Понятие и виды третейского соглашения.
третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;
Согласно ст.5 ФЗ «О третейских судах в РФ» спор может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличие заключенного между сторонами третейского соглашения. Заключая третейское соглашение стороны предоставляют приоритетное право определенного им третейскому суду на рассмотрение конкретных споров между ними. Это приоритетное право выражается в том, что иные третейские суды, а так же государственные суды не вправе рассматривать соответствующие споры.
Отсутствие третейского соглашения или признания его недействительным лишает третейский суд права рассмотреть спор между сторонами. Это так же является основанием для отмены решения третейского суда, а так же основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решение третейского суда.
Существенным условием третейского соглашения является его предмет (ст.432 ГК). Определенным предмет третейского соглашения считается, если указано полное наименование конкретного третейского суда и указано какие споры (все или какие-то определенные) стороны обязуются передать на рассмотрение третейского суда. В противном случае третейское соглашение будет считаться незаключенным.
Требования к форме третейского соглашения закреплены в ст.7. третейское соглашение заключается в письменной форме. Оно считается письменно оформленным в случае, если третейское соглашение заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Практике известны различные виды третейских соглашений, такие как:
1. Арбитражная (третейская) оговорка (оговорка об арбитраже) – это соглашение включаемое сторонами в гражданско-правовой договор и являющееся одним из его условий о рассмотрении в третейском суде споров, возникающих из этого договора. Арбитражная оговорка будет считаться третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. Арбитражная оговорка может быть включена в текст договора и после его заключения путем внесения изменений и дополнений к договору. В силу п.1 ст.452 ГК РФ арбитражному соглашению должны предъявляться такие же требования как и к договору (в т.ч. нотариальное удостоверение и государственная регистрация). Вместе с тем, ФЗ «Об арбитраже » и судебная практика исходит из доктрины автономности третейской оговорки. Согласно этой доктрине третейская оговорка признается независимой (автономной) от иных условий договора. Практическое значение этого тезиса заключается в том, что недействительность сделки сама по себе не влечет недействительность третейской оговорки и наоборот. Т.о. даже если между сторонами возникает спор относительно действительности договора, содержащим оговорку, дело будет подведомственно третейскому суду.
Если стороны не договорились об ином, арбитражное соглашение по спору, возникающему из договора или в связи с ним, распространяется и на любые сделки между сторонами арбитражного соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.
2. Арбитражное соглашение – это самостоятельное соглашение между заинтересованными лицами в соответствии с которым они договариваются о третейском разбирательстве споров, которые могут возникнуть в связи с исполнением или толкованием какого-либо материально-правового договора, заключенного между этими же лицами. В том случае, если третейский договор предусматривает, что все споры подлежат передаче третейскому суду, возникшим при исполнении договора, такой договор именуется генеральный договор.
Пророгационный эффект третейского соглашения – устанавливает компетенцию третейского суда
Дерагационный эффект – исключение компетенции.
33. Принципы третейского разбирательства.
Принципы третейского разбирательства.
Арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам. Принципы:
1)Независимость и беспристрастность арбитров
2)Диспозитивность
3)Состязательность и равенство сторон.
4)Конфиденциальность. Если стороны не договорились об ином, арбитраж является конфиденциальным, а слушание дела проводится в закрытом заседании. Арбитры, сотрудники постоянно действующего арбитражного учреждения не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе арбитража, без согласия сторон. Арбитр не подлежит допросу в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе арбитража.
Соотношение принципов третейского судопроизводства с принципами гражданского и арбитражного судопроизводства.
Существует три точки зрения:
1) Принципы третейского разбирательства и принципы гражданского и арбитражного судопроизводства отождествляются. Третейскому разбирательству свойственны принципы гражданского и арбитражного судопроизводства. они тождественны по содержанию;
2) Следует разграничивать принципы третейского разбирательства и принципы гражданского и арбитражного судопроизводства, при этом указывают на существование их общих элементов. По мнению Виноградовой, все названые в законе о третейских судах в законе принципы являются одноименными, но не полностью тождественные принципам гражданского и арбитражного судопроизводства.
