Административная ответственность: понятие, признаки, структура.
администра тивная ответственностьсохраняет все основные признаки общего по нятия юридической ответственности: наступает на основе права за нарушение правовых норм; привлечение виновного лица к админист ративной ответственности влечет для него претерпевание определен ных санкций — лишений морального, личного, имущественного или организационного характера; при привлечении к административной ответственности происходит осуждение виновных со стороны госу дарства; меры административной ответственности имеют своей це лью предупреждение правонарушений в будущем. Вместе с тем можно выделитьи специфические черты, присущие отдельным видам юридической ответственности. Так, отличием гражданскоправовой ответственности является ее принудительное применение относительно имущественной стороны нарушителя с це лью защиты нарушенных субъективных прав одной из сторон, высту пающей от собственного имени и не имеющей властных полномочий, Глава 10. Понятие административного принуждения, его виды 185присущих государственным органам. Уголовная ответственностьна значается за общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ. Институт административной ответственности характеризуется следующими специфическими чертами:
1) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
2) мерами административной ответственности выступают админи стративные наказания. Переченьадминистративных наказаний, со держащийся в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим. Иные ад министративноправовые санкции, не включенные в него, законода телем административной ответственностью не признаются;
3) административные наказания в большинстве случаев назнача ются государственными органами и учреждениями исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке, вме сте с тем и судебные органы наделены определенной компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
4) применение административных наказаний в отличие от дисци плинарной ответственности, когда меры взыскания налагаются в ос новном в порядке подчиненности вышестоящим органом или долж ностным лицом, осуществляется должностными лицами к не подчи ненным им лицам;
5) административные наказания менее суровы, чем уголовные на казания (в качестве исключения может бытьназван лишьадминист ративный штраф);
6) применение административной ответственности не влечет су димости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении админи стративного наказания;
7) одновременно с назначением административного наказания на лицо, совершившее правонарушение, могут бытьвозложены некото рые обязанности (пройти диагностику, лечение от наркомании и т. д. в связи с потреблением наркотических средств или психотропных ве ществ без назначения врача);
8) субъектами административной ответственности являются физи ческие и юридические лица, причем за одно и то же правонарушение могут бытьпривлечены сразу оба субъекта (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ);
9) компетенцией по установлению административной ответствен ности обладают РФ и ее субъекты.
Таким образом, административная ответственность — это вид юридической ответственности, установленный КоАП РФ и законами субъектов РФ, заключающийся в применении компетентными органами административной юрисдикции и должностными лицами к ли цам, виновным в совершении административного правонарушения, специфических мер административного принуждения — администра тивных наказаний, влекущих для правонарушителей наступление не гативных последствий морального, имущественного, личного или ор ганизационного характера.
Структуру административной ответственности, как и любого другого вида юридической ответственности, составляют следующие элементы: основания, субъекты, условия, санкции (меры ответствен ности), порядок привлечения к ответственности. Вместе с тем содер жание каждого элемента в различных видах ответственности специ фическое.
Среди оснований административной ответственности можно выде лить правовое, фактическое и процессуальное.
Привлечение кон кретного субъекта к административной ответственности возможно лишьпри наличии всех трех оснований, т. е. первоначально необхо димо существование нормы, устанавливающей определенное правило поведения и административноправовую санкцию за его нарушение (нормативное основание).
Законодательство об административной от ветственности является двухуровневым. В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ оно состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Фактическим основанием административной ответственности яв ляется конкретное правонарушение, виновно совершенное физиче ским или юридическим лицом, нарушающее правило поведения, за щищаемое административноправовыми санкциями. Чтобы определить, какое конкретное административное правона рушение было совершено, необходимо установитьпризнаки его со става.
В состав правонарушения входят следующие элементы: объект административного правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При наличии нормативного и фактического оснований компе тентное должностное лицо обязано процессуально оформить совер шенное административное правонарушение и составитьпротокол по делу или вынести постановление о возбуждении дела. Таким образом, под процессуальным основанием следует понимать протокол по делу об административном правонарушении либо по становление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Вынесение данных актов впоследствии позволяет рассмотретьдело об административном правонарушении и вынести постановление о назначении административного наказания, являю Глава 10. Понятие административного принуждения, его виды 187щееся итоговым документом, содержащим конкретную меру адми нистративной ответственности.
