Земля как ресурс производства

Земля выступает в качестве ресурса производства точно так же как труд и капитал. К земле относятся все те факторы человеческого производства на которые не был затрачен человеческий труд. Таким образом имеющуюся в распоряжении человечества землю можно считать безвозмездным даром природы.

Термин земля является максимально расширенным и включает в себя многие источники полезности. Под понятием земли как фактора производства принимаются все воспроизводимые и невоспроизводимые природные ресурсы.

К нему относятся:

- плодородные почвы для ведения сельского хозяйства

- леса

- мировой океан ( реки, моря, океаны, озера, подводные источники)

- все полезные ископаемые находящиеся в земной коре

- атмосферные, космические и климатические процессы

- территория пригодная для размещения экономических элементов

Главным отличием земли от труда и капитала является ограниченность земельной площади, так как площадь географических участков постоянна и не меняет своих характеристик, на нее не влияет спрос и предложение, так как ее невозможно воспроизводить.

Таким образом, владение земельным участком можно рассматривать как непосредственное владение частью планеты.

Фактору производства земля присущ закон убывающей отдачи: чем больше ты вкладываешь капитала и труда в землю, тем меньше с каждым разом ты получаешь количество производимого продукта.

На данном графике проиллюстрирована зависимость количества продукта от количества труда:

Земля как ресурс производства - student2.ru

Рис 1.

Необходимо также отметить, что закон убывающей отдачи работает при выполнении некоторых условий:

- закон начинает работать только после запредельного вложения

- необходимо понимать во что конкретно делаются вложения, например если вложения идут на усовершенствование техники используемой на производстве сельскохозяйственного продукта то закон убывающей отдачи не будет работать

- данный закон характерен только для земель сельскохозяйственного назначения.

Рыночная стоимость в земельном факторе

Так как землю нельзя воспроизводить, она не имеет себестоимости, которая в свою очередь играет важную роль в формировании рыночной стоимости. Цена на земельные участки формируется в зависимости от пользы приносимой землей, а не в соотвествии количеству вложенных в нее труда и капитала. По этой причине фактор земля рассматривается не как природный, а как социально экономический элемент.

Цена на землю определяется с помощью нескольких методик. Показатели относительного плодородия земли обеспечивают дифференциальный доход величина которого зависит не только от уровня плодородия, но и от вложений капитала и труда для усовершенствования земли. Однако, продавая земельный участок, землевладелец продает не почву, а право на получение с нее пассивного дохода. Поэтому он рассчитывает получить такую сумму, которая будет давать ему банковский процент равный ренте.

Земля как ресурс производства - student2.ru

Рис 2.

Разные теории и экономические школы смотрят на оценку земли по разному. Неоклассическая теория считает цену земли точно так же как и на другие факторы производства, по стоимости конечного продукта для изготовления которого понадобились те или иные ресурсы.

Неоклассики обосновывают идею о следственном характере земли, считая что цена зерна высока потому, что высока цена на землю.


РАЗДЕЛ 2
Определение земельной ренты и её виды

Определение земельной ренты

Земельной рентой считается доход полученный собственником земли от землепользователя за право ее использования.

Основными видами земельной ренты являются дифференциальная и абсолютная рента.

Виды земельной ренты

Дифференциальная рента

Все земли расположенные на нашей планете очень сильно отличаются между собой по качеству, расположению, плодородности почвы и прочим признакам. Поэтому землевладельцы получают дополнительную прибыль имея в своем распоряжении земельные участки с лучшим качеством земли. Это обусловлено тем, что количество земли строго ограниченно, и при нынешних темпах участков с высокими и средними показателями качества банально не хватает. Поэтому когда речь идет о сравнении земельных участков, сравниваются все варианты начиная с самого худшего.

Вернемся к дифференциальной ренте. Допустим что мы являемся землевладельцем, имеющим три земельных участка разного качества: низкого, среднего и высокого. При одинаковом капиталовложении, ввиду различия в качестве, мы получим разное количество продукта. Это дополнительное количество продукта собранное за счет более высокого качества называется дифференциальной рентой.

Дифференциальная рента является наиболее распространенной формой земельной ренты.

Для более четкого понимания обратимся к графику:

Земля как ресурс производства - student2.ru

Рис 3.

На лучшем участке (а) будет получена дифференциальная рента; на среднем участке (б) производственные издержки будут лишь компенсированы, не извлекая дохода; на худшем участке (в) образуется убыток.

