 28

Рамапитек 28

Австралопитек 28

Homo habilis 29

Homo erectus 29

Homo sapiens 29

Биологическое направление в человеке 31

Психическое направление в человеке 31

Социальное направление в человеке 31

Космическое направление в человеке 32

Духовный мир 35

Бездуховность 36

Высшие человеческие ценности (перечислить) 36

Ценностные ориентации 36

Мораль 37

Категорический императив 37

Идеал 38

Ценности 38

Совесть 39

Патриотизм 39

Гражданственность 39

Мировоззрение 41

4 балла. Выписать и выучить понятия. Выполнить задание

Прочитайте документ «Из творческого наследия русского философа С.Н. Булгакова», с.44. В чем состоит, по мнению философа, нравственная жизнь человека? Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?

5 баллов. Выписать и выучить понятия. Ответить на вопрос выполнить

задание.

Представьте в форме презентации следующее высказывание выдающегося русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

ТЕМА 3

Учебник «Обществознание», 10 класс

Сущность человеческой деятельности

3 балла. Выписать и выучить понятия

Деятельность 46

Потребность 47

Естественные потребности 47

Социальные потребности 47

Идеальные потребности 47

Цель 48

Мотив 48

Практическая деятельность 50

Духовная деятельность 50

Учение 51

Труд 51

Общение 51

Сознание 51

4 балла. Выписать и выучить понятия. Выполнить задание.

Упражнение «Берите управление на себя»

Выпишите на листке в столбик 5 самых приятных событий в жизни; после каждого пункта отметьте, благодаря кому или чему произошло это событие.

Выпишите 5 неприятных событий из вашей жизни; после каждого отметьте, из-за кого или из-за чего это случилось.

Затем подсчитайте: общее число событий – 10; события, которые произошли «благодаря мне», - №. Найдите отношение: (№:10)*100% .

Полученный результат выражает степень зависимости вашей жизни от ваших желаний, от вас самих. Сделайте вывод.

5 баллов. Выписать и выучить понятия. Выполнить задание.

Дайте анализ собственной учебной деятельности, заполнив таблицу.

Цель Используемые средства Выполняемые действия
     

ТЕМА 4

Познание и знание

ТЕМА 5

Человек в системе социальных связей

Учебник «Обществознание», 10 класс

3 балла. Выписать и выучить понятия

Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа

Личность 69

Нравы 70

Обычай 70

Социализация 71

Самосознание 71

Самореализация 72

Свобода - это возможность совершать любые действия, не запрещённые законом

Ответственность 74

Социальная ответственность 74

4 балла. Выписать и выучить понятия. Заполнить таблицу

Биологическое в человеке Социальное в человеке

5 баллов. Выписать и выучить понятия. Ответить на вопрос выполнить

задание.

Каково на Ваш взгляд соотношение биологического и социального в человеке? Свою позицию обоснуйте. Расскажите про уникальных людей, у которых социальная составляющая выражена наиболее ярко.

ТЕМА 6

Учебник «Обществознание», 10 класс

Культура и духовная жизнь общества

3 балла. Выписать и выучить понятия

Духовная жизнь 78

Духовно-теоритическая деятельность 79

Духовно-практическая деятельность 79

Духовный мир личности (составляющие) 79

Культура 80

Народная культура 85

Массовая культура 85

СМИ 86

Элитарная культура 87

Элита 87

4 балла. Выписать и выучить понятия. Выполнить задание

Форма Особенности Примеры
Народная    
Массовая    
Элитарная    

5 баллов. Выписать и выучить понятия. Ответить на вопрос

Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен В. Высоцкого. Раскройте секрет творческого успеха Высоцкого именно в годы «застоя»? Опишите «магнитофонную революцию» как уникальное явление в СССР Что в творчестве Высоцкого импонировало советскому человеку? Какие темы в творчестве барда вы цените больше всего? Почему? В. Высоцкий

ТЕМА 7

Наука. Образование

ТЕМА 8

Мораль. Религия

ТЕМА 9

Искусство и духовная жизнь

ТЕМА 10

ТЕМА 11

ТЕМА 12

ТЕМА 13

Фирмы в экономике

3 балла. Выписать и выучить понятия

Фирма 43

Факторы производства 43

Труд 44

Земля 44

Капитал 44

Предпринимательские способности 44

Заработная плата 44

Прибыль 45

Рента 45

Капитал 45

Физический капитал 45

Финансовый капитал 45

Инвестиции 45

Ссудный капитал 45

Процент 45

Издержки производства 46

Экономические издержки 46

Внутренние издержки 47

Внешние издержки 47

Экономическая прибыль 47

Бухгалтерская прибыль 48

Постоянные издержки 49

Переменные издержки 49

Эффективность 50

Рентабельность 50

Прямой налог 51

Косвенный налог (НДС ) 51

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства.

