Представительство в суде интересов Правительства РФ.
Представительство в суде интересов Правительства РФ регламентируется Постановлением Правительства РФ «О Регламенте Правительства Российской Федерации».
В случае предъявления в суд общей юрисдикции, кроме Верховного Суда РФ, исковых или иных требований к Правительству Российской Федерации представление интересов Правительства в суде осуществляют федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти представляют Правительство в суде без доверенности.
Для представления позиции в Верховном Суде РФ Правительство назначает своего полномочного представителя, действующего от имени Правительства без доверенности.
Руководители федеральных органов исполнительной власти могут назначать представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов. Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти, назначивший представителя Правительства в суде, обязан в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации для обжалования судебных решений, доложить в Правительство о результатах рассмотрения дела в суде.
В случае удовлетворения судом требований, предъявленных к Правительству (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации), соответствующий федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке незамедлительно докладывает о принятом решении, вносит предложения об обжаловании решения суда, а по вступлении судебного решения в силу – о мерах по его выполнению.
29. Виды (объем) и порядок оформления полномочий судебного представителя. Оформление полномочий адвоката. Последствия ненадлежащего оформления полномочий судебного представителя.
Объем полномочий судебного представителя зависит от двух фактических обстоятельств:
1. От объема полномочий доверителя;
2. От того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.
Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.
Общие полномочия – это такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности:
1. знакомство с материалами дела, снятие копий с материалов дела;
2. заявление отводов;
3. представление доказательств, участие в исследовании доказательств и иные.
Специальные полномочия – это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности:
1. подписание искового заявления, предъявление его в суд;
2. передача спора на рассмотрение третейского суда;
3. предъявление встречного иска;
4. полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера;
5. признание иска;
6. изменение предмета или основания иска;
7. заключение мирового соглашения;
8. передача полномочий другому лицу (передоверие);
9. обжалование судебного постановления;
10. предъявление исполнительного документа к взысканию;
11. получение присужденного имущества или денег.
Следует иметь в виду, что и в гражданском процессе при осуществлении важнейших распорядительных действий законные представители обязаны соблюдать ограничения, установленные в материальном праве. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, сдаче его в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Полномочия судебных представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства:
1. Законные представители в подтверждение своих полномочий представляют следующие документы:
a. родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт;
b. усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении;
c. опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.
2. Ч. 5 ст. 53 ГПК – полномочия адвоката на выступления в суде удостоверяются ордером, который выдаёт соответствующее адвокатское образование за подписью органа управления коллегии адвокатов (ст. 22 Закона “Об адвокатуре…”), управляющего партнёра или иного партнера, всех партнёров адвокатского бюро (п. 5 ст. 23 Закона “Об адвокатуре…”), заведующего юридической консультацией (ст. 24 Закона “Об адвокатуре…”) с приложением печати соответствующего адвокатского образования.
Если адвокат осуществляет профессиональную деятельность индивидуально в форме адвокатского кабинета, его полномочия могут подтверждаться только доверенностью.
Если адвокат действует в форме коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации, то общие положения – ордер, специальные – доверенность (существует нестыковка ч. 5 ст. 53 ГПК и ст. 6 Закона “Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ”).
3. Руководители организаций, выступающие в качестве органа юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия: зарегистрированный в установленном законом порядке устав, протокол об избрании или приказ о назначении на должность.
Соучастник вправе заявить устное ходатайство в ходе судебного разбирательства о том, что они поручают ведение дела одному из соучастников. Таким же образом могут быть оформлены полномочия лица (не являющегося адвокатом), о допуске которого к представительству по конкретному делу заявило лицо, участвующее в деле.
Практически во всех остальных случаях полномочия представителя удостоверяются доверенностью. Доверенность - специальный документ, дающий право либо на совершение всех процессуальных действий, на ведение любых гражданских дел, либо на ведение конкретного дела, на совершение конкретного процессуального действия.
Доверенности делятся на общие и специальные.
1. Общие доверенности выдаются, например, от имени организации юрисконсульту в том, что он вправе представительствовать по всем делам и во всех судах, в том числе общей юрисдикции. Граждане также вправе выдать общую доверенность.
2. Специальная доверенность выдается на осуществление функций представительства по определенному делу или на совершение определенных процессуальных действий (например, на участие в суде кассационной инстанции).
Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены:
1. нотариусом либо организацией, в которой работает или учится доверитель;
2. жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя;
3. администрацией учреждения социальной защиты населения, а также стационарного лечебного учреждения;
4. командиром (начальником) воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения.