Таким образом, дифференциальная рента это дополнительный доход полученный с земельного участка, обусловленный различием в качестве земель.

В зависимости от обстоятельств, при которых возникает этот дополнительный доход дифференциальная рента делится на два вида:

- дифференциальная рента I

- дифференциальная рента II

Дифференциальная рента I

Дифференциальная рента I это доход получаемый за счет различия в естественном плодородии земель и в их местоположении. Таким образом этот вид ренты относиться к экстенсивному способу ведения хозяйства и является непосредственным доходом собственника земли.

Дифференциальная рента II это дополнительный доход получаемый за счет увеличения производительности труда с помощью вложений средств в земельный участок.

Дифференциальная рента II является постоянным вопросом дискуссий между землевладельцем и землепользователем так как если рассуждать справедливо, этот доход должен получать именно землепользователь, ведь именно он вкладывал свои средства в увеличение качества земли. Но на деле все обстоит совсем не так, землепользователь после окончания договора уходит, оставляя участок с повышенными качественными характеристиками землевладельцу, который получает с него дополнительную прибыль. Именно поэтому арендаторы всегда стремятся заключить максимально длительный договор, в то время как землевладельцы заинтересованы в обратном.

Особенности получения дифференциальной ренты I и II предоставленны в таблице:

Земля как ресурс производства - student2.ru

Рис 4.

Абсолютная рента.

Абсолютную ренту получают ввиду монополии частной собственности на землю. Землевладелец зная что земля очень ограниченна, а желающих ее использовать людей много, заставит любого кому она нужна платить стабильную плату.

Образование этой ренты связанно с тем, что в сельском хозяйстве доля капитала идущего на заработную плату рабочим значительно выше чем в промышленности. Поэтому прибавочная стоимость в сельском хозяйстве выше чем средняя прибыль, и стоимость продуктов выше, чем их капиталистическая цена при производстве.

Равномерному распределению прибавочной стоимости в сельском хозяйстве мешает земельная собственность, которая и сама претендует на часть этой прибавочной стоимости. Земельная собственность повышает цены на сельскохозяйственные продукты на количество равное абсолютной ренте.

Таким образом, можно сказать, что абсолютная рента это своеобразная дань общества землевладельцам.

Возникновение абсолютной земельной ренты по К. Марксу связанно с фактом более низкого органического состава в сельском хозяйстве в сравнении с промышленностью. Ведь в отличии от производства, в сельском хозяйстве происходит упор на труд рабочего а не на капитал. Именно прибавочный труд рабочего является основой образования абсолютной ренты. Поэтому абсолютная рента уплачивается со всех земель: низкого, среднего, и высокого качества.

Однако стоит заметить, что ввиду прогресса сейчас происходит сближение органического капитала в производстве и в сельском хозяйстве.

Итак, абсолютная земельная рента это доход получаемый землевладельцем не зависящий от качества земли и выплачивающийся как вознаграждение за наличие земельной собственности.


2.2.3. Монопольная рента

Категория монопольной ренты выделяется всеми экономическими школами. Она основывается на том что продукт редкого качество можно продавать по монопольной цене. Уникальные свойства данного продукта создает им особое положение на рынке и позволяет продавать их по желаемой цене.

Высокая цена на редкие продукты не зависит от цены на их производство, она определяется возможностью покупателя платить за них высокую цену.

Таким образом, монопольная рента является не только избытком над общественной ценой производства, но и избытком над всеми сельскохозяйственными товарами.

В силу того, что не на всех земельных участках имеются определенные специфические условия, например для выращивания особого вида винограда или пшеницы имеющих большой спрос, землевладелец требует повышения цены на пользование этой землей. Этот дополнительный доход и называется монопольной рентой.

Итак, источником монопольной ренты является прибавочная стоимость, которая создается наемным трудом и присваивается собственником земли в результате ее перераспределения.

Лесная и строительная рента

Земельную ренту в лесопользовании правомерно называть лесной рентой.

Рента – остаточная стоимость. Она определяется разницей между товарной стоимостью ресурса, рассчитанной в ценах внутреннего рынка на получаемые из него первичные продукты, и затратами на заготовку и транспортировку этих продуктов, включая предпринимательскую прибыль. Поэтому чем богаче страна, чем развитее ее транспортная сеть, чем короче расстояния транспортировки, чем эффективнее заготовка и переработка древесины, тем выше рента.