4 балла. Выписать и выучить понятия. Выполнить задание

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Фирма в эко­но­ми­ке». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

5 баллов. Выписать и выучить понятия. Выполнить задание.

Фермер получил кредит в банке под определённый процент годовых. Через год фермер в счёт погашения кредита вернул в банк 3/4 от всей суммы, которую он был должен банку к этому времени, а ещё через год счёт полного погашения кредита он внёс в банк сумму, на 21% превышающую величину полученного кредита. Каков процент годовых по кредиту в данном банке?

ТЕМА 14

ТЕМА 15

Слагаемые успеха в бизнесе

ТЕМА 16

Экономика и государство

Налоги - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства

Прямые налоги - налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемы).

Косвенные налоги- налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене (акциз, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, экологический налог).

Дефицит бюджета 86

Государственный долг 87

Внешний государственный долг 87

Внутренний государственный долг 87

4 балла. Выписать и выучить понятия. Выполнить задания:
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «бюджетно- финансовая политика». Укажите его.
Косвенные налоги, бюджет, бюджетный дефицит, учетная ставка, субсидии.
2. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры налогов Виды налогов
А) подоходный 1) прямые налоги
Б) с продаж 2) косвенные налоги
В) на добавленную стоимость
Г) на наследство
Д) на имущество
   
           


3. Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и их конкретным выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Конкретное выражение статей бюджета Виды статей госбюджета
А) акцизные сборы 1) статьи расходов
Б) обслуживание госдолга 2) статьи доходов
В) проценты по государственным облигациям
Г) личный подоходный налог
Д) выплата жалования госслужащим
         
           


4. Найдите в приведенном ниже списке понятия, отражающие инструменты кредитно – денежной политики государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение налогов

2) изменение ставки обязательного резервирования

3) девальвация валютного курса

4) операции на открытом рынке

5)изменение учетной ставки

5 баллов. Выписать и выучить понятия.

Выполнить задание.

Прочитайте документ на стр.89 учебника. Подготовьте ответы на вопросы сс.89-90

ТЕМА 17

Финансы в экономике

ТЕМА 18

Занятость и безработица

ТЕМА 19

Мировая экономика

ТЕМА 20

ТЕМА 21

ТЕМА 22

Без учебника

Социальный статус личности

3 балла. Выписать и выучить понятия

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Личный статус – положение человека которое он занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

Социальный статус – социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества

Престиж – оценка общества социальной значимости того или иного статуса, закрепленное в культуре и общественном мнении

Авторитет – степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека

Карьера - успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице

Карьеризм - погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах

4 балла. Выписать и выучить понятия. Ответить на вопрос

Социальный статус подразделяют на:

Предписанный (прирожденный, наследуемый) - статус, который занимает индивид без личных усилий, без учета личностных качеств, без конкурентной борьбы.

Достигаемый (приобретенный) - статус, который достигает человек, прилагая усилия, с учетом способностей, при конкурентной борьбе.

Соотнесите данные с тем или иным статусом. Умейте доказать свою позицию

Образование квалификация

Национальность статус пенсионера

Профессия абитуриент становится студентом

Место рождения сын богатого человека наследует его

Статус чемпиона богатство

Возраст человек делает карьеру

5 баллов. Выписать и выучить понятия. Поясните смысл высказывания, Как оно соотносится с изучаемой темой?

«Унизительных положений нет, если сам не унизишься» М.М. Пришвин русский писатель

«Прожить жизнь надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»

С. Островский, советский писатель

ТЕМА 23

Социальные взаимодействия

3 балла. Выписать и выучить понятия

Социальная связь 163

Социальный контакт 163

Интеракция 163

Социальное взаимодействие 163

Социальные отношения 163

Сотрудничество 164

Соперничество 164

Социальный конфликт 164

Социальные аспекты труда 166

Трудовые отношения Трудовая среда 168

Средства труда 168

Предметы труда 168

Средства производства 168

Культура трудовых отношений 168

Культура труда личности 169

Профессионализм 169

Квалифицированный труд 169

Трудовая дисциплина 169

Технологическая дисциплина 169

Договорная дисциплина 169

4 балла. Выписать и выучить понятия. Ответить на вопрос

Не­ред­ки ссоры и кон­флик­ты между дру­зья­ми, свя­зан­ны­ми узами мно­го­лет­ней друж­бы. Уче­ные-со­цио­ло­ги опро­си­ли две груп­пы людей (20–25-ти лет и 40–50-ти лет), задав им общий во­прос: «Как вы обыч­но по­сту­па­е­те, если у вас с вашим дру­гом, близ­ким че­ло­ве­ком про­изо­шла ссора?»

Ре­зуль­та­ты опро­са были обоб­ще­ны и со­став­ле­на диа­грам­ма «От­но­ше­ние к кон­флик­там и ссо­рам с дру­зья­ми» ( %).

