Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления.
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления.
По своему содержанию управление представляет собой постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта управления на объекты управления через соответствующий механизм управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование — администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.).
В зависимости от объекта управления выделяются следующие виды управления:
1) техническое (управление технологическими про цессами, техникой, станками, машинами);
2) биологическое (управление процессами жизнедеятельности биологических особей и популя ций животного, растительного и микроорганического мира;
3) социальное (управление общественными процессами в различных социальных общностях).
В системе социального управления с учетом положений действую щей Конституции РФ можно выделить несколько разновидностей, обладающих специфическими целями, задачами, функциями, субъ ектами и процедурами управления:
1) общественное управление;
2) муниципальное управление (местное самоуправление);
3) государственное управление.
Общественное управление осуществляется в коммерческих и некоммерческих организациях, общественных объединениях их руководящими органами, создаваемыми на основе принципа самоуправления в соответствии с учредительными документами.
Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, являющегося формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных законодательством, са мостоятельное и под свою ответственность решение населением не посредственно и (или) через органы местного самоуправления во просов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон об организации местного самоуправления)).
Государственное управление как форма реализации прерогатив го сударства его органами и должностными лицами в обшей системе со циального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку обшей целью и содержанием деятельности как всего госу дарства в целом, так и любых его органов является какая либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специаль ных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационноправовом смысле и является основным объектом ад министративноправового регулирования и сферой действия норм административного права
Процесс государственного управления включает в себя
Функции управления,
Формы и
методы их осуществления, а также стиль управ ленческой деятельности.
Функции государственного управления — специализированные по своей объектной направленности части единого управленческого процесса как деятельности, обеспечивающей решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач. Всеобщими функциями го сударственного управления являются прогнозирование и планирова ние, регулирование, распорядительство, координация, учет и кон троль.
Формы государственного управления представляют собой опреде ленным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.
Методы государственного управления характеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, при нуждения, стимулирования и т. д.).
Стиль государственного управления как составная частьсодержа тельной характеристики управленческого процесса выражает его лич ностные моменты, отражая социальнокультурные, интеллектуально профессиональные, характерологические и иные черты и особенно сти личности управляющего субъекта.
Понятие и основные звенья системы и структуры государственных органов исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установле но, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, т. е. федеральные органы исполнительной власти создают ся в трех организационноправовых формах, сочетание которых и об разует их систему. Основным критерием определения организацион ноправовой формы является характер компетенции, т. е. набор функций, разделяющихся на нормативнорегулятивные, конкретно регулятивные и контрольные.
Указом Президента определяется, что федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществ ляющим функции по выработке государственной политики и норма тивноправовому регулированию в установленной сфере деятельно сти, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Возглавляет министерст во федеральный министр.
Федеральная служба является федеральным органом исполнитель ной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в ус тановленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, обществен ной безопасности. Федеральная служба в пределах своей компетен ции издает индивидуальные правовые акты и может быть подведом ственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федераль ной службы. Федеральное агентство является федеральным органом исполни тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельно сти функции по оказанию государственных услуг, управлению госу дарственным имуществом и правоприменительные функции, за ис ключением функций по контролю и надзору.Федеральное агентствовозглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Оно может иметь статус коллегиального органа, может быть подведомст венно Президенту РФ. Федеральное агентство в пределах своей ком петенции издает правовые акты. Руководители федеральных органов исполнительной власти, дея тельность которых подчиняется непосредственно Президенту РФ, Глава 6. Президент РФ, государственные органы исполнительной власти 103и их заместители назначаются на должностьи освобождаются от должности Президентом РФ. Порядок взаимодействия между федеральными органами испол нительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, а также порядок их взаимодействия с иными феде ральными органами исполнительной власти устанавливаются Прези дентом РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руко водство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверж даются Президентом РФ.
Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за ис ключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, фе деральных агентств, руководство деятельностью которых осуществля ет Президент РФ, назначаются на должностьи освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных ми нистров, осуществляющих координацию и контрольдеятельности федеральных служб, федеральных агентств. Взаимоотношения федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осу ществления ими своих функций устанавливаются в положениях и регламентах органов исполнительной власти. Положения принима ются соответственно в виде постановлений Правительства РФ, а для органов, подчиненных непосредственно Президенту РФ, — его указа ми. Положение является актом, определяющим основные вопросы при создании органа: его наименование, структуру, вопросы руковод ства его деятельностью и подчиненность другим органам, порядок ре шения вопросов об образовании территориальных органов, кадровых вопросов. Основная рольположения — установление целей, задач, исчерпывающего перечня всех функций и основного объема полно мочий государственного органа, его правовых форм и методов дея тельности. В дальнейшем порядок работы органа регулируется его регламентом, принимаемым на основе положения. Для создания общей организационной основы порядка деятельно сти органов утверждены Типовой регламент взаимодействия феде ральных органов исполнительной власти и Типовой регламент внут ренней организации федеральных органов исполнительной власти. Регламенты федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, указанных типовых регламентов и положения о федеральном органе исполнительной 104 Раздел II. Субъекты административного права власти и утверждаются руководителем соответствующего федераль ного органа исполнительной власти. Кроме того, федеральными органами исполнительной власти раз рабатываются административные регламенты исполнения государст венных функций, административные регламенты предоставления го сударственных услуг и должностные регламенты гражданских госу дарственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государст венных функций и нормативные сроки осуществления таких дейст вий. Все указанные регламенты, включая регламент федерального ор гана исполнительной власти, составляют административный регла мент федерального органа исполнительной власти. В регламент федерального органа исполнительной власти включа ются разделы, определяющие общие правила его деятельности и осо бенности организации осуществления полномочий, в том числе: по рядок планирования и организации работы; порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального орга на исполнительной власти и его заместителей; порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти; порядок деятельности и взаимодействия подразделений федерального органа исполнительной власти при осуществлении возложенных на них функций; порядок работы с обращениями граждан и организаций и разделы, регламентирующие другие вопросы. В регламент министер ства входит также порядок взаимодействия федерального министер ства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. На местах функции федеральных министерств, служб и агентств реализуют их территориальные органы, которые также входят в сис тему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относятся, например, Управление ФСБ по Сара товской области, Главное управление МЧС России по Саратовской области, Главное управление МВД России по Саратовской области, Государственная инспекция труда в Саратовской области и т. д.) осу ществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по во просам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, — во взаи модействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной Глава 6. Президент РФ, государственные органы исполнительной власти 105власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке произво дится назначение на должностьи освобождение от должности руко водителей территориальных органов управления.
Федеральные службы.
федера́льная слу́жба — общее название федерального органагосударственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации — России.
Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг.
Статус федеральных служб упорядочен в 2004 году в результате административной реформы. Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России (см. шаблон
Федеральные агентства.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, оно может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ или Правительству РФ. Его возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.
Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
Вместе с тем федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Так, например, Федеральное агентство по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в своей сфере деятельности, по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, а также по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности.
Федеральное архивное агентство (Росархив)
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)
Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.
1. К правовым актам управления предъявляются определенные требования: к их подготовке и изданию;
2. к действию их во времени и пространстве;
3. к содержанию.
При несоблюдении этих требований наступают неблагоприятные последствия.
На федеральном уровне требования к подготовке и изданию правовых актов управления в настоящее время регулируются Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации». Порядок внесения в Правительство и рассмотрения там проектов правовых актов урегулирован в разд. VI Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260. Для федеральных министерств и ведомств действуют специальные требования, изложенные в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
В субъектах РФ по этому вопросу приняты свои нормативные правовые акты.
Требования к действию правовых актов управления во времени и пространстве и вступлению их в законную силу. Действующее законодательство четко определяет временные моменты вступления правовых актов управления в законную силу и временные рубежи действия их в пространстве.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания. Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5‑ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия, а международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской
газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Акты Президента РФ и акты Правительства РФ. Порядок издания, опубликования и вступления в силу устанавливается Конституцией РФ, а также в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) в течение 10 дней со дня их подписания. При этом акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней со дня их первого официального опубликования.
Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен и другой порядок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (т.е. министерств и ведомств), прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Они вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими этими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Таким образом, пространственная сфера действия правовых актов управления определяется территориальными масштабами деятельности принявших их органов, а временные параметры вступления их в силу имеют три рубежа: с момента принятия (подписания) правового акта; с того срока,
который определен в самом конкретном акте; по истечении определенного количества дней после официального опубликования нормативного правового акта.
Требования к содержанию правовых актов управления можно разделить на три группы: социально-политические, организационно-правовые и организационно-технические.