5. начальником места лишения свободы, в котором отбывает наказание доверитель.
Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.
Срок действия доверенности не может превышать трех лет со дня ее совершения. Если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
Отсутствие у судебного представителя права на предъявление заявления в суд влечет:
1. возвращение искового заявления, если соответствующий факт будет обнаружен судьей в кмомент обращения представителя к суду;
2. оставление заявления без рассмотрения, если соответствующий факт будет обнаружен после возбуждения производства по делу.
3. оставление заявления без движения, если на исковом заявлении отсутствует подпись представителя.
Что касается последствий ненадлежащего оформления иных специальных полномочий, то процессуальные действия, совершенные представителем при отсутствии у него соответствующих полномочий, не влекут юридических последствий для доверителя. Если представителем такие действия были совершены, то вынесенные судом или судебным приставом-исполнителем акты (решения и определения) подлежат пересмотру в установленном законом порядке.
30. Понятие, значение и виды подведомственности гражданских дел. Последствия несоблюдения правил подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции.
Правом разрешать юридические дела по законодательству России пользуются различные органы. Поэтому требуется четкое законодательное распределение между ними объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов, т.е. круга ведения.
В законодательстве нет легального определения подведомственности, следовательно, существуют различные определения:
1. подведомственность – это относимость гражданских дел к ведению соответствующего органа (А. А. Мельницов, В. А. Мусин, Д. М. Чечот);
Данная формулировка неудачна, т.к. не раскрывает института подведомственности, не понятно по каким причинам и критериям гражданские дела относятся к ведению какого-либо органа.
2. подведомственность – это разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав (М. И. Авдеенко);
Данная точка зрения неудачна, потому что компетенция – это ещё не значит подведомственность, а только учение о ней. Для того, чтобы “что-то” разграничить нужно представлять, что это “что-то”.
3. подведомственность – это свойство дела, в силу которого оно подлежит разрешению определённым органом (М. А. Викут, М. И. Зайцев).
“Свойство дела” и “подведомственность” – это различные категории. Свойство дела – это постоянная категория. Определяется материальным правом, подведомственность – это не постоянная категории, т.е. постоянно меняется перечень дел, отнесенных к ведению того или иного органа.
4. подведомственность – это круг дел, подлежащих рассмотрению и разрешению определённым органам (М. С. Шакарян).
Здесь акцент смещается на второстепенный признак подведомственности, т.е. мы смотрим на дела, а не на орган, который будет рассматривать те дела.
Следовательно, стоит поддержать тех авторов, которые определяют подведомственность, как:
5. подведомственность – это компетенция (полномочия) того или иного органа по рассмотрению и разрешению юридических дел.
Не редко для обозначения полномочий того или иного органа используют термин “юрисдикция”. Юрисдикция – это круг материальных и процессуальных вопросов индивидуального значения, по отношению к которым соответствующий орган может осуществлять правоприменительную деятельность.
Подведомственность – предметная компетенция судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.
Применительно к судам под подведомственностью понимается круг гражданских дел, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.
Подведомственные суду общей юрисдикции исковые дела можно подразделить на несколько групп:
1. Дела по спорам о праве, где обе стороны или хотя бы одна - гражданин.
2. Дела с участием граждан-предпринимателей по спорам, не связанным с их предпринимательской деятельностью.
3. Дела по спорам с участием двух сторон - организаций, не отнесенных к ведению арбитражного суда.
Однако судебная подведомственность исковых дел не беспредельна и ограничивается двумя положениями:
1. как правило, одной из сторон в рассматриваемом споре должен быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства либо коллектив граждан;
2. федеральный закон, межгосударственное соглашение, международный договор или соглашение сторон могут установить иной судебный порядок разбирательства юридического спора (арбитражный или третейский суды).
Таким образом, судам общей юрисдикции подведомственны все исковые дела, если в них участвует гражданин (граждане), и федеральным законом их разбирательство не отнесено к ведению иного суда.
Виды подведомственности:
1. Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.
2. Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон.
Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.
Однако заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.
3. Условная подведомственность. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом.
4. Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
I. в зависимости от органа, наделённого юрисдикционными полномочиями, подведомственность может быть подразделена:
1. судебная (система судов общей юрисдикции);
2. арбитражная (система арбитражных судов);
3. альтернативная, негосударственная (третейские суды);
4. административная (органы исполнительной власти и другие)
и другие органы, которые наделены юрисдикционными полномочиями.