3) Признание самостоятельного характера принципов третейского разбирательства. Представляется, что существуют принципы судопроизводства общие как для третейского, так и для государственного. Но существуют принципы, которые относятся только к третейскому судопроизводству.
Поскольку требование независимости и беспристрастности третейского судьи производны от одноименных требований к судьям государственных судов совпадают подходы к важнейшим условиям их функциональной деятельности: никто ни органы государственной власти, ни учредители судов, ни сотрудники должностные лица судов не вправе оказывать влияние на деятельность третейских судей оп рассмотрению спора. Одной из гарантий является запрет на создание третейских судов при органах государственной власти и органов местного самоуправления. Запрет на избрание судьей лица, который не может выполнять такую деятельность в соответствии с его должностным статусом. Лицо не может быть избрано и принять функции третейского судьи, если оно имеет прочные деловые связи с одной из сторон, либо материально заинтересовано в исходе дела.
Некоторые ученые выделяют принцип назначения третейских судей сторонами. Содержанием этого принципа является норма, в соответствии с которой стороны сами назначают арбитра.
Под беспристрастностью следует понимать отсутствие у третейского судьи предрасположениенности к определенной стороне или к существу спора. Именно беспристрастность третейского судьи обеспечивается закреплением на уровне закона таких требований к третейскому судьи как: способность обеспечить беспристрастное разрешение спора, а так же отсутствие прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела. Между независимостью и беспристрастностью существует функциональная взаимосвязь. Третейские судьи беспристрастны пока не доказано обратное. Беспристрастность предполагается условием независимости. Необходимо не только, чтобы третейские судьи были независимы, их независимость должна быть очевидна.
Равноправие сторон в третейском разбирательстве. Он обусловлен равным отношением к сторонам и доставление им всех возможностей для изложения своей позиции. Вся процедура третейского разбирательства сконструирована таким образом, что каждая сторона имеет равные юридические возможности в защите своих прав и законных интересов.
Состязательность. Третейское разбирательство спора включает в себя активные действия сторон по обоснованию законности своих требований и возражений путем предоставления доказательств, участие в исследовании и оценки всех собранных доказательств, а так же осуществление иных процессуальных действий, необходимых для отстаивания своей позиции.
Некоторые авторы предлагают дополнить принцип состязательности – принципом сотрудничества между сторонами.
Принцип языка третейского судопроизводства. согласно общему правилу производство во внутренних третейских судах ведется на государственном языке – русском. В международном коммерческом арбитраже – стороны могут избрать любой язык. В регламенте третейских судов прописывается язык третейского судопроизводства.
Принцип законности. Рассматривание дела с применением норм материального права и совершать процессуальные действия в соответствии с правилами, установленными законодательством о судопроизводстве. (В законе не указан отдельно)
Принцип диспозитивности. Это один из основополагающих принципов. Возможность сторон распоряжаться материальными правами и процессуальными средствами их защиты. Принцип диспозитивности является логическим продолжением одноименного принципа в материальных правоотношениях. Именно в соответствии с этим принципом стороны судебного разбирательства вправе заключить договор о выборе формы защиты своих нарушенных прав – заключить третейское соглашение. Отличительной особенностью принципа диспозитивности третейского разбирательства является преобладание принципа диспозитивного правового регулирования правил третейского разбирательства. Право сторон согласовывать правила третейского разбирательства начинается с момента обращения в третейский суд, продолжается при избрании или назначении третейских судей, а так же при совершении иных процессуальных действий в ходе третейского разбирательства.
Принцип сочетания устной и письменной форм судопроизводства. рассмотрение дела в третейском суде не обязательно сопровождается его слушанием, поскольку третейский суд может рассмотреть дело по имеющимся материалам.
Принципы, относящиеся исключительно к третейскому разбирательству:
Добровольность обращения в третейский суд. Заключается в том, что никто не может быть принужден к третейскому разбирательству помимо своей воли.
Принцип окончательности решения третейского суда. Положения данного принципа содержаться в некоторых регламентах постоянно действующих третейских судов.
Принцип исполнимости решений третейских судов. Существование норм права, устанавливающих такие требования к выносимому решению третейского суда, которые бы позволили реально его исполнить как самим ответчиком в добровольном порядке, так и органами принудительного исполнения в случае, когда государственным судом выдан исполнительный лист.
