Система органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации.
Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти РФ входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ), что обычно закрепляется в уставах и законах субъектов РФ. Система органов государственной власти, в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных
и исполнительных органов государственной власти, с учетом положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, руководство которым осуществляет высшее должностное лицо субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ наименование этой должности определяется с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или главами администрации субъекта РФ (края, области и т.д.).
В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают губернатор (края или области), правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).
Высшее должностное лицо субъекта РФ (президент или глава республики, губернатор или глава администрации края или области) возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Он представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а при осуществлении внешнеэкономических связей подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством этого субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ.
24. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности, характерные признаки служащего, виды службы.
службу можно определитькак профессиональную деятельность граждан на служебных должностях в ор ганах публичной власти и организациях любой организационнопра вовой формы и формы собственности, связанную с осуществлением управленческих функций или функций социальнокультурного об служивания, выполнение которых связано с воздействием на созна ние и поведение человека и влечет наступление юридических послед ствий не только для служащего, но и для администрируемых или об служиваемых им лиц. §
Каждая социальная категория граждан — рабочий, крестьянин, пенсионер, служащий, инвалид — имеет свой строго определенный законодательством правовой статус, основанный на едином для всех правовом статусе гражданина.
Рабочий, крестьянин в процессе своего труда воздействуют на объекты природы в ее первозданном виде (шахтер, рыбак, землепашец и др.) или на уже подвергшиеся воздействию предшествующим трудом человека природные объекты — машины, механизмы, сооружения и т.д. (токари, слесари, механизаторы, строители и др.). Здесь, отношения рабочего, крестьянина с объектами и предметами их труда регулируются технологическими нормами и технико-экономическими нормативами, поэтому рабочий в процессе своего труда своими действиями не порождает каких-либо юридических последствий для других лиц, может создавать их только для себя, да и то лишь по поводу своего труда (его оплаты, соблюдения или, наоборот, нарушения установленных технологических норм и технико-экономических нормативов, добросовестности по выполнению трудовых обязанностей и т.д.), но это уже область трудового правового регулирования, сходного как для рабочих, так и для служащих. Служащий же в процессе своего труда воздействует на человека, точнее, на сознание человека и его поведение (лечит, учит, воспитывает, администрирует и т.д.), поэтому процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социаль-
ных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы. То есть служба — это вид социальной деятельности, осуществляемой служащим, занимающим определенную должность с закрепленными полномочиями, где объектом непосредственного воздействия является человек (его разум, сознание, мышление, воля, поведение и т.п.). Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в том числе правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.
Таким образом, статус любого служащего характеризуется тем, что он призван и должен служить человеку, обществу, государству, имея объектом своего трудового воздействия человека, его сознание, а в процессе своего труда вступает в правовые отношения, своими служебными действиями создает и вызывает юридические последствия для других лиц, с которыми он взаимодействует. Отношения же служащего по поводу его труда (оплаты, предоставления отпуска, создания необходимых условий труда и т.д.) принципиальных отличий от аналогичных отношений у рабочего не имеют, относятся к области трудовых отношений служащего и регулируются нормами трудового, а не административного права.
Существует несколько видов службы: государственная и муниципальная служба, гражданская служба в общественных организациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц, причем в каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить много разновидностей. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58‑ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет три такие главных вида виды государственной службы, как:
— государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Общей правовой основой организации и функционирования данной службы является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», она имеет ряд своих разновидностей по сферам, отраслям и видам государственной деятельности;
— государственная военная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания;
— а также иные виды службы, например, государственная правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Государственная служба субъектов РФ регулируется законодательством субъектов РФ. В Саратовской области, например, действует Закон Саратовской области от 2 февраля 2005 г. № 15-ЗСО «О государственной гражданской службе Саратовской области», который, основываясь на федеральном законе, регламентирует все вопросы организации и функционирования государственной службы в масштабах и территориальных пределах Саратовской области как субъекта РФ.
Основные стороны организации и деятельности муниципальной службы регулируются в общем виде Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а более детально — в развивающем его законодательстве субъектов РФ.
Общественная служба в различного рода общественных объединениях (в политических партиях и движениях, в профсоюзах, в профессиональных, творческих и иных общественных объединениях) регламентируется прежде всего их уставами и частично федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (порядок представления общественных служащих к государственным наградам, применение мер правовой ответственности и ряд других вопросов).
Гражданская служба в государственных унитарных предприятиях и социально-культурных учреждениях также регламентируется их уставами и, в значительной мере, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, которые выступают учредителями этих организаций и утверждают их уставы.
Частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц нормативно-правовым регулированием охвачена лишь частично в отношении некоторых ее разновидностей. Частная детективная и охранная служба регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Деятельность адвокатов по обслуживанию частных интересов конкретных физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63‑ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а государственная деятельность частных нотариусов в самом общем плане и весьма неполно регулируется в Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.
Негосударственная служба представлена муниципальной, корпо ративной, общественной, конфессиональной и частной. В качестве особой разновидности служебной деятельности следует назвать также альтернативную гражданскую службу. Муниципальная служба — это профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, заме щаемых путем заключения трудового договора (контракта). Норма тивной основой ее прохождения является Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25ФЗ «О муниципальной службе в Российской Фе дерации».
Корпоративная служба представляет собой деятельность на долж ностях служащих в государственных, муниципальных и частных орга низациях вне зависимости от их отраслевого профиля (медицинских, образовательных организациях, организациях культуры, государст 126 Раздел II. Субъекты административного права венных корпорациях, организациях различных промышленных ком плексов и пр.). Статус таких служащих определяется уставами соот ветствующих организаций и должностными инструкциями.
Общественная служба осуществляется в аппаратах политических партий, профессиональных союзов и иных общественных объедине ний и регулируется их уставами.
Конфессиональная служба имеет место в структуре религиозных ор ганизаций и регулируется их внутренними установлениями.
Частная служба предназначена для обслуживания интересов фи зических и юридических лиц и представлена частной детективной и охранной деятельностью, деятельностью адвокатов и нотариусов.
Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву в организациях, под ведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов РФ, либо в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и ор ганов в качестве гражданского персонала. Данный вид службы урегу лирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113ФЗ «Об аль тернативной гражданской службе».