Понятие государственного служащего. Категории и группы должностей государственной службы по действующему законодательству.
По роду своей профессиональной работы и сферам деятельности все служащие делятся по сферам экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.
По видам государственной деятельности все федеральные государственные служащие в Реестре государственных должностей государственной службы разделены по соответствующим органам государственной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности:
а) служащие представительных (законодательных) органов государственной власти — Федерального Собрания (Совета Федерации, Государственной Думы) РФ, служащие общегосударственной контрольно-надзорной власти (Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Прокуратуры РФ);
б) служащие органов государственной судебной власти (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции);
в) служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов). Аналогично по видам государственной деятельности классифицируются и государственные служащие субъектов РФ.
По функционально-должностным признакам и полномочиям, отражающим роль каждого служащего в осуществлении функций органа, в котором они состоят на службе, они делятся на три большие группы:
1) руководящий состав (руководители);
2) основной состав (специалисты);
3) вспомогательно-обслуживающий персонал.
Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через представителя нанимателя — руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.
Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Подразделяются они на следующие четыре категории:
руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на группы должностей: высшую, главную и ведущую должностей гражданской службы;
специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности категории «специалисты» подразделяются на группы должностей: высшую, главную, ведущую и старшую должностей гражданской служы;
обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на группы: главную, ведущую, старшую и младшую должностей государственной гражданской службы.
Далее, должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие пять групп:
1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы.
Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т.д. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ (и соответствующих этому уровню других видов квалификационных разрядов) производится Президентом РФ.
Государственны44е должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.
Муниципальные должности в органах местного самоуправления также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:
1. выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
2. муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.
Особую и специфическую категорию служащих составляют должностные лица. Общим для всех отраслей права элементом характеристики понятия должностного лица можно считать наличие у него организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий. Но при этом в административном праве термин и понятие «должностное лицо» многозначны и относятся к нескольким видовым категориям служащих. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ дается определение должностного лица, «под которым в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти,т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
В служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях, связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и увольнения. Начальников и руководителей у служащего может быть несколько, а должностное лицо, пользующееся правом применения мер поощрения и дисциплинарной ответственности, одно — тот руководитель, который наделен не просто какими-то распорядительными полномочиями, а правомочиями принимать на соответствующую должность и освобождать от должности.
Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью (т.е. правом отдавать обязательные к исполнению указания не состоящим в его служебном подчинении лицам — гражданам) представитель государственной или муниципальной власти (сотрудник полиции, военнослужащий внутренних войск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные работники некоторых правоохранительных органов и др.).
Должностные лица многочисленных государственных контрольно-инспекционных органов (федеральных служб, государственных инспекций), пользующихся правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, тоже составляют особую и специфичную группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в КоАП РФ
27. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.(ответ в пред вопросе)
В действующем законодательстве четко разграничены понятия «государственная должность» и «должность государственной служ бы». Федеральный законодатель отказался от употребления термина «государственная должностьгосударственной службы». Таким обра зом, должности государственной службы в настоящее время не явля ются разновидностью государственных должностей. Государственные должности РФ и государственные должности субъ‑ ектов РФ — это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, фе деральными законами для непосредственного исполнения полномо чий федеральных государственных органов, и должности, устанавли ваемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных орга нов субъектов РФ. Лица, замещающие государственные должности, не имеют статуса государственных служащих. Согласно Сводному перечню государственных должностей Рос сийской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 ян варя 1995 г. № 32, к таковым отнесены должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, федеральных министров, Генерального прокурора РФ, Председателя Следственно го комитета РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, Председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов, Председателя Цен трального банка РФ и др. В субъектах РФ также действуют сводные перечни государствен ных должностей данных субъектов РФ на основе Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, 132 Раздел II. Субъекты административного права утвержденного Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381. К ним относятся должности заместителей высшего должностного ли ца субъекта РФ, членов высших исполнительных органов государст венной власти субъектов РФ, председателей законодательных (пред ставительных) органов государственной власти субъектов РФ и депу татов этих органов, председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, их заместителей и судей, уполномоченных по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъек тах РФ, мировых судей и др. Принципиальное отличие государственных должностей от долж ностей государственной службы состоит в том, что первые учрежда ются для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, т. е. министр непосредственно исполняет полномочия ми нистерства, судья — судебные полномочия и т. п. В свою очередь, должности государственной службы учреждаются для обеспечения ис‑ полнения полномочий РФ и ее субъектов, федеральных государствен ных органов и государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Они могут рас пределяться по группам и категориям в соответствии с федеральны ми законами о видах государственной службы и законами субъек тов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ. В на стоящее время должности государственной службы распределены по категориям и группам только в системе государственной граж данской службы.