Принцип конфиденциальности. В государственном суде действует принцип гласности, публичности, открытости. Третейское судопроизводство основывается на конфиденциальности. В теории выделяется два аспекты данного принципа:
· Непубличность рассмотрения самой процедуры в третейском суде и вынесения решения третейским судом;
· Меры по сохранению в тайне информации, которая была вовлечена в процесс разбирательства спора.
Принцип оперативности и экономичности третейского судопроизводства. Это является следствием третейского разбирательства, а не его сутью.
Применительно к третейскому судопроизводству можно исключить действие принципа непрерывности. Третейский суд вправе не руководствоваться этим принципов, так как законодательно этот принцип не закреплен.
Указанные принципы подчеркивают отличия третейского судопроизводства от государственного, позволяют третейским судам наиболее эффективно осуществлять свою деятельность. Применение указанных принципов в процессе разбирательства спора обусловливает преимущество третейского судопроизводства перед государственным.
34. Порядок рассмотрения гражданских дел третейскими судами (правила третейского разбирательства; формирование третейского суда; состав расходов, связанных с третейским разбирательством).
В ч.3 ст.3 ГПК РФ, а так же в ч.6 ст.4 АПК РФ указано, что по соглашению сторон подведомственный суду (арбитражному суду) спор, возникающий из гражданских правоотношений до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено ФЗ.
П.2 ст.1 ФЗ «Об Арбитраже» указывает, что в арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанные нормы не дают конкретного перечня дел, которые уполномочен разрешать третейский суд, однако из всех приведенных выше законодательных положений видно, что для определения подведомственности спора третейским судам используется формулировка «споры, возникающие из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом».
Поскольку законодателем критерии подведомственности споров третейским судам не определены, в юридической литературе в качестве таковых предлагают рассматривать:
1. Наличие третейского соглашения;
2. Непринадлежность спора к исключительной компетенции государственных судов;
3. Отсутствие решение государственного суда по спорному правоотношению;
4. Субъектный состав участников спора;
5. Характер спорного правоотношения;
6. Критерий спорности или бесспорности права.
Анализирую все указанные критерии можно прийти к выводу о том, что к подведомственности третейских судов относятся такие дела, которые отвечают 4 критериям:
Характер дела. На рассмотрение третейского суда могут быть переданы споры, возникающие из гражданских правоотношений, следовательно, третейский суд не вправе рассматривать дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В юридической литературе ставится вопрос о возможности или невозможности рассмотрения дел особого производства, а так же дел о банкротстве. Судя по практике такие дела не подведомственны третейским судам, однако многие авторы предлагают расширить подведомственность третейских судов и отнести к их ведению дела особого производства, а так же дела о несостоятельности (банкротстве);
Состав участников третейского разбирательства. Для того, чтобы дело было подведомственно третейским судам, участниками должны быть частные лица (участники спорного гражданского правоотношения) – физические и юридические лица;
Отсутствие прямо предусмотренных федеральным законом исключений (например, дела о банкротстве). Случаи исключения могут быть установлены только федеральным законом;
Наличие арбитражного соглашения.
Порядок определения правил третейского разбирательства.
Порядок рассмотрения и разрешения споров в третейских судах определяется:
· обязательными (императивными) нормами ФЗ об Арбитраже;
· соглашением сторон по всем вопросам, которые не урегулированы императивными нормами закона;
· правилами постоянно арбитража;
· диспозитивными нормами закона, устанавливающими определенные правила, которые применяются, если стороны не определили иное;
· усмотрением суда (судьи), рассматривающего дело, которое допускается в части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и нормами закона.
Стороны третейского разбирательства должны быть заблаговременно извещены о времени и месте заседания третейского суда. Неявка надлежащим образом уведомленных сторон на заседание без уважительных причин не является препятствием для разбирательства дела и принятия решения третейским судом,
В заседании третейского суда ведется протокол. Однако стороны могут изменить данное правило, установленное в законе.
Третейское разбирательство осуществляется на языке, определенном соглашением сторон, а при его отсутствии — на русском языке.