К требованиям социально-политического характера относятся ясность цели принятия правового акта управления и допустимость ее социально-политической сущностью государства, отраженной и закрепленной в нормах действующей Конституции страны, а также в национальных доктринах, концепциях и федеральных целевых программах, например: Военной доктрине Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр‑2976), Доктрине информационной безопасности России (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (см. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (см. распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы (см. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) и др. Соблюдение заключенных в них требований организационно-политического характера во всей многогранной деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти призваны обеспечивать высшие государственные органы всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Общее правовое требование ко всем без исключения правовым актам управления — их законность, т.е. полное соответствие всему действующему в Российской Федерации законодательству.
В сфере реализации государственной исполнительной власти любого иерархического уровня общими требованиями ко всем правовым актам является их принятие:
1) уполномоченными на то органами и должностными лицами; 2) по вопросам и в пределах их компетенции;
3) в установленном порядке;
4) без какого-либо нарушения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. На страже реального исполнения всех этих требований стоят органы прокуратуры и многочисленные специальные государственные контрольно-надзорные органы, призванные обеспечивать соблюдение законности и государственной дисциплины в действиях всех субъектов управленческих административно-правовых отношений.
Организационно-технические требования, предъявляемые к правовым актам управления, включают: установленную форму и требуемые реквизиты (наименование органа или органов, издавших акт; наименование вида акта и его название; дата подписания или утверждения акта и его номер; наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт);
четкость структуры нормативного правового акта, обеспечивающую логическое развитие темы правового регулирования; опрятный внешний вид (надлежащие формат, шрифт, расположение текста), официально-деловой стиль, грамотность изложения и т.д.
Последствиями нарушения требований, предъявляемых к правовым актам управления, являются приостановление их действия, а также частичная или полная отмена этого акта. Так, Президент РФ на основании ст. 85 Конституции РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов федеральному законодательству, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения их правомерности соответствующим судом. А на основании ст. 115 Конституции РФ он может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ и случае их противоречия федеральным законам и указам Президента РФ.
На основании ст. 12 Закона о Правительстве РФ Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
Отменять частично или полностью, а также приостанавливать действие правовых актов управления могут также сами принявшие их органы и должностные лица по своему усмотрению, требованию вышестоящего органа, протесту или представлению прокурора.
Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).
В понятие дисциплины входят два взаимосвязанных обязательных элемента: во‑первых, наличие определенной системы правил, норм поведения людей; во‑вторых, практическое соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. Отсутствие любого из этих признаков исключает само понятие порядка и дисциплины в данном социуме.
В зависимост и от того, кто, для кого и где устанавливает эти правила, выделяют много разновидностей дисциплины по субъектному, отраслевому и функциональному признакам.
Складывающиеся исторически, на основе традиций, обычаев, конфессиональных верований и других социальных факторов, отражающих особенности национального, профессионального и т.д. менталитета социума, правила жизнедеятельности общества, отдельных его социальных слоев и групповых категорий, никем конкретно не устанавливаемые, определяются как разновидности гражданской дисциплины:
общежитейская дисциплина общения субъектов данного социума,
ритуальная дисциплина,
конфессионально-религиозная дисциплина,
неписаные кодексы сословной профессиональной гордости,
офицерской чести и др.
Нормы и правила поведения, устанавливаемые для членов и участников многочисленных и разнообразных общественных объединений их руководящими органами, рассматриваются как разновидности общественной дисциплины:
партийной, профсоюзной, дисциплины членов всевозможных профессиональных общественных организаций, творческих союзов, клубов по интересам, органов общественной самодеятельности и т.д.
Нормы и правила поведения физических и юридических лиц, устанавливаемые государством, требования по соблюдению которых охватываются понятием государственной дисциплины, имеют много разновидностей: государственную служебную дисциплину, внешнеторговую, валютную, налоговую и др. В общей системе государственной дисциплины можно выделить многочисленные ее разновидности по отраслевому и функциональному критериям.
По отраслевому критерию можно назвать такие виды государственной дисциплины, как производственная дисциплина; исследовательская, учебная, лечебная, информационная дисциплина в отраслях социально-культурного комплекса; внешнеторговая, таможенная, воинская, полицейская и другие отраслевые виды дисциплины в области административно-политической деятельности государства.
По функциональному признаку различают дисциплину исполнительскую, трудовую, технологическую, финансовую, бухгалтерскую, штатную, учетно-статистическую и др.
С категорией государственной дисциплины тесно связано понятие законности как всеобщего обязательного требования соответствия решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейшему принципу деятельности всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности.
