Субъекты исполнения обязательств. Обязательства с участием третьих лиц (возложение (перепоручение) исполнения, переадресация исполнения).
Исполнение обязательства состоит в совершении должником в пользу кредитора конкретного действия, составляющего предмет обязательства, либо в воздержании от определенных обязательством действий. Такое поведение должника должно в точности соответствовать всем условиям обязательства, определенным договором.
Субъектом исполнения обязательства является должник. Обычно предполагается, что он сам исполняет лежащий на нем долг, но во многих обязательствах допускается перепоручение исполнения, т.е. возложение должником исполнения своего обязательства на третье лицо, которое производит исполнение либо непосредственно кредитору, либо должнику. Должник при этом не выбывает из обязательства, оставаясь полностью ответственным перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства. Должник обязан произвести исполнение надлежащему лицу (кредитору) и вправе специально удостовериться в этом. По указанию кредитора допускается переадресование исполнения обязательства вместо кредитора другому лицу. При этом 3 лицо не приобретает никаких прав требования в отношении должника, что отличает данную ситуацию от договорного обязательства, заранее заключенного в пользу другого лица.
Законом предусмотрена возможность исполнения обязательства третьим лицом без согласия кредитора независимо от того, указан ли запрет на это в договоре или законе. В частности, третье лицо, подвергающееся опасности утратить свое право на имущество должника (право аренды, залога или др.) вследствие обращения кредитором взыскания на это имущество, может за свой счет удовлетворить требование кредитора без согласия должника. В этом случае к третьему лицу переходят права кредитора по обязательству в соответствии со ст. 382 ГК РФ.
Согласно данной норме право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, то новый кредитор несет риск вызванных данным обстоятельством для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.
Однако и в этом случае закон предусматривает исключение для перехода обязательства к третьему лицу. В ст. 383 ГК РФ сказано о том, что переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.
В соответствии со ст. 391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. При этом новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником.
Кроме того, особое значение в контексте рассматриваемого вопроса имеет норма о том, что если иное не предусмотрено законом или договором, то право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить это обязательство лично (п. 1 ст. 294 ГК). Оборотная сторона данного правового явления состоит в том, что для лица, осуществляющего такое исполнение, оно обычно является исполнением в пользу третьего лица. Ведь, как правило, лицо, осуществляющее исполнение, в свою очередь является должником того, за кого оно исполнение произвело.
Одним из преимуществ возложения исполнения обязательства на третье лицо для должника является то, что в отличие от перевода долга в данном случае не требуется согласие кредитора, так как должник, т.е. лицо, на котором лежит соответствующая обязанность и которое отвечает за ее исполнение (надлежащее исполнение), остается неизменным (согласно ст. 374 ГК должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законодательством не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо). В случае несвоевременной оплаты проценты за неисполнение денежного обязательства взыскиваются не с третьего лица, которое несвоевременно произвело такое исполнение, а с должника в том же порядке, как и за его собственные нарушения. Таким образом, должник по денежному обязательству несет ответственность за действия плательщика, на которого им было возложено исполнение этого обязательства, как за собственные действия.
В силу вышеизложенного для кредитора подобная ситуация предпочтительнее, чем перевод долга, поскольку должник у него остается тот же (т.е. правовое положение кредитора не ухудшается), а помимо него появляется еще одно лицо, предоставляющее исполнение.
Даже в том случае, когда третье лицо в силу своих обязательств перед должником исполнило за него обязательство перед кредитором, а затем обязательства между третьим лицом и должником по каким-то причинам были прекращены (например, договор расторгнут), основания для взыскания средств с кредитора, получившего их, все равно отсутствуют. Данный вывод подтверждается российской арбитражной практикой*.
Исполнение обязательств третьим лицом возможно в случаях:
1) возложения должником исполнения на третье лицо;
2) исполнения обязательства третьим лицом по своему собственному побуждению;
3) возложения законодательством обязанности исполнения обязательства должника на определенное лицо.
По действующему законодательству РБ возможность привлечь третье лицо к исполнению обязательства должника является правилом.