Что такое общество. Общество как система. - student2.ru

Ука­жи­те два ос­нов­ных раз­ли­чия в по­зи­ци­ях ре­спон­ден­тов в оцен­ке кон­флик­тов с дру­зья­ми. При­ве­ди­те не менее двух объ­яс­не­ний дан­ных раз­ли­чий.

5 баллов. Выписать и выучить понятия. Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния.

В чём, по мне­нию ав­то­ров, про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер уча­стия под­рост­ков в тру­до­вой де­я­тель­но­сти (ука­жи­те по­зи­тив­ные и не­га­тив­ные по­след­ствия)?

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния

Уча­стие в труде 14—15-лет­них под­рост­ков яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том сни­же­ния уров­ня жизни на­се­ле­ния. Чем ниже се­мей­ный доход, тем в боль­шей сте­пе­ни семья за­ин­те­ре­со­ва­на в тру­до­вой де­я­тель­но­сти под­рост­ка. Имен­но семья в дан­ном слу­чае может сти­му­ли­ро­вать пре­кра­ще­ние об­ра­зо­ва­ния и выход на рынок труда не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го ра­бот­ни­ка. Тру­до­вые пер­спек­ти­вы мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в дан­ном слу­чае не­бла­го­при­ят­ны: су­ще­ству­ет ре­аль­ная опас­ность на­все­гда за­кре­пить­ся в сфере не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, как пра­ви­ло, фи­зи­че­ско­го труда, что чре­ва­то люм­пе­ни­за­ци­ей ра­бот­ни­ка, пе­ре­хо­дом его в мар­ги­наль­ные слои об­ще­ства. Эпи­зо­ди­че­ское уча­стие 14—15-лет­них под­рост­ков в тру­до­вой де­я­тель­но­сти, не со­про­вож­да­ю­ще­е­ся пре­кра­ще­ни­ем по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния (на­при­мер, в пе­ри­од лет­них школь­ных ка­ни­кул), может оце­ни­вать­ся как по­ло­жи­тель­ное яв­ле­ние, от­ве­ча­ю­щее ин­те­ре­сам под­рост­ка и об­ще­ства. В дан­ном слу­чае речь идёт о на­чаль­ных эта­пах адап­та­ции к тру­до­вой де­я­тель­но­сти, о вы­ра­бот­ке сте­рео­ти­па тру­до­во­го по­ве­де­ния в ры­ноч­ной среде.

Осо­знан­ное фор­ми­ро­ва­ние ма­те­ри­аль­ных сти­му­лов к труду от­ме­ча­ет­ся у 16—17-лет­них мо­ло­дых людей. Это свя­за­но с рас­ши­ре­ни­ем объёма их ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей, а также про­дол­жа­ю­щим­ся про­цес­сом со­ци­а­ли­за­ции. В этом же воз­расте про­ис­хо­дит ак­тив­ный поиск и выбор вида бу­ду­щей про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти. Про­цесс по­лу­че­ния про­фес­си­о­наль­ных зна­ний, уме­ний и на­вы­ков наи­бо­лее ин­тен­сив­но про­те­ка­ет в груп­пе 18—20-лет­них. Кон­крет­ные сроки про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ния могут, без­услов­но, ва­рьи­ро­вать­ся в за­ви­си­мо­сти от спе­ци­фи­ки жиз­нен­ных усло­вий мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, вы­бо­ра им вида и формы по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния. По­это­му по ряду по­ве­ден­че­ских ха­рак­те­ри­стик эта груп­па при­мы­ка­ет к груп­пе 21—24-лет­них. В этих рам­ках боль­шин­ство молодёжи за­кан­чи­ва­ет про­фес­си­о­наль­ное обу­че­ние и стре­мит­ся уже не к эпи­зо­ди­че­ской, а к по­сто­ян­ной за­ня­то­сти.

Среди ха­рак­те­ри­стик тру­до­вой де­я­тель­но­сти на пер­вый план вы­дви­га­ют­ся га­ран­тии за­ня­то­сти, воз­мож­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия и долж­ност­но­го роста. По­это­му мо­ло­дые люди стре­мят­ся и к по­лу­че­нию до­пол­ни­тель­ных уме­ний и на­вы­ков. Имен­но в воз­расте 21—24 лет боль­шин­ство мо­ло­дых людей ис­пы­ты­ва­ют так на­зы­ва­е­мый «шок от ре­аль­но­сти», свя­зан­ный с тем, что их иде­аль­ные пред­став­ле­ния о бу­ду­щей тру­до­вой де­я­тель­но­сти всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с ре­аль­ной об­ста­нов­кой на ра­бо­чем месте. На этот же воз­раст при­хо­дит­ся и пе­ри­од на­чаль­но­го этапа ка­рье­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся вхож­де­ни­ем в ор­га­ни­за­цию, на­хож­де­ни­ем сво­е­го места в ней.

