Причины возникновения внутреннего государственного долга
· Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
· Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
· Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.
Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
· величина долга на душу населения;
· отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
· отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
· расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
· отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
Меры по управлению государственным долгом:
· Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
· Поиск средств для выплаты долга.
· Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
· Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.
В соответствии с законодательством в России сложилась бюджетная система.
Бюджетная система Российской Федерации
Уровень бюджета | Составляют бюджет и отвечают за его исполнение | Утверждают бюджет |
Органы исполнительной власти | Органы законодательной (представительной) власти | |
Федеральный бюджет | Правительство РФ | Федеральное Собрание |
Бюджеты Субъектов РФ | Правительства (администрации) Субъектов РФ | Государственные собрания. Законодательные собрания, областные думы, парламенты и др. |
Местные бюджеты (городские, районные, сельские) | Городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др. | Выборные собрания, районные городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др. |
Составление бюджета обычно включает три основные фразы: необходимо поставить финансовые цели, оценить доходы и спланировать расходы.
ГБ |
Оценка доходов |
Планирование расходов |
Постановка финансовых целей |
Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных средств, поступающих из ряда источников в распоряжение правительства и расходуемых по законодательно установленным направлениям.
Тема 13 Мировая экономика
1. Мировая экономика — это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.
Структура мировой экономики:
· развитые страны с рыночной экономикой (25 государств);
· развивающиеся страны с рыночной экономикой (132 государства);
· страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной) (28 государств).
Мировой рынок — это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
. В основе функционирования мировой экономики лежит международное разделение труда, которое предполагает устойчивый международный обмен, или кооперацию.
Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок.
Основные формы МРТ:
· Общее МРТ – специализация по отраслям и сферам экономики
· Частное МРТ – специализация на выпуске отдельных видов готовой продукции и услуг
· Единичное МРТ – специализация на производстве отдельных узлов, стадиях технологических процессов
Международное разделение труда основывается на международной специализации,
Международная специализация – сосредоточение в отдельных странах производства определенных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, предъявляющих спрос на этот товар. Предпосылки международной специализации:
· Природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов)
· Уровень экономического и научно-технического развития: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны — на производстве сырья
· Сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров
Национальные экономики взаимодействуют между собой при помощи внешнеэкономических связей, или международных экономических отношений.
Международные экономические отношения (МЭО) — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Формы международных экономических отношений:
· международная торговля товарами и услугами;
· валютно-кредитные отношения;
· движение капиталов и зарубежных инвестиций;
· миграция рабочей силы;
· межотраслевая кооперация производства;
· обмен в области науки и техники.
Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
*Международная торговля товарами — это сфера международных товарно-денежных отношений или совокупность внешней торговли всех стран мира. Делится на торговлю:
· сырьевыми товарами;
· машинами и оборудованием;
· потребительскими товарами.
*Международная торговля услугами — это торговля потребительскими стоимостями, преимущественно не имеющими вещественной формы. Охватывает:
· транспорт;
· торговлю лицензиями, знаниями;
· туризм;
· посреднические услуги в международной торговле;
· финансовые услуги;
· информационные услуги и др.
Ведущим сегментом мирового товарного рынка является торговля машинами и оборудованием, где обмен основан уже не на межотраслевом, а на внутриотраслевом, подетальном и пооперационном разделении труда. Быстро развивается и торговля услугами в банковском, гостиничном и страховом деле, строительстве, инженерных услугах, консультировании, рекламе, торговых и посреднических операциях.
· Экспорт (лат. exportare вывозить) – продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке
· Импорт (лат. importare — ввозить) – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке
· Сальдо (ит. saldo — расчет) торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определенный период
. Виды внешнеторговой политики государства:
· Протекционизм (от лат. protectio — покровительство, защита) – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов
· селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
· отраслевой – защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
· коллективный – проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них;
· скрытный – с помощью методов внутренней экономической политики
· Умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма
· Свободная торговля (фритредерство от англ. free trade — свободная торговля) – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли
Государственное регулирование внешней торговли:
Цельгосударственного регулирования: помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Методы государственного регулирования внешней торговли:
· Тарифные: таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы.
· Нетарифные: установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго (исп. embargo наложение ареста, запрещение)
Государственное регулирование внешней торговли может быть разных видов.
Видыгосударственного регулирования: одностороннее, двустороннее, многостороннее.
Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений.
Экономическая интеграция (лат. integratio — восстановление, восполнение) — это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
Типы экономической интеграции:
· Преференциальные (от лат. praefarre — предпочитать) торговые соглашения, предполагающие снижение таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по сравнению с уровнем, которым облагаются товары третьих стран
· Зоны свободной торговли, предполагающие взаимную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каждой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам
· Таможенные союзы, предполагающие взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешнеторгового режима относительно третьих стран
· Общий рынок, в рамках которого наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осуществляется согласование экономической политики
· Экономические союзы, в которых происходит унификация экономической, социальной, научно-технической, международной политики стран-участниц; создается система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду
В настоящее время в мире существует примерно 100 интеграционных группировок разных видов. Наиболее развитыми из них в мире являются:
· Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 европейских стран.
· НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле с участием США, Канады и Мексики.
· АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
· Латиноамериканская ассоциация свободной торговли и ряд других.
Международная валютно-финансовая система — это закрепленная международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.
Структура международной валютно-финансовой системы:
· валютные отношения по поводу условий обращения и взаимной конвертируемости национальных валют, механизмов регулирования валютных курсов;
· финансовые отношения, которые охватывают международные финансовые рынки и механизмы торговли валютой, ценными бумагами, кредитами;
· экономические отношения, складывающиеся в процессе международных расчетов, выражаются в платежных балансах страны.
Международный валютный рынок – сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки.
Международный валютный рынок приводит в определенное соответствие курсы национальных денежных единиц (валют). Появление рынка евровалют и ценных бумаг отражает тенденцию к растущей интернационализации финансовой системы.
Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.
Международный финансовый рынок включает в себя:
· рынок капитала – средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги;
· денежный рынок – краткосрочные кредиты, ценные бумаги и т.п.
Деятельность регулируют международные валютно-кредитные организации
· Международный валютный фонд (МВФ)
· Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
· Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
Центральное место во внешних экономических связях принадлежит международному движению капитала. Основными заемщиками финансовых средств сегодня являются США и Великобритания. Япония и Германия выступают чистыми кредиторами.
Формы движения капитала:
· прямые и портфельные инвестиции;
· внутрифирменные потоки капитала в рамках транснациональных корпораций (ТНК);
· предоставление кредитов, государственных займов;
· создание совместных предприятий и др.