Классификация видов деятельности
Существуют различные классификации видов деятельности.
Практическая деятельность
направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
Она включает в себя
материально-производственную деятельность социально-преобразовательную деятельность
(преобразование природы) (преобразование общества).
2. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей (познавательная деятельность, прогностическая деятельность). Все виды деятельности связаны между собой.
Направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. |
Направлена на изменение сознания людей. |
· социально-преобразовательная. |
материально-производственная |
прогностическую деятельность |
познавательная деятельность |
ценностно-прогностическая деятельность |
Практическая Д. |
Духовная Д. |
В социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную деятельность и т.д.
В педагогике выделяют трудовую, учебную, игровую деятельность,
в психологии – сенсорную, мнемическую, мыслительную и др.
Различают деятельность практическую и духовную.
В зависимости от полученных результатов деятельность бывает как разрушительная, так и созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.
П о в е д е н и е ч е л о в е к а – это внешнее проявление его деятельности.
В поведении человека видно его отношение к обществу, людям, рассматриваемое
со стороны нравственности и право.
П о с т у п к и – это сознательные действия, направленные на достижение
какой-либо цели.
Учитывая, что любая классификация в известной мере условна, рассмотрим лишь те виды деятельности, которые большинством исследователей признаются в качестве основных. К ним относят: общение, игру, учение и труд, объединяемые по признаку участия их в формировании и совершенствовании личности. Все эти виды деятельности включены в процесс индивидуального развития человека и каждый из них приобретает большее или меньшее значение в зависимости от стадии развития человека.
Общение, игра, учение, труд
Деятельность и общение.
Обязательным элементом в структуре любой деятельности является её субъект. Часто для достижения поставленной цели необходимо прибегать к общению с другими субъектами.
Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Выделяют несколько видов общения:
· общение между реальными субъектами (между двумя людьми);
· общение с реальным объектом и иллюзорным партнёром (человек с животным);
· общение реального субъекта с воображаемым партнёром (общение человека со своим внутренним голосом);
· общение воображаемых партнёров (литературных персонажей).
Функции общения выделяют в зависимости от того, какова цель общения. Если общения выходит за его пределы, а само общение обслуживает предметную область деятельности, помогая сделать ее более успешной, то оно может рассматриваться как подчиненное, «включенное» во взаимодействие субъекта с объектом или с другим субъектом по поводу объекта.
Иное дело, если цель общения в нем самом, если ценно именно общение.
Наконец общение может служить цели приобщения партнера к своему опыту. Но здесь есть и вторая сторона – стремление самому приобщится к ценностям другого.