Категориями должностей государственной гражданской службы являются:
1) руководители — должности руководителей и заместителей руко водителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территори альных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместите лей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок пол номочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содейст вия лицам, замещающим государственные должности, руководите лям государственных органов, руководителям территориальных орга нов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионально го обеспечения выполнения государственными органами установлен ных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномо чий;
4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финан совоэкономического, хозяйственного и иного обеспечения деятель ности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Законодательопределил соотношение категорий и групп должно стей.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советни ки)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы.
Долж ности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и млад шую группы. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должно стей федеральной государственной гражданской службы, являющие ся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574. В системе военной и правоохранительной службы должности госу дарственной службы классифицируются иначе. Например, должно сти в органах внутренних дел подразделяются на пятьвидов — долж ности высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего со става, а также должности рядового состава, и по каждому виду должностей присваиваются свои специальные звания (по высшему начальствующему составу — генераллейтенант, генералмайор, гене ралполковник, генерал полиции и т. д.). Термин «должностные лица» часто упоминается в нормативных пра вовых актах, однако единого общеотраслевого определения понятия должностного лица не существует. Законодателем установлен ряд оп ределений данного понятия для целей привлечения к административ ной и уголовной ответственности, рассмотрения обращений граждан. Также имеются легальные дефиниции должностных лиц таможенных органов и органов местного самоуправления. В частности, в примеча 134 Раздел II. Субъекты административного права нии к ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо рассматривается как лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномо чиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделен ное в установленном законом порядке распорядительными полномо чиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационнораспорядительные или административнохозяйственные функции в государственных ор ганах, органах местного самоуправления, государственных и муници пальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других вой сках и воинских формированиях. Анализ данного и некоторых иных определений позволяет выде литьединые функциональные признаки, позволяющие рассматри ватьотдельных лиц, замещающих должности в государственных орга нах, органах местного самоуправления, государственных и муници пальных организациях, в качестве должностных.
Данные субъекты должны выполнятьодну из трех функций:
1) функции представителя власти, т. е. лица, наделенного распоря дительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в слу жебной зависимости от него. Речьидет, в частности, о должностных лицах органов внутренних дел, таможенных, налоговых, антимоно польных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков и иных органов, которые вправе даватьобязательные для выполнения указания организационно не подчиненным им субъектам, применять к ним различные меры административного принуждения;
2) организационно‑распорядительные функции, под которыми следу ет пониматьполномочия, связанные с руководством трудовым кол лективом государственного органа, органа местного самоуправления, государственной или муниципальной организации (их структурных подразделений) или находящимися в их служебном подчинении от дельными работниками, с формированием кадрового состава и опре делением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. К организационно распорядительным функциям относятся полномочия лиц по приня тию решений, имеющих юридическое значение и влекущих опреде ленные юридические последствия;
3) административно‑хозяйственные функции, в качестве которых надлежит рассматриватьполномочия должностного лица по управле нию и распоряжению имуществом и денежными средствами, находя щимися на балансе и банковских счетах органов власти, организаций, учреждений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, опреде лению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). К таким должностным лицам следует отнести бухгалтера, главного бухгалтера, начальника финансовоэкономической службы, службы материальнотехнического снабжения, заведующего складом или хранилищем и т. п