По теме 19: психология управления человеческими ресурсами
1. В результате развития теории и практики психологии управления специалисты в этой области пришли к выводу, что управление - древнейшее искусство и новейшая наука.В практической
деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции.
2. Искусство управления - способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. Для эффективного управления персоналом необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, то есть владеть искусством управления.
3. Психология - наука о психике и закономерностях ее проявления и развития в процессе деятельности человека. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата.
4. Личность - совокупность качеств человека, приобретаемых им в процессе совместной деятельности и общения. В структуре личности выделяются четыре уровня:
1. биологические свойства;
2. особенности психических процессов,
3. опыт личности,
4. направленность личности.
5. Основными характеристиками личности являются:
-темперамент,
- характер,
- способности,
-направленность,
- интеллект,
-эмоции.
6. В современном обществе особую роль играют интеллектуальные способности человека, которые характеризуют возможности понимания, мышления, сознания человека и важны для профессиональной ориентации, оценки людей, планирования карьеры и организации движения по служебной лестнице.
7. Психологическое воздействие на людей может осуществляться разными способами:
- внушением,
- убеждением,
- подражанием,
- вовлечением,
- принуждением,
- побуждением,
- осуждением,
- требованием,
- запрещением,
- плацебо,
- порицанием,
- командованием и др.
8. Выбор того или иного способа психологического воздействия на людей зависит от конкретной ситуации и умения руководителя концентрировать все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия как на отдельного человека, так и на группу в процессе совместной трудовой деятельности.
По теме 20: Управление конфликтами
9. Конфликт - это столкновение сторон, вызванное различием взглядов, позиций, целей. Он может проявляться в столкновении основных ценностей, интересов или предпочтений.
10. Причинами конфликта могут стать:
- распределение ресурсов,
- взаимозависимость выполняемых функций,
- неудовлетворенность условиями труда и его оплатой,
- неудовлетворительные коммуникации.
11. Существуют различные типы конфликтов (в зависимости от признака, который лежит в основе их классификации):
- внутриличностный,
- межличностный,
- между личностью и группой,
- межгрупповой;
- вертикальный, горизонтальный и смешанный;
- открытый и скрытый и др.
12. Конфликт как процесс развивается по следующей схеме: 1.конфликтная ситуация -2.инцидент -3.продолжение конфликта
4.разрешение конфликта.
13. Существует несколько моделей поведения людей в условиях конфликта:
-сотрудничество,
-конкуренция,
- компромисс,
- приспособление,
- уклонение.
Их выбор зависит от того, насколько сильны позиции сторон конфликта, от психологических особенностей его участников, от важности предмета конфликта.
14. Значительную роль в преодолении конфликта может сыграть разработка его карты, дающая возможность выбрать наиболее эффективный стиль поведения - сотрудничество.
15. Эффективность управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую занимает руководитель. При разрешении конфликта он может выступать в ролях:
- третейского судьи,
-арбитра,
- посредника,
- наблюдателя,
- помощника.
16. Для профилактики конфликта очень важно своевременно выявить в коллективе конфликтную личность.
17. Последствия конфликта могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер, от компетентности руководителя и его умений управлять конфликтами зависит возможность
использования конфликтов как катализатора дальнейшего развития фирмы и ее персонала.