Статья 106. Убийство матерью новорожденного ребенка
Во многих странах мира убийство матерью новорожденного ребенка рассматривается как привилегированный вид убийства. Основанием для отнесения данного состава преступления к числу привилегированных составов послужило то, что процесс деторождения является мощным стрессфактором, оказывающим сильное воздействие на психику роженицы, вследствие которого она нередко утрачивает способность к адекватному поведению и приравнивается в такой ситуации человеку, действующему в состоянии аффекта. Основным криминообразующим фактором послужило, скорее всего, особое психофизиологическое состояние женщины, которое она испытывает в период родов, сразу же после них или в течение непродолжительного промежутка времени.
Непосредственным объектом названного состава преступления является жизнь новорожденного ребенка. Потерпевшим от преступления выступает новорожденный ребенок. Новорожденным признается младенец с момента констатации живорожденности и до месячного возраста.
Объективная сторонарассматриваемого состава преступления включает четыре самостоятельных вида убийств матерью новорожденного ребенка:
1) убийство матерью новорожденного ребенка во время родов;
2) убийство матерью новорожденного ребенка сразу же после родов (в данном случае новорожденным в судебной медицине признается ребенок до одних суток);
3) убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации;
4) убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов не связывается законодателем с каким-либо особым психологическим состоянием роженицы. Можно лишь предполагать, что законодатель имел в виду именно такое состояние матери-убийцы, но в диспозиции нормы свою мысль четко не выразил. Неясность уголовного закона порождает ситуации, ставящие судебную практику в тупик. Можно ли квалифицировать по ст. 106 УК РФ заранее обдуманное убийство новорожденного ребенка сразу же после родов женщиной, не испытывающей особого психологического дискомфорта от подобной процедуры? По букве закона – да, а по смыслу – нет.
Представляется, что законодателю следовало бы откорректировать эту часть диспозиции нормы, увязав совершение данной разновидности преступления не только с моментом причинения смерти новорожденному, но и особым психическим состоянием в этот момент его матери. Отсутствие такого состояния должно явиться основанием для квалификации убийства матерью новорожденного ребенка на общих основаниях по ст.105 УК РФ.
Следующая разновидность исследуемого состава преступления заключается в убийстве матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации. Данная категория детоубийств совершается в послеродовой период и обязательным его признаком является наличие психотравмирующей ситуации. Последняя представляет собой психически отягощенную, хотя и не вызвавшую психического расстройства ситуацию, связанную с психоэмоциональной напряженностью, чувством длительного по времени беспокойства, страха, неуверенности, которая на фоне психофизических перегрузок, имеющих место в периоды беременности, рождения ребенка, принимает для женщины особо значимый, обостренный характер. Подобная ситуация может быть порождена различными психотравмирующими факторами: беременность как результат изнасилования, отказ фактического отца от ребенка, несчастный случай, пьянство супруга и т.д. В такой ситуации поведение матери определяется во многом аффективной мотивацией, что снижает ее возможность адекватно оценивать окружающее и свои действия, ограничивает способность контролировать поступки и прогнозировать их возможные последствия.
Убийство матерью новорожденного ребенка признается привилегированным составом и в том случае, когда совершается женщиной, находящейся в состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости. Данная разновидность убийств может быть совершена только в период, следующий за окончанием процесса родов. Однако в отличие от убийства матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации, законодатель, формулируя признаки данного состава преступления, делает акцент не на ситуации, складывающиеся вокруг роженицы, а на ее особом психологическом состоянии.
Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, есть такое состояние женщины-убийцы, вызванное происходящим в организме после родов инволюционным процессом, при котором она во время совершения преступления не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) по умерщвлению новорожденного ребенка либо руководить ими.Состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости, нередко выражается в форме физиологического аффекта. Как правило, аффектированное поведение роженицы порождается психотравмирующей ситуацией. Но иногда такое поведение может стать следствием одних только развивающихся в организме женщины психофизиологических аномалий.
Правоприменителю следует иметь в виду, что действия виновной квалифицируются по ст. 106 УК РФ и в том случае, когда было совершено убийство двух или более новорожденных (близнецов).
По законодательной конструкции исследуемый состав преступления сформулирован по типу материальных составов. Преступление признается оконченным с момента наступления смерти новорожденного ребенка.
С субъективной стороны рассматриваемый состав преступления может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом. За неосторожное причинение смерти матерью своему ребенку ответственность наступает по ст.109 УК РФ.
Субъектом преступления является родная мать ребенка, достигшая к моменту совершения убийства 16-летнего возраста. Умышленное причинение смерти усыновленного ребенка квалифицируется по ст.105 УК РФ.