Характерной особенностью третейского разбирательства, которая существенно отличает его от рассмотрения споров в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, является то, что рассмотрение дела третейским судом происходит в закрытом заседании, если стороны не договорились об ином.
Формирование арбитража.
Состав арбитража определяется соглашением сторон для разрешения конкретного спора или правилами арбитража. Число арбитров должно быть нечетным. Для рассмотрения дела может быть назначен (избран) и один арбитр. Если договором сторон или правилами арбитража не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три арбитра.
Порядок избрания (назначения) арбитров устанавливается правилами арбитража а в третейском суде для разрешения конкретного спора - соглашением сторон. Если стороны не определят порядок формирования состава суда, то действует правило, установленное законом, в соответствии с которым при рассмотрении дела тремя арбитрами каждая из сторон должна избрать одного арбитра, два избранных таким образом арбитра избирают третьего. Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом; Законом установлены требования, предъявляемые к арбитру. Им избирается физическое лицо, обладающее полной дееспособностью и давшее согласие на рассмотрение дела. Важнейшими требованиями к арбитру являются: беспристрастность, независимость от сторон и незаинтересованность в исходе дела. Арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. При коллегиальном разрешении спора такое требование предъявляется к председателю состава третейского суда. Дополнительные требования, предъявляемые к квалификации арбитра, могут быть согласованы сторонами или определены правилами арбитража.
Если арбитр не отвечает указанным требованиям, ему может быть заявлен отвод. Отвод арбитру может быть заявлен только в том случае, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, либо если он не соответствует требованиям, предъявляемым федеральным законом или соглашением сторон. Сторона может заявить отвод арбитру, которого она избрала (назначила) или в избрании (назначении) которого она принимала участие, лишь по основаниям, которые стали ей известны после избрания (назначения) арбитра.
Состав расходов, связанных с третейским разбирательством.
Расходы, связанные с рассмотрением спора третейским судом, возмещаются сторонами третейского разбирательства. В отличие от судебных расходов на сторон третейского разбирательства дополнительно возложена обязанность выплачивать гонорар арбитрам, нести расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства, а также иные расходы, определяемые третейским судом.
Если правилами арбитража не определено, что расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, несут стороны, то такие расходы включаются в состав расходов постоянно действующего третейского суда (арбитражный сбор). Распределение расходов между сторонами осуществляется в соответствии с оглашением сторон, а при его отсутствии - пропорционально удовлетворенным требованиям.
35.Акты третейского суда (виды, последствия принятия, порядок хранения дел и решений).
Третейский суд принимает акты в форме решений и постановлений.
Решение третейского суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности. Решение объявляется в заседании третейского суда. В случае необходимости третейский суд вправе отложить принятие решения и вызвать стороны на дополнительное заседание. После принятия арбитражного решения каждой стороне направляется его экземпляр, подписанный арбитрами.
Арбитражное решение излагается в письменной форме и подписывается всеми арбитрами, входящими в состав третейского суда. Как и решение, выносимое судом в порядке гражданского судопроизводства, арбитражное решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Закон предусматривает возможность вынесения арбитрами дополнительного решения, разъяснения принятого им решения, исправления допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок. Стороны по общему правилу вправе обратиться к суду в течение 30 дней с момента ознакомления с решением и заявить о необходимости устранения неточностей и ошибок в решении.
По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит постановление. Третейский суд выносит постановление в случаях прекращения третейского разбирательства, решения поставленного вопроса о компетенции третейского суда, принятия обеспечительных мер.
36.Порядок оспаривания решений третейских судов и принудительного их исполнения.
ФЗ об Арбитраже и Закон о МКАС предусматривают возможность оспаривания решений третейских судов в компетентный государственный суд. Порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений третейских судов устанавливается ГПК РФ и АПК РФ.
Дела об оспаривании решений третейских судов и МКАС по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности подведомственны арбитражному суду.
В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене. Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заявление об оспаривании решения третейского суда может быть подано в течение трех месяцев со дня получения его стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Заявление подается в письменной форме и подписывается лицом, оспаривающим решение третейского суда или его представителем.
Несоблюдение требований к форме и содержанию заявления, представлению необходимых документов влечет за собой возвращение заявления или оставление без движения.
Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в судебном заседании не позднее одного месяца со дня поступления заявления в суд.
При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон судья истребует материалы дела из третейского суда. После подготовки дела судья назначает время и место судебного заседания и извещает об этом стороны третейского разбирательства. Неявка надлежаще извещенных сторон третейского разбирательства в судебное заседание не препятствует рассмотрению заявления.
Заявление рассматривается в судебном заседании по общим правилам судопроизводства в суде первой инстанции.
Основания для отмены решения третейского суда:
1) арбитражное соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
2) сторона не была уведомлена надлежащим образом об избрании (назначении) арбитров или о третейском разбирательстве, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
3) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо по опросам, выходящим за пределы третейского соглашения;
4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали арбитражному соглашению сторон или федеральному закону.
Суд также отменяет решение третейского суда, если установит, что:
1) спор, рассмотренный третейским судом, неподведомствен третейскому суду;
2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.
Для отмены решения третейского суда суду достаточно установить наличие любого из перечисленных оснований.
По результатам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда суд выносит определение об отмене решения третейского суда или об отказе в этом. Определением суда решение третейского суда может быть отменено полностью или в части.
Если после отмены решения третейского суда возможность обращения третейский суд не утрачена, стороны третейского разбирательства могут повторно обратиться в него за разрешением спора. Исключение составляют случаи отмены судом решения третейского суда полностью или в части вследствие недействительности третейского соглашения либо в связи с тем, что решение было принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, либо не подпадает под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением. За разрешением такого спора стороны третейского разбирательства могут обратиться в суд в порядке искового производства. Обращение сторон третейского разбирательства в суд общей юрисдикции возможно и после отмены решения третейского суда по другим основаниям.
Определение суда об отмене решения третейского суда или об отказе в отмене решения третейского суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня вынесения определения, о чем должно быть в нем указано.
Принудительное исполнение решений третейских судов.
По общему правилу решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, которые установлены в самом решении. Если решение добровольно не исполняется, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного государственным судом исполнительного листа.
Заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано в суд не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
Право на обращение в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа принадлежит стороне, в пользу которой принято решение. В случае достижения сторонами третейского разбирательства мирового соглашения и утверждения его третейским судом право обращения в суд за исполнительным листом имеет любая сторона третейского разбирательства, если мировое соглашение добровольно не исполняется другой стороной.
Заявления о выдаче исполнительных листов подведомственны арбитражным судам и судам общей юрисдикции. Данные дела отнесены к подсудности районных судов (родовая подсудность). Территориальная подсудность определяется местом нахождения должника либо местом жительства, а в случае если его место жительства или место нахождения неизвестно, заявление может быть предъявлено в суд по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства.
Заявления о выдаче исполнительного листа рассматриваются судьей единолично в месячный срок при подготовке данных дел судья вправе по ходатайству обеих сторон истребовать из третейского суда материалы дела. По окончании подготовки дела к судебному разбирательству судья назначает время и место судебного заседания и извещает об этом стороны третейского разбирательства.
Рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа происходит с участием сторон третейского разбирательства. Однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела.
При рассмотрении дела в судебном заседании суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в выдаче исполнительного листа:
1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
2) сторона не была уведомлена надлежащим образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
3) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо по опросам, выходящим за пределы третейского соглашения;
4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали арбитражному соглашению сторон или федеральному закону.
5) решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства, т. е. не наступил срок исполнения решения или оно отменено судом.
Суд также отменяет решение третейского суда, если установит, что:
1) спор, рассмотренный третейским судом, неподведомствен третейскому суду;
2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.
Таким образом, основания для отказа в выдаче исполнительного листа совпадают с основаниями для отмены решения третейского суда. Лишь в п. 5 закреплено основание, присущее только делам о выдаче исполнительных листов (т.е. когда решение еще не стало обязательным).
Бремя доказывания преимущественно ложится на сторону третейского разбирательства, против которой принято решение. Заявителю достаточно указать на истечение срока для добровольного исполнения решения третейского суда и его неисполнение.
Суд вправе отложить рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа, если в производстве суда находится заявление об отмене решения, в отношении которого испрашивается исполнительный лист. Судебное разбирательство возобновляется после рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда и вынесения соответствующего постановления по делу.
