Причины возникновения внутреннего государственного долга

· Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

· Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).

· Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

Внешний государственный долг – более серь­езная проблема. С появле­нием внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

· величина долга на душу населения;

· отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%);

· отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

· расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);

· отношение внешнего долга к размеру золотовалют­ных резервов.

. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

Меры по управлению государственным долгом:

· Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

· Поиск средств для выплаты долга.

· Нейтрализация негативных последствий государст­венного долга.

· Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

В соответствии с законодательством в России сложилась бюджетная система.

Бюджетная система Российской Федерации

Уровень бюджета Составляют бюджет и отвечают за его исполнение Утверждают бюджет
Органы исполнительной власти Органы законодательной (представительной) власти
Федеральный бюджет Правительство РФ Федеральное Собрание
Бюджеты Субъектов РФ Правительства (администрации) Субъектов РФ Государственные собрания. Законодательные собрания, областные думы, парламенты и др.
Местные бюджеты (городские, районные, сельские) Городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др. Выборные собрания, районные городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др.

Составление бюджета обычно включает три основные фразы: необходимо поставить финансовые цели, оценить доходы и спланировать расходы.

ГБ
Оценка доходов
Планирование расходов
Постановка финансовых целей

Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных средств, поступающих из ряда источников в распоряжение правительства и расходуемых по законодательно установленным направлениям.

Тема 13 Мировая экономика

1. Мировая экономика — это противоречивая цело­стность национальных экономик, связанных между со­бой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.

Структура мировой экономики:

· развитые страны с рыночной экономикой (25 государств);

· развивающиеся страны с рыночной экономикой (132 государства);

· страны с переходной экономикой (от административ­но-командной к рыночной) (28 государств).

Мировой рынок — это совокупность рыночных от­ношений между странами на основе международного разделения труда.

. В основе функционирования мировой экономики ле­жит международное разделение труда, которое предпо­лагает устойчивый международный обмен, или коопера­цию.

Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок.

Основные формы МРТ:

· Общее МРТ – специализация по отраслям и сферам экономики

· Частное МРТ – специализация на выпуске отдельных видов готовой продукции и услуг

· Единичное МРТ – специализация на производстве отдельных узлов, стадиях технологи­ческих процессов

Причины возникновения внутреннего государственного долга - student2.ru

Международное разделение труда основывается на международной специализации,

Международная специализация – сосре­доточение в отдельных странах производства определен­ных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребнос­тей других стран, предъявляющих спрос на этот товар. Предпосылки международной специализации:

· Природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов)

· Уровень экономического и научно-технического развития: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развиваю­щиеся страны — на производстве сырья

· Сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров

Национальные экономики взаимодействуют между собой при помощи внешнеэкономических связей, или международных экономических отношений.

Международные экономические отношения (МЭО) — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государства­ми, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Формы международных экономических отношений:

· международ­ная торговля товарами и услугами;

· валютно-кредитные отно­шения;

· движение капиталов и зарубежных инвестиций;

· мигра­ция рабо­чей силы;

· межотрасле­вая коопера­ция произ­водства;

· обмен в об­ласти науки и техники.

Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.

*Международная торговля товарами — это сфера международ­ных товарно-денежных отношений или совокуп­ность внешней торговли всех стран мира. Делится на торговлю:

· сырьевыми товарами;

· машинами и оборудова­нием;

· потребительскими това­рами.

*Международная торговля услугами — это торговля потребитель­скими стоимостями, преимуще­ственно не имеющими вещест­венной формы. Охватывает:

· транспорт;

· торговлю лицензиями, зна­ниями;

· туризм;

· посреднические услуги в меж­дународной торговле;

· финансовые услуги;

· информационные услуги и др.

Ведущим сегментом мирового товарного рынка является торговля машинами и оборудованием, где обмен основан уже не на межотраслевом, а на внутри­отраслевом, подетальном и пооперационном разделении труда. Быстро развивается и торговля услугами в банков­ском, гостиничном и страховом деле, строительстве, инженерных услугах, консультировании, рекламе, торго­вых и посреднических операциях.