Взаимосвязь и соотношение категорий законности и государственной дисциплины таковы: поскольку требования государственной дисциплины закреплены в законах и подзаконных правовых актах, постольку их соблюдение относится одновременно и к области законности, и государственной дисциплины; соблюдение требований некоторых правовых норм охватывается лишь понятием законности, но не государственной дисциплины, например, соблюдение норм семейно-брачного законодательства; имеются и некоторые правила, соблюдение которых, наоборот, охватывается понятием государственной дисциплины, но не затрагивает требований законности, например, правомерные в пределах закона решения и действия субъекта по его усмотрению. Главное во взаимосвязи и соотношении этих категорий — в основе требований государственной дисциплины лежат требования законности, хотя категории эти все же следует разграничивать, не отождествляя и не подменяя одну другой.
Важнейшими элементами содержательной характеристики категорий законности и государственной дисциплины являются, во‑первых, режим состояния законности и дисциплины в жизнедеятельности общества и государства; во‑вторых, способы обеспечения режима законности и государственной дисциплины на том или ином конкретном этапе исторического развития государственно-организованного общества.
Понятие обеспечения режима законности и государственной дисциплины отвечает на вопросы: кем и как, какими способами и средствами (правовыми, организационными и др.) поддерживается и обеспечивается должный необходимый уровень законности и дисциплины в обществе и государстве. Для этого существует и этому служит сложная разветвленная система правоохранительной деятельности государства.
42. Понятие, особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.
Законность, ориентируя на соблюдение действующего законода тельства, установленных государством норм и правил деятельности всеми субъектами государственного управления, является всеобщим принципом организации и функционирования всего государственно го аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной дея тельности. В сфере административноправового регулирования за конность представляет собой организационную и правовую основу деятельности таких субъектов, как органы государственной власти и их должностные лица, граждане и их объединения. При осуществле нии государственного управления, направленного на поддержание правопорядка, законностьхарактеризуется рядом особенностей. Уровень законности в государстве обеспечивается исполнительнораспо рядительными полномочиями органов исполнительной власти. Следует отметитьряд специфических черт, присущих субъектам административного права, наделенным властными полномочиями в деятельности по обеспечению законности. Одной из таких черт явля ется осуществление нормотворческой функции. Являясьодним из 208 Раздел III. Реализация компетенции субъектами исполнительной власти элементов компетенции органа власти, указанная функция устанав ливается в нормативном правовом акте. Так, Правительством РФ из даются постановления и распоряжения на основании ст. 115 Консти туции РФ, Минюстом России осуществляется нормативноправовое регулирование в установленной сфере деятельности, на уровне субъ екта РФ издаются указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица органа субъекта РФ, акты высшего исполнитель ного органа государственной власти субъекта РФ. Следовательно, са мими органами государственного управления издаются нормативные правовые акты, которые им же и предстоит исполнять. Подзаконные нормативные правовые акты составляют значительный слой законо дательства. Их неукоснительное исполнение — задача субъектов ад министративноправового регулирования. Для обеспечения целей за конности проводится антикоррупционная экспертиза на основании приказа Минюста России от 4 октября 2013 г. № 187 «Об утверж дении Порядка организации работы по проведению антикоррупци онной экспертизы нормативных правовых актов, проектов норматив ных правовых актов и иных документов структурными подразделе ниями Министерства юстиции Российской Федерации». Для обеспечения эффективной деятельности в рамках управленче ского правоприменительного процесса в деятельности органов ис полнительной власти и их должностных лиц возможно наличие дис креционных полномочий. Так, при реализации своих организацион ных прав и обязанностей должностные лица органов исполнительной власти могут приниматьуправленческое решение исходя из своего усмотрения, своего видения создавшейся ситуации. Иными словами, это можно назватьцелесообразностью принятия решения. Пределы целесообразного принятия решения обусловлены таким обстоятель ством, как отсутствие прямого нормативного установления отдель ных видов общественных отношений, что влечет за собой правовой вакуум. В соответствии со ст. 12 Закона о Правительстве РФ Прави тельство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливатьдействие этих актов, что подчеркивает недопущение отклонения от законности и целесообразности созда ваемых федеральными органами исполнительной власти норматив ных актов. Следует учитывать, что целесообразность действует только и исключительно в рамках деятельности исполнительной власти. Це лесообразное исполнение в нормативных рамках своих полномочий, законных предписаний обеспечивает органичное сочетание законно сти и целесообразности. Непосредственная реализация полномочий органом исполнитель ной власти может осуществляться лишь в рамках нормативного акта, Глава 12. Правоохранительная деятельность гос<