Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
Условием сохранения индивидуальности любого человека является его относительная самостоятельность от других членов общества, объединений людей, государства. Каждый самостоятельно определяет круг знакомых и друзей, устанавливает допустимые пределы взаимоотношений с ними, стремится к коллективному обсуждению интересующих его вопросов, выбирает предмет увлечений, порядок пользования и распространения информации о себе, формирует индивидуальные симпатии и т.д. Но в любом обществе стремление человека к неприкосновенности его частной жизни сталкивается с двумя противодействующими факторами: человеческим любопытством и социальным контролем – неотъемлемым элементом социальной системы. Право на неприкосновенность частной жизни предполагает защиту человека от произвольного вмешательства со стороны государственных органов, общества и «любопытных граждан».
Уголовно-правовая норма, охраняющая право личности на неприкосновенность частной жизни, появилась лишь в действующем Уголовном кодексе РФ. Нарушение неприкосновенности частной жизни в ч. 1 ст. 137 УК РФ определяется как «незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации».
Непосредственным объектом названного состава преступления выступает частная жизнь человека. Предметом преступления являются самые различные сведения, составляющие личную или семейную тайну потерпевшего, которые могут содержаться в личной переписке, в официальных документах, на фотографиях или видеокассетах, могут храниться в памяти человека. Характер незаконно добываемых сведений о частной жизни потерпевшего очерчен в диспозиции ст. 137 УК РФ максимально общими фразами, такими как: семейная и личная тайна. По характеру сведения, составляющие личную или семейную тайну, могут быть порочащими или нет.
Частную жизнь может составлять и другая информация, которую человек не относит к числу тайных сведений. Использование в уголовно-правовой норме словосочетаний «личная тайна» и «семейная тайна» дает основание полагать, что остальная сфера частной жизни выпадает из сферы уголовно-правовой охраны (например, изучение образа жизни человека вне его частного места путем или с помощью наблюдения, опроса соседей, знакомых, использования провокаций, тайного фотографирования и видеозаписи). Вторжение в частную жизнь перечисленными способами не менее общественно опасно, чем собирание сведений, составляющих личную или семейную тайну. Следовательно, понятие частной жизни значительно шире, чем тайные сведения личности.
Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ, образуют признаки, характеризующие его с внешней стороны. К таковым относятся:
1) незаконное собирание сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
2) незаконное распространение сведений о частной жизни лица;
3) распространение таких сведений в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации.
Преступление совершается только в активной форме. Сами действия, образующие несанкционированное вмешательство в частную жизнь граждан, обозначены законодателем в альтернативном режиме.
Первым способом совершения преступления является собирание сведений о частной жизни лица, содержание которого в законе не раскрывается. Словари русского языка понятие «собирание» (сбор) определяют как отыскание различными способами информации о частной жизни конкретного лица (собирать – получать, брать из различных источников; собрать – узнав из разных источников, сосредоточить в одном месте). Уголовный закон подчеркивает, что собирание и распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, должно быть незаконным. Незаконность этих действий определяется:
во-первых, отсутствием согласия со стороны потерпевшего (о чем прямо говорится в диспозиции ст. 137 УК РФ);
во-вторых, собиранием подобных сведений вопреки закону неуполномоченным на это лицом;
в-третьих, использованием при сборе информации средств и методов, запрещенных законом: например, путем нарушений тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений либо путем нарушения неприкосновенности жилища. Очевидно, незаконным следует признать получение конфиденциальной информации с применением насилия, обмана, хищения официальных документов и т.д.
Следующим способом посягательства на частную жизнь является распространение сведений, составляющих личную или семейную тайну заинтересованного лица без его согласия. В литературе обычно под распространением сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну, понимают передачу их другим лицам в устной или письменной форме (например, по почте или телеграфом).
Распространение личной или семейной тайны в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации означает оглашение их в публичном выступлении на митинге, собрании, конференции, публично выставленном произведении (рисунке, скульптуре, в магнитофонной или видеозаписи), обнародование указанных сведений по телевидению, радио, в печати, когда создается условие для ознакомления с ней неопределенного числа лиц. Лицо, распространяющее информацию, может само собирать эти сведения либо стать случайным наблюдателем или же потерпевший сам ознакомил виновного этой информацией.
Состав рассматриваемого преступления по законодательной конструкции является формальным и признается оконченным с момента совершения одного из указанных выше общественно опасных действий.
Ссубъективной стороны исследуемый состав преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми и влияния на квалификацию не оказывают.
Субъектомпреступления по ч. 1 ст. 137 УК РФ является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое:
а) не допущено к обладанию тайной;
б) допущено к обладанию тайной, но не является специальным субъектом, который предусмотрен в ч.2 ст.137 УК РФ. Это может быть один из супругов, который распространил сведения, составляющие личную тайну другого супруга вопреки его воле.
В ч. 2 ст. 137 УК РФ предусматривается ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное специальным субъектом, лицом с использованием своего служебного положения. Это может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, допущенное к определенной тайне в силу выполняемой служебной обязанности (медицинские работники, адвокаты, священники и т.д.).
За разглашение тайны усыновления (удочерения) виновное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст.155 УК РФ.
Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений
Непосредственным объектом анализируемого преступления является закрепленное Конституцией РФ право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение прав гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только по решению суда. В качестве предмета преступления могут выступать сведения, содержащиеся в письме, телеграмме и иных сообщениях. К иным сообщениям относятся, к примеру, телетайпные сообщения. Содержание отправлений либо сообщений становится конфиденциальным с момента передачи корреспонденции предприятиям связи.
Потерпевшим от преступления является только частное лицо, чье конституционное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений нарушено. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений между юридическими лицами не образует состава анализируемого преступления.
Объективная сторона анализируемого состава преступления состоит из деяний, нарушающих тайну сообщений между адресатами. Способ нарушения тайны сообщений может быть самым разнообразным: например, ознакомление с почтово-телеграфной или радио корреспонденцией или иными сообщениями граждан без их согласия; прослушивание телефонных переговоров.
Разглашение содержания такой корреспонденции, переговоров и сообщений требует дополнительной квалификации по ст.137 УК. Согласие лица на ознакомление с информацией, содержащейся в корреспонденции, исключает ответственность.
Состав рассматриваемого преступления по законодательной конструкции является формальным. Преступление признается оконченным с момента совершения общественно опасных действий, указанных в диспозиции ст. 138 УК РФ.
С субъективной стороны данный состав преступления совершается только с прямым умыслом.
Субъектом преступления по ч. 1 ст. 138 УК РФ является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В ч. 2 ст. 138 УК РФ предусматривается повышенная ответственность за общественно опасные деяния, перечисленные в ч. 1 ст. 138 УК РФ, если они совершены:
а) с использованием служебного положения;
б) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Под специальными техническими средствами для негласного получения информации понимаются приборы, применяемые с целью снятия, расшифровки информации, подключения к телефону.
В ч. 3 ст. 138 УК РФ установлен уголовно-правовой запрет:
а) на производство специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, под которым понимается незаконное изготовление указанных предметов кустарным или промышленным способом;
б) на сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, что означает возмездную или безвозмездную их передачу другому физическому лицу или организации;
в) на приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, которое предполагает возмездную или безвозмездную их получение.
74. Вовлечение несовершеннолетнего в преступную и антиобщественную деятельность.