По результатам рассмотрения заявления о выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда суд выносит постановление в форме определения о выдаче исполнительного листа либо об отказе в этом.
Определение о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению. Однако оно может быть обжаловано в порядке, установленном ГПК.
Если после вынесения определения об отказе в выдаче исполнительного листа возможность обращения в третейский суд не утрачена, стороны третейского разбирательства могут повторно обратиться в него за разрешением спора.
Исключение составляют случаи, когда в выдаче исполнительного листа отказано в связи с недействительностью третейского соглашения и если решение третейского суда было принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, либо не подпадает под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением. В такой ситуации сторона третейского разбирательства, заинтересованная в разрешении спора, может обратиться в суд в порядке искового производства.
Обращение сторон третейского разбирательства в суд общей юрисдикции возможно и после отказа в выдаче исполнительного листа по другим основаниям.
37. Понятие и виды подсудности. Отличие от подведомственности.
Необходимо отличать от подведомственности, институт подведомственности используется для разграничения юрисдикционных полномочий различных по своей природе органов, таких как арб.судов, судов общей юрисдикции, третейских судов, органов прокуратуры и др.орагнов. Что касается института подсудности то оно является более узким по сравнению с подведомственностью понятием и используется для разграничение внутри СОЮ, в отличие от института подведомственности, который не обходим для определения компетентного органа; институт подсудности разграничивает уже подведомственные суду общей юрисдикции дела между различными звеньями единой системы судов общей юрисдикции, т.о подсудность представляет собой совокупность норм устанавливающих правила разграничения полномочий судов общей юрисдикции. В соответствии с фз о суд системе рф, систему судов общей юрисдикции образуют: фед.суды, мировые судьи субъектов РФ. Т.о как государство РФ с федеративным устройством имеет два уровня судов: региональный (мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ) и федеральный (представлен несколькими звеньями: районные, суды субъектов, ВС). В свою очередь только фед.суды могут быть военными и гражданскими. Т.о разоуровневый и многозвенный характер судов обуславливает необходимость разграничения их полномочий. Так не кто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судом подсудности которой отнесено его дела. 6 конвенции каждый при определение его гражд.прав и обязанностей имеет право на суд, созданный на основание закона. Нормативную базу подсудности также составляет: закон о суд.системе, закон о военных судах, о мировых судьях, гпк гл.3 ст.23-33.
Разрешение вопроса о том какой суд будет рассматривать юр.дело представляет сложность, сложность связана с тем что существует дистанционность судов которая строится по вертикали начиная с мирового судьи и заканчивая ВС, сложность обуславливается большой территорией рф, следовательно действует большое количество различных судов. В этой связи в науке различается несколько подсудностей:
· Родовая, критерием разграничения выступает категория (вид, род) дела
· территориальная (местная, пространственная), определяется на основе такого критерия как место, территория #место жительство сторон, место причинение вреда, место заключения договора и др.
Сначала следует выбирать подведомственность дела, потом определить родовую подсудность дела, а потом территориальную.
Значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.
Таким образом, если подведомственность используется для разграничения юрисдикционных полномочий разных по своей юридической природе органов, то подсудность является более узким понятием, ибо используется для разграничения юрисдикционных полномочий одинаковых по своему характеру органов.
В теории гражданского процессуального права территориальную подсудность разделяют на подвиды:
· общая территориальная подсудность;
· подсудность по выбору истца (альтернативная);
· исключительная подсудность;
· договорная подсудность;
· подсудность по связи дел.
38. Родовая (предметная) подсудность (понятие, виды, значение).
Порядок разграничения полномочий судов общей юрисдикции по предмету введения, т.е по категориям дел называется родовой.
2 вида:
o Вертикальная, происходит разграничения предметных полномочий между уровнями и звеньями суд.системы по вертикали, т.е можно определить какие категории дел подсудны мировым судьям, районным, субъектам и ВС. Определяется в зависимости от рода дела, его значимости и др. Служит критерием распределения нагрузки судов и квалификации судов.
▪ Мировые судьи, пределы полномочий, порядок создания регулирует крф, фк