Лесная рента сильно зависит от технологической сбалансированности и эффективности лесопромышленных производств, перерабатывающих древесное сырье разной потребительной ценности. Именно эффективность переработки порождает высокую ренту, а не наоборот. Эксплуатация лесных ресурсов дает максимально возможный рентный доход. При этом выход качественных сортиментов при лесозаготовке не должен быть меньше 50%. Это главное условие нормальной рентабельности лесозаготовки и высокой лесной ренты.

Лесная рента принадлежит собственнику леса. Если собственник – государство, то рента полностью или частично изымается в общую казну (бюджет) с помощью лесного налога.

Любые платежи за лесопользование есть рентный налог. Рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Рентный налог устанавливается меньше ренты или не берется совсем в случаях: когда на арендатора возлагаются расходы по восстановлению и воспроизводству лесных ресурсов; или помимо воспроизводства лесных ресурсов арендатору доверяется инвестировать рентный доход как общественный ресурс в развитие лесопромышленного производства.

Рентный налог устанавливается равным ренте, если: воспроизводство лесных ресурсов осуществляется государственными органами управления лесами за счет бюджетных средств; или часть лесной ренты, превышающая расходы на ведение лесного хозяйства, используется на социальные и иные общегосударственные цели. Лесной налог превышает ренту, когда он устанавливается без обоснований и расчетов.

Превышение лесного налога над рентой может иметь только негативные последствия: снижение рентабельности лесозаготовок и заработной платы рабочих.

Строительная рента регулирует земли предназначенные для строительных целей. Для нее характерны следующие особенности:

- фактор местоположения является очень важным

- полная пассивность собственника

- монопольная цена

Строительную ренту повышает не только рост населения, но и количество капитала, вложенное в землю.

РАЗДЕЛ 3

Проблема земельного налога


3.1. История возникновения земельного налога в России

Земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации, он является одним из двух местных налогов и полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований. Однако в настоящее время данный налог занимает небольшую долю в налоговых доходах местных бюджетов около 12 %.Неиспользованный доходный потенциал и нерешенность многих проблем, связанных с налогообложением земли во многом обусловлены исторически.

Родовые общины, первые государственные образования Древней Руси, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и повинностей. Феодальные отношения были еще слабыми. Князь облагал свободное и полусвободное население данью или оброком, в который входила плата за предоставление частному лицу права пользоваться землей, различными угодьями.

С развитием сельского хозяйства, дающего значительную часть богатств, все большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Именно земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством на Руси, как и в других странах. В руки князя переходили лучшие пахотные земли. А свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно попадали от него в зависимость. Их привлекали к различным работам в хозяйстве князя. Так возникала их поземельная зависимость от господина.

Поземельный налог, по общему правилу для всех налогов, должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по её количеству.

С XIII в. до середины XVII в. единицей обложения земли в России была соха. В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось. Под сохой могли понимать либо количество труда, либо размер обрабатываемой земли, либо самостоятельные хозяйственные единицы. В городском обложении соха была финансовой единицей, выражавшей величину капитала.

Особенностью этой окладной единицы является уравнительный принцип. Первоначально земля облагалась по её количеству, затем этот принцип изменяют: земли разделяют по их плодородию. Различалась соха доброй и соха худой земли. Владельцами земли были лица, пользовавшиеся различным положением в стране. Привилегиями при взимании податей пользовались монастыри.

Недостатки посошного обложения определялись нечеткостью в распределении категорий налогоплательщиков, субъективизмом в оценке доходности земельных участков, возможностью значительных злоупотреблений при составлении писцовых книг. Система посошного обложения не учитывала текущих изменений в количестве плательщиков податей и объектов обложения.

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития. Налоговая система усложняется, однако налоговые нормы отсутствуют. Правительство использует большое разнообразие единиц обложения.

К началу XVIII века в России сформировалась громоздкая и дорогостоящая налоговая система, четкого выделения земельного налога не существовало.

Фактически не учитывалась доходность земли. Одной их особенностей земельного налогообложения в этот период явилось сочетание комбинаций поземельного принципа с поимущественным.