· Экспорт (лат. exportare вывозить) – продажа товаров и услуг за границу для их реализа­ции на мировом рынке

· Импорт (лат. importare — ввозить) – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке

· Сальдо (ит. saldo — расчет) торгового ба­ланса — разница между экспортом и им­портом за определенный период

. Виды внешнеторговой политики государства:

· Протекционизм (от лат. protectio — покровительство, защита) – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов

· селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

· отраслевой – защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

· коллек­тивный – проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них;

· скрытный – с помощью методов внутренней экономической политики

· Умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма

· Свободная торговля (фритредерство от англ. free trade — свободная торговля) – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли

Государственное регулирование внешней торговли:

Цельгосударственного регулирования: помочь экспорте­рам вывезти как можно больше своей продукции, и ограничить импорт, сделав иностранные това­ры менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Методы государственного регулирования внешней торговли:

· Тарифные: таможенные та­рифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы.

· Нетарифные: установление квот, установление стандар­тов на ту или иную про­дукцию, эмбарго (исп. embargo наложение ареста, за­прещение)

Государственное регулирование внешней торговли может быть разных видов.

Видыгосударственного регулирования: одностороннее, двустороннее, многостороннее.

Глобализация мирового экономического пространст­ва способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних со­глашений.

Экономическая интеграция (лат. integratio — вос­становление, восполнение) — это процесс создания регио­нальных хозяйственных комплексов на основе межго­сударственного регулирования внешней торговли и дви­жения факторов производства.

Типы экономической интеграции:

· Преференциальные (от лат. praefarre — предпочи­тать) торговые соглашения, предполагающие сниже­ние таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по сравнению с уровнем, которым об­лагаются товары третьих стран

· Зоны свободной торговли, предполагающие взаим­ную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каж­дой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам

· Таможенные союзы, предполагающие взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешне­торгового режима относительно третьих стран

· Общий рынок, в рамках которого наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осу­ществляется согласование экономической политики

· Экономические союзы, в которых происходит унифи­кация экономической, социальной, научно-техниче­ской, международной политики стран-участниц; создается система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду

В настоящее время в мире существует примерно 100 интеграционных группировок разных видов. Наиболее развитыми из них в мире являются:

· Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 евро­пейских стран.

· НАФТА — Североамериканское соглашение о сво­бодной торговле с участием США, Канады и Мексики.

· АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

· Латиноамериканская ассоциация свободной тор­говли и ряд других.

Международная валютно-финансовая система — это закрепленная международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функци­онирующих самостоятельно или обслуживающих между­народное движение товаров и факторов производства.

Структура международной валютно-финансовой системы:

· валютные отноше­ния по поводу ус­ловий обращения и взаимной кон­вертируемости на­циональных ва­лют, механизмов регулирования ва­лютных курсов;

· финансовые отно­шения, которые охватывают меж­дународные фи­нансовые рынки и механизмы тор­говли валютой, ценными бумага­ми, кредитами;

· экономические отношения, скла­дывающиеся в процессе между­народных расче­тов, выражаются в платежных ба­лансах страны.

Международный валютный рынок – сфера экономических отноше­ний, где осуществляются опера­ции по покупке и продаже золо­та, иностранной валюты и платежных документов в ино­странной валюте, а также сроч­ные финансовые сделки.

Международный ва­лютный рынок приводит в определенное соответствие курсы национальных денежных единиц (валют). Появление рынка евровалют и ценных бумаг отража­ет тенденцию к растущей интернационализации финан­совой системы.

Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бу­маг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.

Международный финансовый рынок включает в себя:

· рынок капитала – средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги;

· денежный рынок – краткосрочные креди­ты, ценные бумаги и т.п.

Деятельность регулируют международ­ные валютно-кредитные организации

· Международный валютный фонд (МВФ)

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

· Организация экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР) и др.

Центральное место во внешних экономических свя­зях принадлежит международному движению капита­ла. Основными заемщиками финансовых средств сегодня являются США и Великобритания. Япония и Германия выступают чистыми кредиторами.

Формы движения капитала:

· прямые и портфельные инвестиции;

· внутрифирмен­ные потоки капитала в рамках транснациональных корпора­ций (ТНК);

· предоставление кредитов, государствен­ных займов;

· создание совместных предприятий и др.

Наши рекомендации