(Г. Г. Ру­ден­ко, А. Р. Са­ве­лов)

ТЕМА 24

Без учебника

ТЕМА 25

ТЕМА 26

Семья как социальная группа

ТЕМА 27

ТЕМА 28

Политика и власть

Политические отношения 224

Власть 225

Власть экономическая 225

Социальная власть 225

Принудительная власть 226

Политическая власть226

4 балла. Выписать и выучить понятия, выполнить задание и уметь объяснять ответ

Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четв XX в.:

Наш паровоз, вперед лети!

В Коммуне – остановка.

Иного нет у нас пути-

В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

5баллов. Выписать и выучить понятия, выполнить задание, ответить на вопрос:

Вам знакомо высказывание типа: «Какая грязь эта политика. И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика». М.б. политика вовсе не нужна обществу? Согласны ли вы с этим мнением. Почему? Подумайте, для чего существует политика?

ТЕМА 29

Политическая система

ТЕМА 30

ТЕМА 32

ТЕМА 33

Общеобязательность.

Право является единственной системой общеобязательных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства.

Формальная определенность.

Этот признак указывает на то, что, во-первых, правовые нормы это не мысли, а представляют собой реальность, воплощенную в правовых актах; во-вторых, способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей; в-третьих, только государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах (законах, указах), которые являются единственным источником юридических норм.

3. Обеспеченность исполнения принуждением и силой государства. Если предписания не выполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их воплощения. Например, нарушение запретов уголовного права влечет применение уголовной ответственности к преступнику.

Многократность применения.

Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное число случаев. Например, положения Конституции США 1787 г. до сих пор успешно регулируют правовые отношения в развитой индустриальной стране.

ТЕМА 34

ТЕМА 35

Экологическое право

ТЕМА 36

Гражданское право

ТЕМА 37

Семейное право

ТЕМА 38

Трудовой контракт.

Полное наименование работодателя: хозяйство попа.

В лице Попа (именуемого в дальнейшем «работодатель»), с одной стороны, и Балда (именуемый в дальнейшем «работник») с другой стороны. Заключили настоящий трудовой договор (контракт).

1. Предмет трудового договора (контракта)

1.1 По настоящему трудовому договору (контракту) работник обязуется выполнять обязанности по профессии (должности): «на все руки без скуки» в хозяйстве Попа, с подчинением трудовому распорядку организации, а работодатель обязуется обеспечить работнику необходимые условия работы, своевременную выплату заработной платы, необходимые социально-бытовые условия в соответствии с действующим законодательством, локальными нормативными актами, коллективным договором и настоящим трудовым договором (контрактом).

2.Общие положения.

2.1 трудовой договор (контракт) заключается:

2.1.1 на неопределенный срок

2.1.2__________________________________

Указывается конкретная работа

2.1.3 Срок действия договора с __________по_________

2.1.4 Трудовой договор (контракт) является договором (контрактом)

По __________________________________________________________

Основной работе, совместительству

2.1.5 Работнику устанавливается испытательный срок продолжительностью один год.

3. Права и обязанности сторон.

3.1 Права Работника: вставать в 6 утра, чистить конюшню, поить лошадей, доить коров, пасти скот, выполнять работу по дому.

3.2 Обязанности работника: беспрекословно подчиняться.

4. Режим работы, время отдыха и социально-бытовые условия.

4.1 Режим работы 14 часов в день.

5. Оплата труда.

5.1 За выполнение обязанностей предусмотренных настоящим договором (контрактом), Работнику устанавливается:

5.1.1 Оклад, надбавки к заработной плате и прочее денежные выплаты. Бесплатное питание и штаны с рубахой один раз в год.

6. Ответственность сторон.

6.1 работник несет ответственность в соответствии с законодательством:

6.1.1 За невыполнение или нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором (контрактом).

6.1.2 За ущерб, причиненный Работодателю виновным действиями (бездействием) Работника.

6.1.3 За разглашение сведений, составляющую служебную или коммерческую тайну организации, указанных в приложении к настоящему трудовому договору (контракту.)

Работодатель Работник
Почтовый индекс 1234567 Почтовый индекс 1234567
Юридический адрес: г. Неизвестный. Ул. Поповская, д. самый первый на деревне Адрес по прописке (без регистрации)
Реквизиты организации (работодателя): хозяйство Попа Справка от Попа, что он Балда
Должность: Поп толоконный лоб Должность: «на все руки от скуки»
Фамилия, инициалы: Поп толоконный лоб Фамилия, инициалы: Балда
Подпись: Подпись:

ТЕМА 39

Что такое общество. Общество как система.

Наши рекомендации