Субъектами административной ответственности выступают кол лективные и индивидуальные субъекты (физические и юридические лица), совершившие виновные и противоправные деяния, за которые КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административ ная ответственность. В каждой из вышеуказанных групп законодательвыделяет общих, специальных и особых субъектов административной ответственности. Специальные субъекты обладают наряду с общими признаками также рядом специальных признаков. Выделение особых субъектов связано с особыми правилами применения к ним мер административного на казания.
1. Физические лица. В качестве общего субъекта — физического ли ца выделяются вменяемые граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли 16летнего возраста. К специальным субъектам относятся:
1) должностные лица;
2) ли ца, выполняющие организационнораспорядительные и администра тивнохозяйственные функции в иных организациях и иные лица, прямо названные в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ;
3) иные специ альные субъекты, специальные признаки которых отражены в отдель ных статьях Особенной части КоАП РФ: водители, работодатели, кандидаты на выборах, лица, находящиеся в состоянии опьянения, и т. д. Особыми субъектами являются:
1) военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (несут ответственностьза администра тивные правонарушения в соответствии с дисциплинарными устава ми); сотрудники органов внутренних дел, уголовноисполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборо том наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (несут ответственностьза административные правонаруше ния в соответствии с нормативными правовыми актами, регламенти рующими порядок прохождения службы в указанных органах). Ко всем указанным лицам не могут бытьприменены административные наказания в виде административного ареста, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — также в виде админист ративного штрафа, а к военнослужащим — иностранным гражда нам — в виде административного выдворения;
2) депутаты, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица, вы полняющие или выполнявшие определенные государственные функ ции (Президент РФ, Президент РФ, прекративший исполнение сво 188 Раздел III. Реализация компетенции субъектами исполнительной власти их полномочий, дипломатические работники, сотрудники органов государственной безопасности и др.). В отношении них установлен особый порядок привлечения к административной ответственности, обеспечивающий гарантии их должностного статуса;
3) собственники (владельцы) транспортных средств (привлекают ся к административной ответственности за административные право нарушения в области дорожного движения и административные пра вонарушения в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих адми нистративных правонарушений работающими в автоматическом ре жиме специальными техническими средствами);
4) собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости (привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъек тов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переобо рудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средства ми);
5) другие особые субъекты — несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, инвалиды I и II группы и т. д. (к указанным лицам не может бытьприменен ад министративный арест, а к инвалидам I и II группы за некоторыми исключениями не применяется лишение специального права). 2. Юридические лица. Общие субъекты — это российские и ино странные организации, зарегистрированные в установленном поряд ке в качестве юридического лица. Специальные субъекты — различные организации — предприятия и учреждения: биржи, банки, рекламо датели, средства массовой информации и т. д. Особые субъекты — ре организованные юридические лица.
Статьей 2.10 КоАП РФ установ лены правила привлечения к ответственности вновьвозникших в ре зультате реорганизации юридических лиц. Условия административной ответственности представляют собой совокупностьобстоятельств, которые закреплены нормами КоАП РФ и должны учитываться должностным лицом (органом), ведущим про изводство по делу в отношении конкретного лица, для решения во проса о привлечении его к административной ответственности. От сутствие или, наоборот, наличие данных обстоятельств исключает возможностьпривлечения к административной ответственности. Глава 10. Понятие административного принуждения, его виды 189К условиям административной ответственности относятся сле дующие обстоятельства:1) наличие события и состава административного правонаруше ния (факта противоправного деяния и его полного соответствия при знакам конкретного состава правонарушения);
2) виновностьлица, привлекаемого к административной ответст венности (в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит админи стративной ответственности только за те административные правона рушения, в отношении которых установлена его вина);
3) возраст, по достижении которого наступает административная ответственность(в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административ ной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту соверше ния административного правонарушения возраста 16 лет); 4) отсутствие обстоятельств крайней необходимости;
5) вменяемостьправонарушителя (в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ административной ответственности не подлежит физическое лицо, ко торое во время совершения противоправных действий (бездействия) не могло осознаватьфактический характер и противоправностьсвоих действий (бездействия) либо руководитьими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного бо лезненного состояния психики);
6) однократностьадминистративной ответственности (в соответ ствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административ ную ответственностьдважды за одно и то же административное пра вонарушение);
7) действие сроков давности привлечения к административной от ветственности — постановление по делу об административном право нарушении не может бытьвынесено по истечении установленного для соответствующей категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.