С доходов граждан Республики Беларусь
В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, чтов период 2012- 2013 гг. ОАО «Карьер» были заключены трудовые договора с гражданами Республики Беларусь –_______________________________________________.
Исходя из условий трудовых договоров указанные физические лица были приняты на работу в проверяемую организацию с целью осуществления трудовой деятельности в горном, автотранспортном, дробильном участке, а также участке по производству минерального порошка.
Все трудовые договора, подписанные в период 2012-2013 гг. между ОАО «Карьер» и перечисленными выше гражданами Республики Беларусь, были заключены на неопределенный срок.
При исследовании приказов о приеме работников на работу (форма №Т-1), приказов о прекращении трудового договора с работниками (форма №Т-8), табелей рабочего времени и расчетной ведомости установлено, что каждый из указанных иностранных граждан осуществлял трудовую деятельность в проверяемой организации не более 183 дней, при этом в отношении полученных ими доходов ОАО «Карьер» в 2012-2013 гг. была использована налоговая ставка, равная 13%.
В соответствии с положениями п.1 ст.21 «Недискриминация» Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» (далее по тексту Соглашение) граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в РФ более обременительному налогообложению, чем граждане РФ в сходных обстоятельствах.
Согласно п.1 ст.1 Протокола от 24.01.2006 г. к Соглашению (далее по тексту Протокол) вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в Белоруссии в отношении работы по найму, осуществляемой в РФ в течение не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение данного срока, начавшегося в предшествующем календарном году и оканчивающегося в текущем, может облагаться НДФЛ по ставке 13%, предусмотренной для доходов налоговых резидентов РФ.
В соответствии с п.2 ст.1 Протокола указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в РФ, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.
Аналогичная ситуация возникает, если в течение одного налогового периода граждане Республики Беларусь заключают несколько трудовых договоров в Российской Федерации, длительность работы по которым в отдельности составляет менее 183 дней в календарном году, они рассматриваются в качестве налоговых резидентов РФ с даты вступления в силу первого трудового договора, по которому длительность работы в Российской Федерации, с учетом работы по предыдущему трудовому договору, составит не менее любых 183 дней в календарном году (Письмо ФНС РФ от 26.10.2005 г. №ВЕ-6-26/902@ «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь»).
Должно также учитываться, что согласно п.4 ст.1 Протокола документально подтвержденное время нахождения лица с постоянным местожительством в Республике Беларусь в РФ, не относящееся ко времени пребывания в Российской Федерации в связи с работой по найму, включается в общее время нахождения в РФ.
Следовательно, при определении налогового статуса работника в текущем налоговом периоде организации следует также учитывать документально подтвержденное время его нахождения в Российской Федерации, не относящееся к работе по найму (Письмо Минфина России от 14.08.2009 г. №03-08-05).
Таким образом, при наличии документального подтверждения пребывания гражданина Республики Беларусь на территории РФ более 183 дня, как связанного, так и не связанного с работой по найму, исчисление НДФЛ производится по ставке 13%, предусмотренной для доходов налоговых резидентов РФ.
В соответствии с законодательством РФ с целью определения налогового статуса иностранного работника дата прибытия на территорию РФ и дата отъезда за рубеж устанавливаются юридическим лицом–принимающей стороной по отметкам пограничного контроля в паспорте или в миграционной карте.
В силу действия заключенного между Правительствами Союзного государства России и Белоруссии Соглашения от 30.11.2000 г. «О взаимных безвизовых поездках граждан» при пересечении границы РФ в заграничном паспорте белорусского гражданина отметка органов пограничного контроля Федеральной пограничной службы не проставляется.
В силу заключенного между Правительствами Союзного государства Соглашения от 24.01.2006 г. «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства» миграционные карты гражданам Республики Беларусь не оформляются и не выдаются.
С учетом действующих правовых норм в отношении белорусских граждан и сложившейся деловой практикой документами, подтверждающими пребывание граждан Республики Беларусь в Российской Федерации, могут являться:
1.проездной билет;
2.квитанция, свидетельствующая о проживании в гостинице на территории РФ;
3.трудовой договор и (или) справка с предыдущего места работы на территории РФ;
4.трудовая книжка с внесенной записью об осуществляемой ранее на территории РФ трудовой деятельностью;
5.другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых можно определить длительность фактического нахождения физического лица в РФ
(Письма Минфина России от 26.04.2012 г. №03-04-05/6-557, от 05.02.2008 г. №03-04-06-01/31, ФНС России от 16.05.2006 г. №04-2-05/3, ФМС России от 21.01.2005 г. №МС-2/559).
Окончательный налоговый статус гражданина Республики Беларусь, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, устанавливается по итогам налогового периода: если указанное физическое лицо находилось в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, условие п.1 ст.1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов от источников в РФ должен быть удержан организацией-налоговым агентом по ставке 30%(Письма Минфина России от 27.09.2012 г. №03-04-05/6-1131, от 22.12.2011 г. №03-05-05-02/67, от 14.04.2011 г. №03-04-05/6-259, от 21.02.2011 г. №03-04-05/6-112).