С 1843 по 1856 гг. правительством проводятся кадастровые мероприятия. Их целью было определение доходности казенных селений от земель, промыслов, лесов и др. Прежде всего, определялись площади земель, местных различий почв по названию, качеству, возделываемым культурам и среднему урожаю с каждого рода почвы. Составлялась таблица средней урожайности зерна в определенном районе. Затем составляли сводную таблицу для губернии, и определялся валовой доход, из которого исключались издержки производства и получали чистый доход с десятины по каждому качеству почв и определялся оклад оброчной подати.

В 1851 году Николаем I был принят Устав о земских повинностях. Среди сборов, подлежащих обложению, оказалась и земля. Сбор с земель был определен заранее и брался с десятины без учета её доходности. Налоги с земель давали около 70 % поступлений по земским сборам

С отменой крепостного права и началом земельной реформы − правительство Александра II пытается решить крестьянский и земельный вопросы, в связи с этим на новый уровень поднимается земельное законодательство.

Манифест и Положение 19 февраля 1861 г. декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. Крестьяне уплачивали казне рассроченные на 49 лет выкупные платежи

Издан ряд Указов императора о прямых податях и поземельных сборах и многочисленные разъяснения к ним. В период с 1865 по 1879 гг. было принято более 300 различных документов о порядке взимания государственных и земских повинностей. Важным по значению также был налог – оброк.

Величина оброка устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. Поземельные налоги представляют собой группу прямых налогов, объектом обложения которыми являются участки земли или доходы от владения или использования земли.

Законом от 12 июня 1886 года оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные доходы. Так по росписи на 1910 год было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн. руб.

В ходе проводившихся либеральных реформ 60-х гг. XIX в. происходит становление и четкое выделение земельного налога. Увеличиваются поступления в государственный бюджет от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Установление нового «государственного поземельного» налога происходит в 1875 году. Обложению данным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских повинностях местными сборами, кроме казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. В дальнейшем государство меняло размеры поземельного налога. В 1884 году Александр III издал закон о размерах данного налога, его величина колебалась от 1/4 копеек до 17 копеек с десятины

В эпоху правления Николая II был уменьшен ряд налогов. Поземельный налог был снижен с 1896 года на 10 лет наполовину, а в губерниях, где половинный оклад превышал 5 копеек на десятину − до этого последнего предела. Предоставление этой льготы объяснялось сельскохозяйственным кризисом.

К концу 19 века Россия имела достаточно стройную систему налогов и контроля за их поступлениями. Однако значение государственного поземельного обложения было невелико. Одной из причин такой ситуации стало освобождение дворян от уплаты налогов, а крестьянские хозяйства были маломощными, также еще сохранялись крепостнические пережитки в деревне.

После Октябрьской революции 1917 года наряду с другими налогами земельный налог был отменен. Вместо него советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для земельного и сельскохозяйственного налога являлся объект – земля. Для сельскохозяйственного налога устанавливались нормы доходности.

В начале 80-х гг. XX века в связи с происходящими изменениями в действующей системе налогообложения был введен ряд налогов, в состав которых вошел и земельный налог. Данный налог исчислялся с квадратного метра земельной площади по различным ставкам, взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц.

Дальнейшее развитие налогообложения земли связано с коренными изменениями в государственном устройстве страны и переходом к рыночной экономике.

В начале 90-х гг. XX века плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона Российской Федерации от 11.01.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». В данном законе под платой за землю понимаются формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

В период действия закона, в его положения вносились изменения и дополнения, касающиеся ставок налога, льготного налогообложения, а также размера долей, по которым налог зачислялся по уровням бюджетной системы.

Следует отметить отсутствие систематики в нормативном материале определяющем порядок и условия взимания земельных платежей в период с 1991 года по 2005 год, данные нормы были прописаны в многочисленных правовых актах.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ вступает в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Происходит переход к исчислению земельного налога вместо фиксированных платежей за единицу земельной площади, который существенно изменил систему налогообложения собственников земельных участков и многие элементы этого платежа. В частности, налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка вместо использования в качестве налоговой базы площади земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом коэффициентов. Кадастровая стоимость земельного участка с учетом качества земли, дает возможность осуществить более справедливое изъятие земельного налога, учитывая рентную составляющую.

связи с тем, что земельный налог полностью поступает в местный бюджет, можно говорить об усилении заинтересованности местных органов власти в поступлениях данного налога в бюджет муниципалитета.

Следует отметить, что отдельные скорректированные условия налогообложения по земельному налогу привели к сокращению доходов местных бюджетов, что вызывает необходимость внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство.

Наши рекомендации