Правила разграничения полномочий общих и арбитражных судов.
При разграничении полномочий указанных судов следует руководствоваться двумя критериями: предметным и субъектным.
Под предметным критерием понимается характер дела, а под субъектным – состав его участников.
Арбитражный суд представляет собой специализированный судебный орган по рассмотрению экономических споров и иных, связанных с экономической деятельностью юридических дел. Поэтому одним из критериев разграничения общих и арбитражных судов является экономический характер дела.
Экономический спор представляет собой такой спор, который возникает в сфере общественного производства и реализации товаров, работ и услуг. Другими словами – в сфере активной экономической деятельности. Активная экономическая деятельность охватывается понятием «предпринимательской», а так же иной деятельности, сопутствующей предпринимательской.
К ведению судов общей юрисдикции относятся дела, связанные с пассивной экономической деятельностью, не связаны с предпринимательской.
Субъектный критерий. Поскольку арбитражные суды специализируются на рассмотрении экономических споров, следовательно, основными участниками являются:
1. Организации, являющиеся юридическими лицами или имеющие статус юридических лиц;
2. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя;
3. В случаях, предусмотренных АПК и других ФЗ – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, а так же образования не имеющие статус юридического лица и граждане, не имеющие статус индивидуального предпринимателя.
Изменение субъектного состава, рассматриваемого арбитражным судом дела, не влечет изменение его подведомственности. Ч.4 ст.27 АПК: заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть им рассмотрено по существу хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Судам общей юрисдикции по общему правилу подведомственны все иные юридические дела, которые возникают из гражданских, жилищных, трудовых, земельных, семейных, экологических и иных правоотношений, которые не связаны с осуществлением предпринимательской или иной сопутствующей ей экономической деятельности, если сторонами спора являются физические лица, т.е. граждане и организации, в том числе некоммерческие, а так же государственные органы и органы местного самоуправления.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько, связанных между собой, требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие арбитражному суду, если разделение указанных требований не возможно – дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Если же возможно разделение требований, то судья выносит определение о принятии к производству требований, подведомственных суду общей юрисдикции и об отказе принятия требований, подведомственных арбитражному суду.
Пленум ВС РФ от 20 января 2003 №2 п.6: в указанном определении суд общей юрисдикции должен привести мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности, либо невозможности разделения предъявленных требований (определение должно быть мотивированным).
Ч.4 ст.22 ГПК, а так же разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не учитывают того, что гражданское законодательство в ряде случаев, при возникновении коллизий, отдает предпочтение не общей, а арбитражной юрисдикции (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 33 АПК). Во избежание таких коллизий предлагается дополнить ч.4 ст.22 фразой «если иное не предусмотрено федеральным законом».
При разграничении подведомственности общих и арбитражных судов действует ряд постановлений Пленумов ВС, ВАС и их совместных постановлений:
1. Постановление ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8;
2. Постановление Пленума ВС РФ от 20.01.2003 №2;
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 №11;
4. Постановление Пленума ВС РФ от 20.11.2003 №17;
5. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2;
6. Постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 №48.
Исключения из общего правила (особенности разграничения подведомственности):
1) Компетенция общих и арбитражных судов по рассмотрению юридических дел с участием иностранных лиц разграничивается с помощью предметного критерия (характер дела). В соответствии с ч.3 ст.22 ГПК, ч.5 ст.27 АПК, а так же абзаца 2 Постановления №11 от 9.12.2002 (см.выше), судам общей юрисдикции подведомственны дела с участием иностранных лиц, не связанные с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Арбитражным судом подведомственны юридические дела с участием иностранных лиц, связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
2) К подведомственности Арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров. Указанные дела подведомственны арбитражным делам не зависимо от того какие лица (юридические или физические) являются участниками правоотношений, из которых возник спор. Такие дела не рассматриваются судами общей юрисдикции;
3) Дела по трудовым спорам между акционером (физическим лицом) и акционерным обществом, а так же участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции;
4) Полномочия общих и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании решений третейских судов, а так же дел о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов разграничиваются с помощью предметного критерия (т.е. характера дела). Следовательно, указанные дела будут подведомственны арбитражным судам, если они возникли в связи с предпринимательской или иной экономической деятельностью, а во всех других случаях деятельность третейских судов и исполнение их решений контролирую суды общей юрисдикции;
5) Аналогичным образом разграничиваются полномочия общих и арбитражных судов по рассмотрению дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, а так же иностранных третейских решений;
6) В порядке исключения из общего правила арбитражные суды рассматривают дела по спорам граждан об отказе (уклонении) в государственной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей (ст.33 АПК, П.5 Постановления ВАС №11);
7) К ведению арбитражных судов относятся лишь такие дела с участием гражданина - индивидуального предпринимателя, в том числе главы крестьянско-фермерского хозяйства, которые связаны с осуществлением им предпринимательской деятельности. Все иные дела с участием гражданина – индивидуального предпринимателя (не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности) подведомственны судам общей юрисдикции;
8) В случае утраты гражданином статуса индивидуального предпринимателя все дела с его участием, в том числе, связанные с осуществляющейся им ранее предпринимательской деятельностью подведомственны судам общей юрисдикции (Постановление Пленума ВС и ВАС №6/8).
9) Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - обращение).
32. Понятие, значение и виды третейских судов. Понятие компетентного суда.
Ст. 12 ГК РФ определяет способы защиты нарушенных прав. Согласно ст.11 ГК предусматривается возможность защиты гражданских прав в третейском суде. В настоящее время в России действует ФЗ «О Арбитраже в РФ (Третейском разбирательстве)» от 29.12.2015 №382-ФЗ. Он регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство). Так же третейское разбирательство регулируется нормами, содержащимися в АПК и ГПК РФ.
Легальное определение арбитра (третейского судьи) содержится в ст. 2 ФЗ арбитр (третейский судья) - физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской;
арбитраж (третейское разбирательство) - процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения);
третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров;
Арбитраж – это форма разрешения правовых споров, осуществляемого негосударственными судами, а третьими по отношению к сторонам спора физическими лицами, избранными самими сторонами, либо в порядке согласованном сторонами в соответствии с действующим законодательством. Т.о. в отличие от государственного суда, третейский суд возникает исключительно по воле сторон. В государственном суде дело рассматривает судья, который назначается государством, в третейском суде судья избирается сторонами.
Третейский суд – это способ защиты прав, когда сами стороны без вмешательства государства разрешают правовой конфликт посредством независимого лица. В соответствии со ст.118 Конституции РФ третейские суды не являются органами осуществления правосудия.
Виды арбитражей:
1. арбитраж внутренних споров - арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу;
2. международный коммерческий арбитраж - арбитраж, к которому применяется Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже";
Третейские суды:
1)Постоянно действующие третейские суды; (сейчас просто арбитраж называется, но суть та же)
учреждение-правопредшественник - постоянно действующий третейский суд, который создан до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и по отношению к которому в соответствии с настоящим Федеральным законом создается учреждение-правопреемник для целей администрирования арбитража;
учреждение-правопреемник - постоянно действующее арбитражное учреждение, которое создано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража со стороны учреждения-правопредшественника;
2)третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража);
Разделение третейских судов на две указанные формы основано на простом критерии – на сроке действия третейского суда. В том случае, если третейский суд создается на неопределенный срок и не ограничен в своей деятельности разрешением одного спора, такие третейские суды рассматриваются как постоянно действующие. Если третейский суд создается с исключительно единственной целью для разрешения конкретного спора и прекращает свое существование с выполнением этой задачи – он рассматривается как третейский суд, созданный для рассмотрения конкретного спора (разовый третейский суд).
Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, при органах государственной власти субъектов РФ, при органах местного
самоуправления. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо, во-первых, приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда, во-вторых, утвердило положение о постоянно действующем третейском суде, в-третьих, утвердило список третейских судей, который может иметь обязательный либо рекомендательный характер для сторон. После этого организация – юридическое лицо, образовавшее постоянно действующий третейский суд, отправляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.
Разовые третейские суды.
Разовые третейские суды отличаются от постоянно действующих третейских судов тем, что они не имеют правил третейского разбирательства. Указанный пробел приходиться восполнять спорящим сторонам, которые либо самостоятельно устанавливают такую процедуру, либо вправе присоединиться к регламентам постоянно действующих третейских судов.
Разовый третейский суд отличается от постоянного тем, что не имеет фиксированных ставок размеров гонораров третейских судей. Соответствующее вознаграждение третейских судей определяется соглашением сторон.
Разовый третейский суд не имеет места нахождения, в котором осуществляется администрирование его деятельности.
Ст.2 ФЗ «Об Арбитраже в РФ (Третейском разбирательстве)» под компетентным судом понимает суд Российской Федерации, определенный в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации; исходя из положений АПК и ГПК, мы понимаем под этим судом арбитражный суд РФ, по делам, подведомственным арбитражным судам; районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции в соответствии с подсудностью, установленной АПК и ГПК РФ.