Основания и пределы уголовной ответственности соучастников в преступлении. Эксцесс исполнителя.

Соучастие в преступлении как особая форма преступной деятельности является более общественно опасной по сравнению с преступными действиями одного лица. Тем не менее, уголовный закон не устанавливает каких-либо особых оснований уголовной ответственности для соучастников. Согласно ст. 8 УК РФ, основанием уголовной ответственности, в том числе и соучастников, является совершение общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.Специфика заключается в том, что признаки состава преступления, вменяемого соучастникам, устанавливаются не только на основе статьи Особенной части УК РФ, но и положений, содержащихся в ст. 33 УК РФ. Такая ссылка необходима по той причине, что иные соучастники сами непосредственно конкретного состава преступления не выполняют, а описание объективной стороны состава преступления рассчитаны на индивидуальные действия исполнителя. Соучастники подлежат ответственности на едином основании и в одинаковых пределах в рамках санкции той статьи Особенной части УК РФ, которая вменена исполнителю. Это единство проявляется в одинаковой квалификации содеянного по одной и той же статье Особенной части УК РФ; в установлении для соучастников наказания в пределах одной и той же санкции.

Вместе с тем возможны случаи, когда составы преступления будут предусмотрены в разных статьях или главах и разделах УК РФ. Такое положение может создаваться, когда речь идет об общей и специальной норме, квалифицированными какими-либо обстоятельствами, которые могут быть вменены лишь одному соучастнику. Например, квалификация по ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) возможно только в случае знания того обстоятельства, что потерпевший является сотрудником правоохранительного органа. Если кто-либо из соучастников, действуя совместно с другими лицами, не осознает указанного обстоятельства, то его действия, в отличие от иных соучастников, должны квалифицироваться не по ст. 317, а по ст. 105 УК РФ.

Привлечение соучастников к ответственности на одном и том же основании не исключает индивидуализации их ответственности. Любое из совместно действующих лиц должно отвечать только за свои деяния и лишь в пределах личной виновности. Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления (ч. 1 ст. 34 УК РФ).

Под характером участия понимается роль, которую выполнил соучастник при совершении преступления. Степень участия – это степень выраженности той или иной роли при совершении преступления, степень интенсивности ее осуществления. Следовательно, ответственность соучастника зависит от того, какую функцию он выполнял в совершенном преступлении. Если лицо полностью или частично, единолично или с кем- либо непосредственно выполняет объективную сторону состава преступления, то оно признается исполнителем (соисполнителем) и его действия квалифицируются только по статье Особенной части УК РФ (ч. 2 ст. 34 УК РФ). Если лицо одновременно выполняет функции исполнителя и подстрекателя (пособника, организатора), квалификация осуществляется по правилам ч. 2 ст. 34 УК РФ.

Наказуемость соучастника зависит от выполняемых функций, от степени участия лица в совершении преступления, а также от значения этого участия для достижения цели преступления, т.е. необходимо учитывать фактический вклад лица в совместную деятельность (ч. 1 ст. 67 УК). Поэтому, несмотря на то, что по общему правилу пособник и подстрекатель наказывается более мягко, чем исполнитель, в конкретном случае реальное наказание может быть и более суровым, нежели исполнителя.

Повышенной общественной опасностью характеризуются действия организатора и подстрекателя. При назначении наказания пособникам учитывается их вспомогательная роль в совершении преступления. Наказуемость пособника должна быть меньшей сравнительно с другими соучастниками. Деятельность пособника не обуславливает действия исполнителя, не является причиной совершения преступления, которое осуществляется волей исполнителя. Пособник может действовать без всякой личной заинтересованности (из сострадания, дружбы, т.е. мотивам которые сами по себе не предосудительны) или иметь лишь посредственный интерес в том, чтобы преступление было совершено. Уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 УК РФ, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления.

Безнаказанность одного из соучастников не может отражаться на ответственности остальных соучастников преступления. Если даже исполнитель успел скрыться и избежал наказания или наказание его является невозможным, например, в связи со смертью или в силу помилования, этим не устраняется ответственность других соучастников

Эксцессом исполнителя признается совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников. За эксцесс исполнителя другие соучастники преступления уголовной ответственности не подлежат. Различают количественный и качественный эксцессы исполнителя преступления.

В первом случае исполнитель причиняет вред большему количеству объектов, нежели было задумано соучастниками.

Во втором случае исполнитель посягает на объект, не охватываемый умыслом других соучастников.

Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления. Организатор преступления и подстрекатель к преступлению не подлежат уголовной ответственности, если эти лица своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления. Если действия организатора или подстрекателя не привели к предотвращению совершения преступления исполнителем, то предпринятые ими меры м/б признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания. При назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, учитываются характер и степень фактического участия лица в его совершении, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на характер и размер причиненного или возможного вреда.

Смягчающие или отягчающие обстоятельства, относящиеся к личности одного из соучастников, учитываются при назначении наказания только этому соучастнику.

Эксцесс исполнителя преступления и его виды.В соответствии со ст. 36 УК РФ эксцессом исполнителя признается совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников. За эксцесс исполнителя другие соучастники преступления уголовной ответственности не подлежат.

Для того чтобы соучастник был привлечен к ответственности за преступление, совершенное исполнителем, он должен быть осведомлен о преступных намерениях исполнителя, и между соучастниками должно иметь место соглашение на совершение конкретного преступления. Эксцесс исполнителя имеется там, где остальные соучастники не предвидели, не желали и не допускали совершения тех преступных действий, которые выполнил исполнитель. Они отвечают лишь в пределах состоявшегося между ними соглашения.

В литературе принято различать качественный и количественный эксцесс. Качественный эксцесс выражается в совершении исполнителем абсолютно другого по характеру и степени общественной опасности преступления (например, вместо кражи совершается незаконное приобретение наркотических средств), либо когда наряду с задуманным совершается и другое не охватываемое умыслом соучастников преступление (например, наряду с разбоем совершается изнасилование). При качественном эксцессе исполнитель прерывает исполнение совместно задуманного и выполняет действия, которые не охватывались умыслом других соучастников. В подобных случаях исполнитель отвечает по совокупности за приготовление к совместно задуманному преступлению (если преступление является тяжким или особо тяжким) и другое, фактически совершенное преступление, либо по совокупности совершенных преступлений. Другие соучастники привлекаются к ответственности либо за приготовление к совместно задуманному преступлению, либо за то преступление, которое изначально охватывалось их умыслом.

При количественном эксцессе исполнитель выходит за рамки согласованного либо в части формы преступного посягательства (когда оно сопряжено с совершением однородного с задуманным преступления: например, вместо кражи совершает грабеж), либо в части квалифицирующего признака (тогда исполнитель совершает квалифицированный вид задуманного преступления: например, вместо простой кражи исполнитель совершает кражу с проникновением в жилище). Соучастники преступления при количественном эксцессе отвечают либо за неоконченное преступление (приготовление, покушение), либо за оконченное преступление, которое охватывалось их умыслом.

Наши рекомендации