С целью получения документов,подтверждающих пребывание граждан Республики Беларусь, перечисленных выше, в Российской Федерации более 183 дня, Межрайонной ИФНС России №2 по Калужской области в соответствии со ст.93 НК РФ в адрес проверяемой организации было выставлено требование о представлении документов (информации) №4 от 18.08.2014 г., в ответ на которые было получено пояснение о том, что проездные билеты, квитанции, свидетельствующие о проживании в гостинице на территории РФ, трудовые договора и (или) справки с предыдущего места работы на территории РФ, трудовые книжки с внесенной записью об осуществляемой ранее на территории РФ трудовой деятельностью и (или) другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых можно определить длительность фактического нахождения физического лица в РФ, на указанных иностранных граждан у ОАО «Карьер» отсутствуют (вх.№12903 от 13.10.2014 г.).
В соответствии с пп.2.2. п.2 «Порядок приема и увольнения работников» Правил внутреннего трудового распорядка (Приложение №1 к Коллективному договору между работниками и работодателем ОАО «Карьер» на 2011-2014 гг.), представленных налогоплательщиком в ответ на требование о представлении документов (информации) №1 от 31.03.2014 г. (вх.№05308 от 14.04.2014 г.), при приеме на работу Работодатель обязан потребовать от лица, поступающего на работу:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или Работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховой свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыв на военную службу;
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях с учетом специфики работы в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
В ходе проведения допроса в рамках ст.90 НК РФ начальник отдела кадров ОАО «Карьер» – ______________________________________ разъяснила, что:
1. в ходе осуществления трудовой деятельности в ОАО «Карьер» в период 2011-2013 гг. она руководствовалась Правилами внутреннего трудового распорядка (Приложение №1 к Коллективному договору между работниками и работодателем ОАО «Карьер» на 2011-2014 гг.), в том числе пп.2.2. п.2 «Порядок приема и увольнения работников»;
2. ОАО «Карьер» в период 2011-2013 гг. привлекало к трудовой деятельности иностранных граждан;
3. при приеме на работу иностранных граждан были затребованы следующие документы: паспорт иностранного гражданина, разрешение на работу, миграционная карта, военный билет, ИНН, страховое свидетельство, трудовая книжка, справки о доходах с прежнего места работы, если таковые имеются, диплом(ы);
4. главный бухгалтер и бухгалтер по расчету заработной платы были в курсе перечня документов, затребуемых ОАО «Карьер» в период 2011-2013 гг. от иностранных граждан при оформлении на работу;
5. ОАО «Карьер» в период 2012-2013 гг. заключало трудовые договора с гражданами Республики Беларусь, в том числе с _________________________________________.;
6. среди перечисленных выше физических лиц, попадающих под критерий высококвалифицированного специалиста, определенного в ст.13.2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не было;
7. при приеме на работу граждан Республики Беларусь были затребованы следующие документы: паспорт иностранного гражданина, военный билет, ИНН, страховое свидетельство, трудовая книжка, справки о доходах с прежнего места работы, если таковые имелись, диплом(ы).
Приложение №2/17 к акту проверки – Протокол допроса свидетеля №17 от 18.08.2014 г.
В ходе проведения допроса в рамках ст.90 НК РФ главный бухгалтер ОАО «Карьер» – Иванова Ирина Ивановна пояснила, что:
1. основным документом граждан Республики Беларусь,представленным в период 2012-2013 гг. при приеме на работу в ОАО «Карьер», на основании которого был определен их налоговый статус, являлся паспорт иностранного гражданина;
2. ОАО «Карьер» в 2012-2013 гг. удерживало налог на доходы физических лиц с заработной платы перечисленных выше белорусских граждан по ставке 13%, основываясь на положениях Конвенции, заключенной между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Приложение №2/18 к акту проверки – Протокол допроса свидетеля №18 от 18.08.2014 г.
Таким образом, по результатам проведения мероприятий налогового контроля установлено, что у проверяемой организации в отношении граждан Республики Беларусь, перечисленных выше и осуществлявших трудовую деятельность в ОАО «Карьер» в период 2012-2013 гг., отсутствуют документы, подтверждающих пребывание иностранных граждан, как связанное, так и не связанное с работой по найму, в Российской Федерации более 183 дня.
Следовательно, оснований применения п.1 ст.1 Протокола от 24.01.2006 г. к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» у налогоплательщика не было, т.е. ОАО «Карьер» в 2012-2013 гг. подлежало удерживать налог на доходы физических лиц с доходов указанных белорусских граждан по ставке 30%.
Таким образом,в нарушение ст.225 НК РФ ОАО «Карьер» не была исчислена и удержана сумма налога на доходы физических лиц с заработной платы граждан Республики Беларусь, в размере 264 983 руб.,в том числе:
в 2012 г. – 129 088 руб.;
в 2013 г. – 135 895 руб.
Приложение №7/1 к акту проверки –
Расчет суммы налога на доходы физических лиц с заработной платы граждан Республики Беларусь, неисчисленной и неудержанной ОАО «Карьер» в 2012-2013 гг.